То и другое называется молитвою 12 пятницам. При боли в пояснице, слегка постукивают больному по пояснице топором, приговаривая: "секу, рублю притку, как перехвачу, пополам пересеку". С большим трудом и обыкновенно под секретом узнавая и тщательно запоминая всю эту дребедень, те же самые старухи со страшными искажениями слов едва в состоянии бывают прочесть одну-две молитвы. Так, например, одна из них в молитве Господней произносит такие слова: "Яков на небеси, Яков на земли". Их дети и внуки особенно женского пола, часто совсем не знают молитв или тоже читают их с большими искажениями. Девочка лет 12-ти на вопрос, какие знает она молитвы, отвечала, что не знает ни одной; на дальнейший вопрос, не слыхала ли по крайней мере про какую-нибудь молитву, отвечала, что слышала лишь про одну "бранную" (это Взбранной Воеводе). В заключение следует добавить, что в силу заговоров сильно верят как сами заговаривающая, так и те, которые обращаются к ним за помощью и, что замечательней всего, так этo уверение, что заговор действует сам собою без всякого сопровождающего его стороннего средства, заговариваюшие, по их уверению, кроме заговора ничего больше и не дают, ни питья, ни мази никакой. Не менее печальные факты приходится наблюдать и в нравственной жизни народа. Вместе со многими другими пороками в последнее время в среду народа более и более проникает ужасный порок тунеядства. Крестьянин имеет достаточно своего собственного хлеба и, тем не менее, побирается. Причина этого явления кроется во взгляде на нищенство, как на выгодный заработок. Каждый такой нищий обыкновенно рассчитывает так: день зимой небольшой, спрос на рабочие руки того меньший, что тут заработаешь, а пойду я побираться, 30 копеек в день все заработаю. Зима проходить, наступает весна и нищий опять обращается в работника. Нищий постоянный, для которого нищенство своего рода профессия, часто притворяется слепым, косым, безруким, безногим, чтобы не было от людей стыдно. Крестьянин же в данном случае подчиняется действию стыда лишь настолько, чтобы не побираться по своей деревне, а идет за 15-20 верст. А такой, у которого есть лошадь, - едет в степь. До, какой степени это тунеядство бывает под час нагло, пример тому вот. Случился в доме одного из таких нищих пожар. Соседи стали таскать его имущество и оказалось у него в амбаре четвертей 15 хлеба, кадушка солонины, несколько окороков ветчины и наконец около двух сот рублей денег. Безутешительнее всего то, что зло это, как связанное с материальными интересами народа, оказывается почтя неизлечимым: где дело касается выгоды крестьянина - будь она и бесчестная - там не действуют на него никакие внушения и увещания. Чтобы отстать от подобных пороков, крестьянин должен еще долго долго расти умственно, свет грамоты со временем если не ему, то его детям, осветит, может быть, грязь и безобразие подобного зла. Невольно припоминается нам при этом следующий случай, свидетелем которого нам пришлось быть. Крестьянина имеет бакалейную лавочку, где продает между прочим сахарные струки. Прихожу к нему и вижу, что эти строки положены в огромную кадушку с водой. Для чего же, спрашиваю, ты их намочил, ведь сушить после этого придется, работа лишняя. Нет, сушить не стану, воду солью, на морозе они так и замерзнуть, а на каждый пуд после мочки все-таки у меня полпуда прибавится. Могу тогда и против людей подешевле отдавать.
С. Мишино Зарайского уезда 15.
