Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Из истории рода Гульшиных


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Из истории рода Гульшиных
RSS

Автор статьи: И.Ф. Гульшин
Первоисточник: Записки Липецкого областного краеведческого общества. выпуск VI. Липецк 2007
Страницы: 1 2 3 #


И.Ф. Гульшин
Из истории рода Гульшиных

Гордиться славою своих
предков не только можно, но и
должно: не уважать оной
есть постыдное малодушие.


А. С. Пушкин

Фамилия Гульшин малораспространённая. Отцу моему и мне, немало поколесивших по Советскому Союзу, за 80 с лишним лет так и не пришлось встретиться с однофамильцем. Не встречалась она и тем, с кем приходилось говорить. Складывалось впечатление, что Гульшиных, кроме села Хренного, в котором я вырос, больше нигде нет. Только в 1950-х гг. узнал, что они есть в селе Покрово-Ендовище и близлежащих к нему селениях Сестренке и Горловке.
Есть ли ещё где Гульшины? Откуда и когда они пришли в Хренное и Покрово-Ендовище? Каково происхождение и значение фамилии? Эти вопросы всё больше увлекали меня.
Занимаясь историей сёл Петровского района, приходилось работать с материалами ревизий (переписей) населения, я стал делать выписки о встречавшихся Гульшиных, но кроме Хренного, даже в Хмелевой слободе, что под Козловом (ныне Мичуринск), из которого, по рассказам старожилов, пришли основатели Хренного, таковых не оказалось. Тогда решил выяснить, в каких городах и весях Советского Союза проживают Гульшины, откуда они или их предки пришли туда, когда это было. В 1986-1987 гг. запросил адресные бюро республиканских, краевых и областных центров, крупных городов о проживающих гражданах мужского пола с фамилией Гульшин в их регионе, откуда прибыли. Надо отметить, что из всех адресных бюро ответы получил, хотя в некоторые пришлось писать повторно. По некоторым полученным адресам писал письма с просьбой сообщить, откуда их предки, когда и почему поселились в этом городе.
В результате этой работы было установлено, что Гульшиных, имевших прописку на территории Советского Союза в 1987 г., было выявлено 128 человек, что все они или их предки, не стар¬ше третьего поколения, были родом или из села Хренного и Хренновских выселок, или из села Покрово-Ендовище и его "спутников" - Сестренки и Горловки. Других мест, которые были бы родовыми гнёздами Гульшиных, не оказалось. По Советскому Союзу они распределялись так: в Тамбовской области проживало 43 Гульшина, из них 13 - в Хренном (из Хренновских высе¬лок Гульшины уже разъехались); в Покрово-Ендовище, Сестренке и Горловке - 6, в других сё¬лах Петровского района - 5, в Мичуринске - 15 и 4 - в Тамбове, Уварове и Стаево.
В Москве и Московской области проживало 11 представителей этой фамилии, из них 5 - из Хренного. В Липецкой - 7 человек, в т.ч. 4 - из Хренного; в Поволжье - 13, в т.ч. в Астраханской области - 4; на Урале - 7 человек (все из Горловки); в Западной Сибири - 5; на Алтае - 4; на Украине - 11, из них 7 - выходцы из Хренного; в Белоруссии - 3, в Казахстане и Узбекистане - 5; в Воронежский области - 6 человек. Ещё в восьми областях - 11.
Эти цифры говорят о том, что фамилия Гульшин возникла где-то под Козловом (Мичуринском), так как Хренное и Покрово-Ендовище основаны, и по рассказам старожилов, и по первым ревизиям, выходцами из-под Козлова. Следовательно, там и появилась фамилия Гульшин, ибо в западных областях, Липецкой, Орловской, Курской и др., откуда пришли русские, Гульшиных не было, хотя фамилий однотипных, таких как Акиньшин, Ганьшин, Даньшин и т.п., там много. Так, в 1987 г. в Липецкой области было 570 Акиньшиных, 283 Даньшиных, 280 Ганьшиных, в Курской - соответственно 40 и 50.
Первых Гульшиных в Хренном, основанном в 1697 г., находим в материалах ревизии 1719 г. Ими были Григорий Михайлов сын Гульшин (1668-1723 гг.) и его малолетние дети Семён (1714 г. р.) и Иван (1721 г. р.), а в сказках деревни Мордовки, выселках из Хренного проходит Артём Филиппов СЫН Гульшин (1708 г. р.), не имевший сыновей. Можно предположить, что Григорий и Филипп Гульшины были братьями.
