Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Народные поверья и обычаи в нек. селах Рязанской губернии


(по данным "Рязанских епархиальных ведомостей") М.Б. Оленев 2006-2007 гг.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Народные поверья и обычаи в нек. селах Рязанской губернии
RSS



ж) Страдающий от лихорадки или накожной сыпи пусть искупается в реке до восхода солнца в день Великого Четверга, и болезнь его как рукой снимет. Равным образом соль, взятая и пережженная в Великий Четверг, врачует коров и овец от боли в животе.

К

г. Касимов и его уезд10

Священник Никольской церкви города Касимова Василий Рубин пишет, что в приходе сей церкви есть обычай, при отходе души умирающего, ставить в комнате стакан с водой для того, чтобы душа, выйдя из тела, могла омыться в этом стакане от телесных нечистот. При выносе покойника из дома, едва успеют вынести покойника со двора, кто-либо из его родственников разбивает горшок, причем старается произвести большой треск с той целью, чтобы испугать смерть для того, чтобы она боялась впередь даже подходить к этому дому.

С. Курмон Касимовского уезда11

Есть обычай в день похорон, или в сороковой день после кончины покойника, устраивать обеды для всей деревни. И потому на эти обеды стекаются и старые и малые так, что обеды эти продолжаются до самой ночи. Самую могилу покойника в эти дни усыпают рожью, овсом и др., дабы накормить достаточно и птиц небесных. Ведь и они, говорят поселяне, молят Бога за насыщение их.

Л

С. Лошатово Зарайского уезда12

На пасхальной неделе прихожане принимают к себе в дом святые иконы с хлебом-солью и красным яйцом, при этом на лавке в переднем углу ставят меру овса, в которую помещают икону Божией Матери, а под столом кладут сено и в него сошники и палицу, чтобы освятились предметы домашнего хозяйства.

М

С. Макковеево Касимовского уезда13

Суеверия и предрассудки прихожан села Макковеево остаются в незначительном меньшинстве и почти совсем исчезают; однако все еще есть и там, есть:
1) Верование в колдунов, опасное для истинной веры. Оно распространялось здесь издавна между простым народом. Народ думает, что есть такие люда которые, возымев сообщение со злыми духами, могут делать все, что им хочется, могут действовать на здоровье человека, поразить человека болезнью, сделать член тела недвижимым, наговорить и нашептать на пище, вине и воде, так, что человек, принявши в себя наговоренное, может умереть. Невежество, желание в некоторых прослыть за колдуна, которому в простом народе много бывает временем почета, нечистая жизнь этих мнимых колдунов поддерживали и в некоторых теперь поддерживают это суеверие. Безобразный и страмный вид мнимых колдунов, происходящий от безобразных страстей и скверных студных дел при самохвальстве, что я колдун, также иногда заставлял простяков верить в колдунов. При свадьбах им бывает большой почет; вина им подносят, сколько угодно.
2) Верование в знахарей, ворожей и гадателей, к которым крестьяне прибегают в болезнях, напр. килах, по их мнению присаженных колдунами, во время болезни скота и в каком либо несчастье, напр., в пропаже денег. Знахарством, ворожбою и гаданием занимаются в вашей местности больше татары и татарские жены.
3) Верование в домовых и леших. Оно повторяется в досужие праздные часы между крестьянами в разговорах; один солжет и скажет, что я видел домового; другой скажет, что у меня домовой лошадь любит и гриву ей плетет; третий скажет, что видел в лесу лешего и слышал крик его, как он ему показался и тотчас пропал. Это верование проявляется у немногих.
4) Верование, что души опившихся от вина, удавившихся и вообще всех самоубийц не принимаются на тот свет, а странствуют на земле. На самоубийцах бесы разъезжают в глухое ночное время и являются иногда в кузницы к мастерам для подковки им ног.
5) Суеверное мнение относительно тяжелого или нехорошего глаза, тяжелой руки, тяжелых дней и тяжелого года. Будто есть такие люди, которые могут сглазить или оглазить человека: поглядеть на здорового человека, и он захворает, взглянуть на здоровую скотину, скотина занеможет. Будто такие есть люди, у которых нельзя, скотину покупать, а если купишь, то в руку не пойдет. Будто понедельник - день тяжелый, в который дело начинать нельзя, а, если начнешь, то благополучно не совершишь. Будто високосный год - год тяжелый. Кассиан, святой мученик, на что взглянет, то будет сохнуть. Взглянет, на людей, мор будет; взглянет на скот, падеж скота будет; взглянет на хлеб, урожая не будет; взглянет на лес, лес завянет.
6) Есть суеверные приметы, которым крестьяне верят, хотя они нелепы и бессмысленны. Так, курица, кричит петухом на чью-нибудь голову, надобно её резать, а то будет в доме упокойник. Вот каша вылезла из горшка-и напуганная женщина начинает дотоле плакать, что в этот год муж ее должен умереть, пока придет к ней благоразумная знакомая и разговорить ее. Услыхали около дома крик филина, бой древоточного червя, и говорят - к упокойнику. Произошел у крестьянина шум и звон в ушах, и он скажет, что об нем люди переговаривают и судят. Появилась у него икота, и он скажет, что о нем кто-то вспоминает.
7) Есть поверья, приметы, касающиеся святых таинств: так, будто старые люди говорили, что кто в великий четверг причащается, тот проживает долго. Будто все причастившиеся, святых Тайн должны 6 недель сносить их, то есть, остерегаться греха и телесной нечистоты, а после 6 недель можно и грешить. После coвершения святого таинства крещения нужно смотреть в купель на воск, в котором закатаны постриженные волосы младенца. Вели воск сверху плавает, то младенец будет жить, если опустится вниз, то младенец скоро умрет. Будто есть два мира, одно для мужского пола, другое для женского. Если священник помажет в ошибке младенца женского пола миром мужским, то у этой женщины будет борода, а если мужского пола младенца-женским миром, то у этого мужчины бороды не будет. Пред венчанием жених с невестой, когда приведут их в храм, должны спешить скорее стать ногами на подосланной платок. Если вместе станут в одно время: будут друг друга слушать, если муж станет вперед, то будет управлять женою, если жена станет прежде, то она будет управлять мужем.
8) Старые люди будто говорили, что нехорошо встречаться со священником и еще кто убьет паука, тому отпущено будет сорок грехов.
9) Касательно умерших нет произвольных мнений. Погребение умерших не сопровождается суеверными обычаями. Кутью приносят в храм для поминовения умерших в день погребения и какой-либо принос, часть коего иногда дают нищим, а большую часть отдают причту. Тоже делают в 9-й день, 20-й и 40-й после смерти. По умершим заказывают служить сорокоусты, 40 обеден, панихиды и литии, заказывают читать псалтирь до 40 дней, творят милостыню вдовам, сиротам, нищим и стараются до 40 дней каждый день по усопшем сделать милостыню. До в 40-й день по умершем или умершей делают обеды и желают при этом как можно более подать блюд с разными кушаньями, для того, говорят некоторые из щедро угощающих на этих обедах, что сколько за обедом посидят, столько душа в царствии небесном побудет. Некоторые особенно щедры бывают на эти обеды и приписывают большую силу длинным обедам, на коих вина или совершенно не подают или подают очень мало.
10) В Макковеевском приходе некоторые имели суеверную тетрадь "сон пресвятыя Богородицы". Недавно умерла одна старушка, которая читывала его наизусть. На этой ложной тетради основано мнение о 12 пятницах, в которые не следует вкушать хлеба и пить воды. На этой же тетради основано мнение о 12 сестрах лихорадках: потому что в ней сказано: кто те пятницы будет проводить в посте, тот будет сохранен от 12 трясучих лихорадок, от 12 черных немочей.
11) Есть суеверный обычай гадать пред новым годом. Обычай сей исправляется молодыми девицами, желающими выходить замуж. Они просиживают до полуночи и смотрят в зеркало, в котором будто является им суженый - ряженый: кидают чрез ворота башмак с ноги, в какую сторону упадет башмак, в той стороне живет будущий жених; слушают вечером у окон соседей, между которыми вдет разговор, и спрашивают имена своих женихов, как будут звать жениха. Этот обычай однако, остается в среде девиц, не отличающихся скромностью и одобрительным поведением, которые потому только бывают им заняты, чтобы провести время повеселее, похохотать и попустословить.