Между религиозными обычаями и суевериями в этом приходе встречаются и обычаи для многих других приходов, и некоторые с легкими отличиями от них. Так при тяжелых родах здесь, как и в других местах16, просят священника растворить царские врата с пением стихов: Помилуй нас Господи... и Милосердия двери отверзи нам.... На свадьбу званые съезжаются с хлебом-солью. Брачный поезд из церкви всегда сопровождается причтом и новобрачные вводятся им в родительский дом со святым крестом при пении Тебе Бога хвалим... и многолетии. Из брачных песен наиболее употребительна: Виноград в саду цветет, оканчивающаяся словами: ...Дай же им, Бог, и совет и любовь, во совете и любови хорошо бы им пожить... При поднесении каравая на свадебном пиру собираются с гостей деньги в пользу новобрачных: Сыр-каравай примите, - говорить дружко, - золотую гривну положите, по мощи по силе положите рублика четыре; наше дело в нове, всегда надо много - на донце, на веретенце, на кумачки, на торочки, на тесемочку, на всякую безделицу. О соборовании больного обыкновенно оповещается деревня и собираются почти все пожилые женщины деревни. Выздоровевших после соборования не чуждаются, как бывает кое-где в других местах17. При поминовении умерших на могилу и в церковь приносится один мед. Приношение же блинов и пирогов заменено денежным подаянием от 2 до 3 копеек. Выбор пахаря для весенней запашки совершается несколько иначе, чем напр, в Курово. На пасхе после частных молебнов по домам, в деревне служится общий молебен, на который крестьяне от каждого двора выносят по пирогу. Чей пирог, по усмотрению священника, окажется лучшим, тот и избирается в пахаря. По окончании молебна он кланяется на все четыре стороны и просить у мира благословения: "Простите меня, братцы, в чем я погрешил перед вами, помолитесь обо мне Господу Богу и благословите меня". Мир отвечает: "Бог тебе благословить! Ты только вставай раньше, молись больше и начинай дело (пахоту) не с бранью, а с крестом и молитвою". Тогда он делает три земных поклона пред святым крестом и благословляется священником, получая из его рук свой пирог. При начале весенней пахоты как пахарь, так и другие, крошат в семена заздравную благовещенскую просфору, и съедают заупокойную (благовещенскую же). Из народных суеверий в мишинском приходе можно отметить следующие. Как и во многих других местах18, новокрещенного младенца кладут на шубу с причитанием: "Как под крестом, так чтобы было и под венцом". Некоторые носят новорожденного в курятник, чтобы ребенок впоследствии, когда подрастет, вставал одновременно с птицами. Некоторые не дают детям рыбы, чтобы не были немыми. Открытые глаза покойника предвещают нового покойника в дом. К некоторым лицам в приходе многие прихожане, особенно женщины, питают суеверный страх; при встрече с ним женщины иногда падают в обморок и даже на 2-3 дня ложатся в постель, как больные.
С. Мишино Касимовского уезда19
а) В селе Мишино есть поверье - при похоронах, именно в ту минуту, когда опускают покойника в могилу, один из его родственников непременно постарается перебросить через могилу в руки нищей старицы какую-либо монету. Это делается с той мыслей, чтобы душа покойника, ради поданной милостыни, могла свободно пройти то мытарство, на котором потребуется откуп за место, где ляжет тело покойника. А, когда уже совсем зароют покойника, тогда приехавшие на похороны на лошадях спешат перепрячь своих лошадей, вводя их в повозку (сани или телегу) с левой стороны. Это делается для того, чтобы отнять у смерти возможность похитить еще кого-либо из той же семьи. б) При венчании брака сваха учит невесту на разосланный платок под ноги венчавшихся непременно постараться стать прежде жениха. Какая невеста успеет это сделать, замечают, та непременно будет иметь силу (влиять на мужа).
П
С. Погост Дощатый Зарайского уезда 20.
С постепенным развитием грамотности и под влиянием сношений с более развитым городским и фабричным населением, в приходе Дощатого Погоста заметно ослабевают и выводятся из практики различные суеверия и суеверные обычаи. Например, прежде, бывало, каледовала молодежь, вдовые дьячихи, или помонарихи, последние расхаживали со сковородником, теперь этого нет. Прежде, бывало, пред венчанием в доме невесты справлялся обед и сваха красной шерстинкой связывала вместе левую ногу жениха и правую невесты, теперь этого нет. Прежде бывало на день Вознесения Христова девушки и парни после обедни ходили в поля и бросали в рожь печеные лестницы - пшеничные, ржаные, с пшенною кашей, с творогом - по которым будто Христос пойдет на небо, теперь и этого нет. Прежде, бывало, в праздник Благовещения после обедни просфирня исходила на колокольню и оттуда бросала в народ просфоры (как правило, ржаные), народ подбирал их и весной, выезжая сеять овес, съедал их на ниве и крошки перемешивал с семенами. Теперь все это изменилось: в день Благовещения теперь каждый домохозяин или хозяйка, или же старший в доме после хозяина, покупает просфору, вынимает на проскомидии о здравии хозяина, или, если его нет, хозяйки. Потом при посеве овса поступает с профсорой так же, как и поступали прежде. Из уцелевших поверий, кроме обычных и для других местностей, можно отметить следующие: при трудных родах, по народному мнению, помогает растворение царских врат. С человеком, над которым совершенно таинство елеосвящения, если он сверх ожидания выздоровеет, нужно избегать всякого сообщения в пище, питье и т.п.
Р
С. Рожново Зарайского уезда21
Примета, что на чьей избе сядет ворон, там быть покойнику; вера в дворного или домового, то холящего, то мучащего скотину на дворе; вера в огненного змея, будто бы с заходом солнца прилетающего на постель к избранной женщине в образе ее мужа и пропадающего с восходом солнца, вера в леших, любящих потешаться над пьяными; представление о священномученике Власие, кал покровителе скота и пророке Илие, как громовержце, разъезжающем по небу на огненной колеснице. До освобождения крестьян в приходе было развито кликушество: во время пения херувимской песни нередко поднимался в церкви такой вой, иханье, аханье, что службы не было слышно. Дьякон Фома Иларионов слыл в народе за человека способного отчитывать кликуш и к нему многие обращались. "С уничтожением крепостного права уничтожились и кликуши. Из обычаев более замечательны: свадебные, крещальные, и похоронные. Накануне свадьбы подруги невесты собираются к ней на девичник, убирают елку цветами и поют свадебные песни. Является жених со свахой и становится у стола. Девицы говорят им: "у нас 4 угла, давайте нам 4 рубля, середочку посеребрите, елочку накройте, тогда и невесту возьмите". Жених окупает елку, сваха накрывает ее платком, невесту отводят в чулан или клеть, куда идут и подруги невесты. В день свадьбы за невестой приезжает жених с поездом. Невесту сажают за стол, а по углам садятся брать и ее крестная мать, Брат стучит по столу скалкою и требует выкупа; поезжане кладут по углам стола медные деньги, а на средину серебрения. Крестная мать жениха берет его за руку, сама идет по лавке, ведя за собою жениха и занимает место крестной матери невесты; потом все поезжане садятся за стол, пьют и едят; жених и невеста с платками в руках сидят рядом, не пьют и не едят. Пo выходе из избы, на дворе дружка с образом в руках, обходить весь поезд, говоря: "благословите, православные, к суду Божью". Народ отвечает: "Бог вас благословить"; а полудружье плеткой слегка стегает невесту, приговаривая: "бросай девичьи привычке, привыкай к бабьему". Жениха и невесту сажают в разные повозки и съезжают со двора. Не много отъехав, дружка с женихом возвращается. Молодые женщины и девушки, придерживая дверь, поют песню "пень, пень дубовой, князь молодой, ты бы по миру пошел, ты бы зернушко нашел, ты бы пива наварил, нас игриц бы напоил". Жених дает денег и его впускают в избу. Жених приглашает тестя с тещей: "просим покорно, батюшка с матушкой, к молодому князю пива пить, хлеба покушать, песни послушать" и отъезжает к венцу. Иногда во время венчанья ударяют три раза в колокол, чтобы "завенчать" болезнь на женихе и невесте. После венчания молодых встречает в воротах кто - нибудь в вывороченной шубе, чтобы их не испортили. Отец и мать жениха встречают их на крыльце с хлебом - солью и образом, благословляя их последним и поздравляя. Сваха встречает всех приезжих в вывороченной шубе с хмельной гущей в чашке и брызгает на всех, окунув в гущу шапку. За столом дружка, с полотенцем через плечо, угощает всех водкой, разнося каравай, приговаривает: "сыр каравай принимай, золотую гривну вынимай, зятюшка батюшка, дарю я тебе даром, небольшим, малым, малый дар прими, большой не взыщи". Отец, обращаясь к молодому, говорит: "вот тебе жена от Бога создана, сей лен и конопи, спрашивай с жены рубашку и портки"; а молодой приказываете топить печь, варить щи и кашу. По крещении младенца кум и кума приносят младенца домой и кладут на разостланную шубу, приговаривая: "как видели тебя под крестом, чтобы видеть и под венцом". За обедом после всего бабка - повитушка подает в шапке горшок с кашей, и когда подчивают отца, то ему кашу перемешивают с солью, чтобы чувствовал, как сольно приходится матери при родах.
Страницы: 1 2 3 4 5 #
|