1913
На I января 1913 г. на территории Уссурийского казачьего войска насчитывалось 76 станиц и поселков. Все станицы и поселки были расположены вдоль границы, и только на севере, благодаря «отводу Духовского», в 1894 казачьи земли уходили в тайгу Сихотэ-алинского хребта, где соприкасались с территориями, населенными гольдами, гиляками, орочонами. По площади территория округа равнялась 72482 квадратным верстам.
В 1913 добровольно с 17 лет принимались на службу вольноопределяющимися лица с высшим и средним образованием. Срок службы - 2 года. Сдавшие на службе экзамен на чин офицера запаса служили 1,5 года. Вольноопределяющиеся во флот - только с высшим образованием - срок службы 2 года. Лица, не имеющие образования, могли поступить добровольно на службу без жребия, как охотники, и служить на общих основаниях.
Офицеры могли получать основной или усиленный оклад. Усиленные оклады назначались в отдаленных округах, в академиях, офицерских школах, в воздухоплавательных войсках. Сейчас напишу, каким этот оклад был: просто цифра - основной, в скобках – усиленный. Полный генерал - 2291 (3207), генерал-лейтенант – 1964 (2697), генерал-майор – 1637 (2187), полковник – 1309 (1676), подполковник, войсковой старшина – 1178 (1465), капитан, ротмистр, есаул – 982 (1178), штабс-капитан. штабс-ротмистр, подъесаул – 851 (1034), поручик, сотник - 786 (956), подпоручик, корнет, хорунжий – 720 (877). В гвардии капитаны, штабс-капитаны, поручики получали жалование на 1 ступень выше. Офицерам выдавались при переводе к новому месту службы и при командировках т.н. прогонные деньги на наем лошадей. При нахождении в различных видах командировок вне предела части выдавались суточные и порционные деньги. Выдавались квартирные деньги, деньги на содержание конюшен, а также деньги на отопление и освещение квартир в зависимости от места дислокации воинской части.
Столовые деньги назначались офицерам не по званию, а в зависимости от должности: командиры корпусов - 5700 руб., начальники пехотных и кавалерийских дивизий - 4200, начальники отдельных бригад - 3300, командиры неотдельных бригад и полков – 2700, командиры отдельных батальонов и артиллерийских дивизионов – 1056, командиры полевых жандармских эскадронов – 1020, командиры батарей – 900, командиры неотдельных батальонов, начальники хозяйственной части в войсках, помощники кавалерийских полков – 660, младшие штаб-офицеры управления артиллерийской бригады, ротные командиры крепостной и осадной артиллерии – 600, командиры отдельных саперных рот и командиры отдельных сотен – 480, ротные, эскадронные и сотенные командиры, начальники учебных команд – 360, старшие офицеры (по одному) в батареях – 300, пулеметных команд – 180, должностные офицеры в войсках - 96 руб.
Чтобы понять, много это или мало, вот вам пример цен в Москве. Один фунт (0.40951 кг) хлеба пшеничного стоил в 1913 в Москве 4-7 коп, ржаного - 2.5-3.5 коп., говядины - 6-35 коп., телятины - 10-60 коп., свинины - 11-28 коп., осетрины - 27 коп - 1 руб., сахара - 14-15 коп. Ну и общеизвестна цифра, что живая корова тогда стоила 5 рублей, но я не думаю, что они покупали себе для пропитания живых коров.
В декабре 1913 г. принц Петр Александрович Ольденбургский возвращался в курьерском поезде с Кавказа. Ночью на перегоне между станциями Сагуны и Лиски шедший со скоростью около 50 км/ч поезд столкнулся со стоявшим на пути паровозом. Несмотря на темноту, машинист поезда заметил паровоз и включил экстренное торможение, но было уже поздно, и столкновения не удалось избежать. Многие пассажиры от удара попадали и получили ушибы. Принц остался невредим и в благодарность за проявленную машинистом бдительность, позволившую избежать ужасной катастрофы, подарил ему свой золотой портсигар. Не было конца и благодарностям со стороны пассажиров, отделавшихся лишь испугом.
9 декабря 1913 г. в стоявшем на главном вокзале немецкого города Росток русском императорском поезде произошел взрыв. Этим поездом должна была следовать в Россию возвращавшаяся из Копенгагена императрица Мари Федоровна. Взрыв произошел днем в последнем вагоне, где размещалось электрооборудование поезда: керосиновый двигатель, динамо машина и аккумуляторная батарея. Около 3-х часов дня 10 человек поездной бригады сидели на скамье, под которой находились ящики с аккумуляторами, и курили. Как потом выяснилось, аккумуляторы передозировали серной кислотой, что привело к усиленному выделению газов. Кто-то из сидевших, по мнению экспертов, бросил зажженную спичку, и газ взорвался. Сила взрыва была настолько велика, что затряслись стены расположенных рядом железнодорожных мастерских. Через несколько минут рабочие обнаружили одного из работников поездной бригады, лежащего с переломанной рукой, которого взрывной волной выбросило из вагона. На полу внутри вагона были найдены лежавшие в разных позах остальные девять работников поездной бригады с переломами ног и ожогами. Трое из них получили тяжелые увечья. Хотя предварительное следствие установило, что причиной взрыва является дефект чисто технического характера, расследование было решено продолжить.