с. Малахово Касимовского уезда14

Заговор, к которому прибегает ворожея, когда ее просят лечить слабого младенца. Получив просьбу о помощи такому младенцу, знахарка на другой день при едва занимающейся заре выходить на двор и начинает читать: "Зарня-зарница, красная девица, пошли легкоты рабу твоему младенцу N". С первого взгляда подумаешь, что это личность совсем другого, а не христианского вероисповедания. А между тем она числится в лоне православной Церкви и как бы в доказательство этого в своих заговорах она обращается не к одной Зарее, но и к Богу, обращается лишь по-своему. Так, над тем же самым слабым младенцем она читает такие слова: "пусть будет легкость от меня - от рабы и от Господа Бога младенцу N". Бог-то, следовательно, в ее религиозном сознании есть, лишь место отводится Ему далеко но первое, А вот заговору употребленный при снятии так называемых кил: "Змея Матрена разнеси килу, разорви килу". Каким образом змее, которая к тому же представляется здесь существом более могущественным, чем простое животное, могло быть усвоено христианское имя, понять трудно. Должно лишь сказать, что с этим именем змея упоминается не в одном этом заговоре, а и в других. Так, например, в заговоре от укусов змей: "На мори на Елани, во святой Ярдани стоит ивовый куст, под тем под кустом лежит бел горюч камень, на том на камени сидит бабушка Саломонида, под тем под каменем лежит змея Матрена и велит бабушка змее Матрене жальце вынуть, и ежели ты жальце не вынешь, я тебя убью и весь твой плод сведу. Сорок соборов и у сорока соборов царские двери отворены и книги развернуты. "Таким образом и в этой примерной нелепице фигурирует змея Матрена". Она же упоминается и в другом заговоре от змей: "стоить куделя, в той куделе лежит змея Матрена" (далее этого заговора не знаем). Не лучше в другие заговоры, которые приходилось нам слышать; они также отзываются или кощунством или бессмыслицей. Так, от обжога ворожея должна проговорить, не переводя духу: "завтра пятница, завтра пятница (12 раз)" и затем быстро подуть на обжог, или же она должна, тоже не переводя духу, сказать: "премудрая пятница, премудрая пятница (12 раз) утиши, угомони огненную немочь".


Страницы: 1 2 3 4 5 #

Текущий рейтинг темы: Нет