Материалы первых ревизий села Покрово-Ендовище тщательно не просматривались, только в ревизии 1782 г. числится Антон Ермолаев сын Гульшин (1697-1775 гг.) и его сын Фёдор (1741 г. р.), Дементий Тимофеев сын Гульшин (1714 г. р.) и некий Карп Гульшин, судя по возрасту 29-летней дочери, родившегося в 30-х годах XVIII в. Они, как и основатели деревни Ендовище Каширские, Бахаревы и др., были выходцами из-под Козлова, возможно, из тех же мест, что и хренновские Гульшины. Были ли они родственниками можно установить просмотром более ранних архивных документов.
Есть три версии возникновения этой малораспространённой фамилии, истинность одной из них требует доказательства дальнейшими поисками. Пока же каждая имеет право па существование.
ПЕРВАЯ. По рассказам некоторых старожилов когда-то в этих местах жили немцы, один из них женился на русской. Их потомки и стали Гульшиными. Что ж, среди фамилий с. Хренного есть фамилии украинского и польского происхождения, такие как Пановы, Пилюгины, Черкасовы, прозвища Литовы, Хохловы. Почему бы не быть Гульшиным от какого-то, если не немецкого, то от славянского имени? Или прозвища? Например, от болгарского "гулешь" - пескарь, которое могло быть прозвищем, а затем записано как фамилия: Гулешь - Гулешин - Гульшин.
ВТОРАЯ. От имени Гуля, производного от Георгий, Григорий и др., и Гульша по образцу: Данил - Даня - Даньша - Даньшин, Акиндин - Акиня - Акиньша - Акиньшин, Пётр - Петя - Петьша - Петьшин. И соответственно: Гуля - Гульша - Гульшин. Имя Гуля существовало. Академик В.И. Вернадский своего сына Георгия всю жизнь звал Гулей.
ТРЕТЬЯ. Не исключено, что фамилия Гульшин произошла от фамилии Гульский из-за неточного прочтения её под влиянием распространенных фамилий на -шин. Причиной неточного прочтения могло быть написание в XVII веке букв С, К, Ш, И, Н, представлявших собой "палочки", очень слабо изогнутых и не всегда отчетливо соединенных там, где это нужно. Этих "палочек" в суфиксах -ский и -шин по шесть, и при неотчетливом написании их можно прочитать двояко: -ский как -шин, а -шин как -ский. А так как фамилия Гульский в районе Козлова не встречалась, во всяком случае тому, кому нужно было её прочитать, то писарь прочитал её как Гульшин под влиянием распространенных фамилий на -шин. Прочитал и записал в нужную бумагу, скажем, в список служилых людей города или крепости. Вот появилась фамилия Гульшин. Что это вполне могло быть, подтверждает текст "Сказания о Мамаевом побоище", где на странице 19 в слове "русских" СК легко посчитать за Ш, а Ш в слове "совокупишася" за СК. А на странице 11 в словах "великiй" и "Димитрiй" сочетание букв iй как iN. В скорописях XVII в. такое прочтение более вероятно. Но если в приведенных примерах неправильному прочтению мешает смысл, то в прочтении фамилии Гульский как Гульшин смысла не требуется, действует ассоциация с более знакомым.
О вероятности такой трансформации говорит и то, что в 80-х гг. XVII в. в Белгородском стане был объездной голова Михаил Гульский, попавший в опалу и, кажется, отстранённый от должности. Не его ли записали как Гульшина в городскую службу Козлова или Козловского участка Белгородской черты, не его ли дети в конце 90-х гг. XVII в. оказались в числе жителей основанных сёл Хренное и Ендовище? Ведь Михаил Гульшин из Хренного по возрасту подходит Михаилу Тульскому: оба родились где-то в 30-40 гг. XVII в. А ендовищенский Ермолай, отец Антона Гульшина, вполне мог быть внуком Михаила Гульского-Гульшина.
А теперь вернёмся к Гульшиным в Хренном, их родословной. Григорий Михайлов сын Гульшин числился в городовой службе до 1719 г., когда служилые люди были переведены в разряд однодворцев - промежуточное сословие между дворянами и государственными крестьянами.
Как и дворяне, они имели право владеть землёй и дворовыми крестьянами, но, как и крестьяне, несли рекрутскую и податную повинности.
Писатель А.А. Аблесимов в комедии "Мельник-колдун" так охарактеризовал однодворца:
Сам помещик, сам крестьянин,
Сам холоп, и сам боярин.
Сам и пашет, и орёт,
И с крестьян оброк берёт.

