Над умершим, во время выноса его, женщины голосят. Над отцом семейства например, причитают так: "Кормилец ты наш батюшка, на кого ты нас покинул? Откуда мы тебя будем дожидаться, с какой сторонушки; по какой пути - дороженьки? На кого ты нас оставил, горьких, несчастных? Кому ж ты нас приказал кормить - поить? Мы горькие, несчастные, кукушки безгнездные, кто нас примолвит, кто пожалеет? Кормилец нас батюшка, возьми нас с собою!"
С
С. Столпово Зарайского уезда 22.
Если человек, над которым совершено таинство елеосвящения, не умер на третьи сутки после этого, то, по народному поверью, будет жить долго.
Ш
С. Шеянки Касимовского уезда23
а) Крестьяне считают хлеб не иначе, как за дар Божий; за стол садятся не иначе, как умывши руки, и помолившись. Если во время обеда кусок хлеба от чего-либо упадет на пол из рук, или со стола, то увидавший это, поднимает его не иначе, как сделавши наперед на себе крестное знамение. б) Мышонок, пробежавший по хлебу, считается такой скверной, что для очищения от нее хлеба, его окропляют святой водой, или даже зовут священника прочесть очистительную молитву. в) После крещения новорожденного младенца бывает для родных обед. За этим обедом кум и кума занимают первые места. Сам хозяин, или отец новокрещенного, не участвует в обеде, но принимает на себя обязанность угощать гостей. Когда в конце обеда подадут на стол (необходимое блюдо) кашу, тогда бабка-повитуха отбирает у сидящих за столом ложки и, вытерев их, кладет их по краям чашки с вашею. Затем каждому, кто выпьет рюмку вина" поднесенную хозяином, подносит чашку с кашей, как бы, для закуски, и тот, взявши своей ложкой каши, кладет бабке монету в пять или три копейки, а отцу новокрещенного ребенка бабка подносит ложку каши густо смешав кашу с солью. И эту ложку каши, по настоянию всех, он непременно должен съесть. Это делается для того, чтобы отец ребенка понимал, как для жены его было солно (тяжело) родить ребенка. Собранные за кашу деньги поступают в пользу повивальной бабки. Есть обыкновение в кумовья приглашать первого встречного: к сему прибегают исключительно те отцы, у которых дети в младенчестве умирают. г) Вольных, особенно престарелых, стараются непременно "особоровать", т е. приглашают священника совершить над болящим таинство елеосвящения: для сего передварительно извещают всех жителей деревни. Посланный, обходя по окнам, приговаривает: "Идите за масло к такому-то", и все собираются и, по совершении таинства, все с болящим прощаются. Умерший "без соборования" служит у всех передметом сожаления. д) Когда несут умершего в церковь для погребения через какую-либо деревню, тогда из каждого дома выходят по одному, или по нескольку человек, со свечей или с монетой и, проводив покойника до конца деревни, прощаются с покойником, складывая свечи, или монеты, в гроб его, в знак своей молитвы об упокоении его. е) Накануне нового года крестьяне среднего возраста ходят с кузовами по окнам и поют - где "коледу", а где - "таусень". "Коледа молода", - поет певец, - "я гоню, гоню тетеревку к Селиванову двору. Селиванова жена пироги пекла, да не выпекла; я вскочил на порог, а мне в ноги - то пирог; я вскочила на поветь, поветь обломила, быка задавила; бык ревнул, как медведь, лихой и проч". "Подай тетка лепешку к заднему окошку" - приговаривает затем певец. Другие поют "таусень". "Таусень - луковка, таусень - поступай-ка; таусень - хозяюшка, таусень - послушай-ка; таусень, мы те песеньку поем; таусень, свою честь те воздаем". Хозяйка дома, в ответ на эти припевы, выносит лепешки, или свиные ножки, блины, яйца и т.п. Обошедши всю деревню, эта певуны собираются все в один чей-либо дом и там сначала поют песни, а потом поедают собранное. При этом бывает и порядочная выпивка. ж) На свадебных пирах бывают также свои особенности. Пo совершении брака, приводят новобрачных в дом жениха, сажают их за стол, передлагая им просфору, а затем подают им младенца мужского пола. Поласкав его и одарив каким-либо гостинцем, новобрачные передают его матери его. При этом гости заявляют свое желание иметь и им подобных малюток и утешаться ими в жизни. На другой день после брака приглашают молодых принести ушатик воды из колодца. Новобрачные обязаны исполнить это без отговорок. Но на дороге, когда они, налив в ушат воды, понесу его в свою хату, дружки, запасшись заранее разного рода тряпками и корцами, окунают их в ушат и обливают ими молодых. Кроме того, молодой дают в руки веник и передлагают ей подмести пол в избе. Но когда она начнет подметать, ей нарочно под ноги мечут всякого рода сор, черепки, щепки, уголья и т.п. и это продолжают до тех пор, пока хозяин дома не соберется поподчивать дружков водкою. Угостившись от хозяина водкой с завтраком, дружки берут с собой молодых и с песнями и пляской отправляются по домам родных молодых. 1 Р.е.в. 1890. №1. сс. 38-40. 2 Р.е.в. 1889. №21. с. 987-989. 3 Р.е.в. 1890. №№7-8. сс. 304-310. 4 Р.е.в. 1890. №3. сс. 145-147. 5 Р.е.в., 1888, прибавления к №5. сс. 133-137. 6 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 55. 7 Р.е.в., 1888, прибавления к №7. сс. 206-209. 8 Р.е.в., 1888, прибавления к №4. сс. 108-111. 9 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 54-55. 10 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 50. 11 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 55. 12 Р.е.в. 1889. №17. сс. 774-775. 13 Р.е.в., 1888, прибавления к №3. сс. 76-80. 14 Р.е.в., 1889, №9. сс. 362-365. 15 Р.е.в. 1889. №23. сс. 1103-1106. 16 Как, например, в Дощатом Погосте 17 см. Дощатый Погост 18 см. сс. Ильинское и Рожново 19 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. с. 53. 20 Р.е.в. 1889. №19. сс. 876-880. 21 Р.е.в. 1889. №6. сс. 238-243. 22 Р.е.в. 1889. №16. сс. 722-723. 23 Р.е.в., 1888, прибавления к №2. сс. 51-53.
Страницы: 1 2 3 4 5 #
|