В 80-х гг. XVIII в. императрица Екатерина II лишила однодворцев привилегий, присоединив их к государственным крестьянам. Однако их продолжали называть однодворцами, что и сейчас можно услышать. На долю Григория Михайлова сына и его сыновей, как и на всех первопоселенцев, выпал нелёгкий труд поднимать целину, обустраиваться на новом месте при постоянной угрозе внезапного нападения степняков, нести повинности в связи с войной со Швецией (рекрутскую, денежную, подводную, постоялую и многие другие). Их потом и кровью политы отведенные им земли. До конца XVIII в. в Хренном был один двор Гульшиных - Семёна Григорьевича, который наследовал его сын Захар (1747-1830), второй сын Антон наследников не оставил.
У Захара была большая семья, насчитывавшая до 16 человек. Он пользовался уважением односельчан, дважды избирался сотским. Его имя упоминается в ряде архивных документов, в том числе в прошениях на имя императора Александра I об открытии в Хренном субботних торгов (базара) и весенней и осенней ярмарок. Два его сына - Иларион (1773-1832) и Варфоломей - положили начало разделу Гульшиных на ветви с уличными прозвищами, которые становились более употребительными жителями, чем фамилия.
Из пяти сыновей Илариона только трое продолжили его род. Сын Леонтия Платон в 50-х гг. XIX в. с частью жителей Хренного переселился на р. Бычок. В образовавшейся деревне Хренновке его трое сыновей продолжили род Гульшиных, в годы советской власти разъехались по городам. Второй сын Степан Леонтьевич 25 лет служил в солдатах, дослужился до унтер-офицера, по истечении срока службы вернулся на родину, женился. Детей не имел.
Сын Филиппа Илларионовича Зиновий, переселившийся за реку Матыру, положил начало ветви Гульшиных-Зиновьевых (по-уличному). Его внуки от сына Степана Пётр, Сергей и Иван были в активистах строительства новой жизни в 20-х гг., в создании коммуны. Их потомки разъехались по городам. Внук Логвина Иларионовича Яков Агапович положил начало Гульшиным, по-уличному Косырёвым. Его сын Пётр Яковлевич участвовал в русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой войнах, стал полным георгиевским кавалером. Одним из первых вступил в колхоз, надеясь на лучшую жизнь своей многодетной семьи. Но из нужды не выбрался, жил в избушке в два окна, покосившейся из-за ветхости. Трое его сыновей участвовали в Великой Отечественной войне. Пётр погиб под Клайпедой через месяц после своего 18-летия. В Хренном из потомков никого не осталось.


Страницы: 1 2 3 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта