Ольга Щеткова
|
Профиль | ИгнорироватьNEW! Сообщение отправлено: 4 апреля 2008 21:18 Заголовок сообщения: Дочь протоиерея Евулла Троицкая.
Дочь протоиерея Н.А. Лазуко, О.А. Щеткова
Священник Михаил Фёдорович Троицкий был направлен на служение в село Чистое в 1883 году.(1 ) До последних своих дней, до 4 сентября 1916 года он проживал в селе Чистое. Жена его Ольга Григорьевна, в девичестве Образцова, родила ему много детей: Григорий (~1877 г.р.), Лидия (~1880 г.р.), Николай (~1883 г.р.), Павел (~1885 г.р.), Иоанн (~1887 г.р.), Александра (~1889 г.р.), Фёдор (1891 г.р.), Евулла (~1893 г.р.), Пантелеимон (~1895 г.р.), Василий (~1897 г.р.).(2) По удивительному стечению обстоятельств, чётко просматривается в журнале «Оренбургские епархиальные ведомости»(3)судьба дочери священника Троицкого Евуллы. В 1901 году она, как и многие крестьянские дети, пошла учиться в первый класс Чистовской церковно-приходской школы, где закноучителем был её отец Троицкий Михаил Фёдорович. Он преподавал детям Закон Божий. Как могла выглядеть школа того времени? – Она не была похожа на современные учебные заведения. Во-первых, все ученики пели в церковном хоре, под руководством регента, псаломщика или священника.(4) В 1909 году Михаил Троицкий был награждён грамотой за успехи по церковному пению в Чистовской школе Челябинского уезда. Некоторые школы в сёлах не имели отдельно стоящего здания и часто располагались в доме священника, зажиточного крестьянина или заведующего школой. Больше половины школьных помещений в уезде были признаны неудобными.(5) Церковно-приходские школы по Челябинскому уезду получали финансовую помощь из следующих источников: 1. От епархиального училищного совета города Оренбурга. 2. От церквей Челябинского уезда Оренбургской Епархии. 3. От городских попечительств. 4. От частных попечителей и благотворителей. В сельских школах выдавались бесплатные обеды малоимущим ученикам.(6)Обед, как правило, состоял из 1-2 блюд. Меню ученика состояло из достаточного количества хлеба, щей, каши, горошницы или похлёбки. Особенно крестьяне ценили эту помощь от Оренбургской Епархии в годы неурожая и голода. Конечно, Евулла ни в чём не нуждалась, так протоиерей Михаил Троицкий получал большие по тем временам деньги – 525 рублей (жалование от казны – 300 рублей и от прихода – 225 рублей). По-видимому, приход села Чистого был богатым, если имел возможность выплачивать своему батюшке такую большую денежную сумму. Ведь некоторые сельские священники получали от своего прихода лишь хлебную ругу.(7). Проучившись 2 года в церковно-приходской школе села Чистого, Евулла Троицкая уехала в Оренбург, где поступила в женское Духовное Училище. Жизнь в училище Оренбурга отличалась от деревенской. В городе зажигались по вечерам ночные фонари. Они представляли собой столбы, окованные железом.(8) «Для забития на зиму подпольных окон» в училище привозили «воз моху». На входной двери в зданиях общежития и больницы висела кошма для удерживания тепла в помещении, а сами двери утеплялись войлоком. «Для обмётывания пыли» девочки в училище использовали гусиные перья. Для мытья полов рабочие доставляли «воз песку». Для тяжелобольных в больнице училища использовали специальную фаянсовую посуду – «ватер-клазет». Чугунные умывальники и железные тазы для бани – средства личной гигиены начала ХХ века. На партах учениц стояли фарфоровые чернильницы с механически закрывающимися крышками. На школьном дворе был «колодезь и железный якорь для вытаскивания» упавших в этот колодец предметов. Видимо, Евулла очень хорошо училась, так как по окончании Оренбургского Духовного женского Училища она поехала поступать на курсы в Петроград.(9) Какие именно курсы закончила Евулла пока остаётся загадкой. Таких курсов в Петрограде было несколько. Высшие женские курсы – высшие учебные заведения для женщин в дореволюционной России. Они возникли под влиянием демократического движения 60-х годов XIX века.(10) В 1863 году в ответ на запрос Министерства народного просвещения большинство университетов, за исключением Московского и Дерптского, высказались за предоставление женщинам права на высшее образование. Несмотря на это, по университетскому уставу 1863 года доступ в университеты женщинам разрешён не был. Многие русские женщины получали высшее образование в Цюрихе (Швейцария), где с 1867 года был открыт прием женщин в университет и политехнический институт. Царское правительство, встревоженное тем, что женщины, получившие высшее образование в Швейцарии, «не могут возвращаться обратно иначе, как с идеями и направлением, не соответствующим строю», создало комиссию для обсуждения вопроса «о мерах, вызываемых постоянно возрастающим приливом русских женщин в Цюрихский университет и некоторыми прискорбными явлениями в их среде». Организации высших женских курсов в России предшествовала борьба за создание женских университетов, которая длилась более десяти лет, и участие в которой приняли широкие круги русской общественности. Первые женские курсы с разрешения правительства были открыты в 1869 году (Аларчинские курсы в Петербурге и Лубянские – в Москве). Одним из этапов борьбы за женский университет была организация в Петербурге в 1870 году систематических «Публичных лекций» для мужчин и женщин. Эти лекции получили название «Владимирских курсов» по имени Владимирского училища, где они помещались. За деятельностью женских курсов был установлен надзор. В 1872 году были открыты Высшие женские медицинские курсы при Медико-хирургической академии в Петербурге и Высшие женские курсы профессора Московского университета В. Н. Герье в Москве. Открывшиеся в 1876 году в Казани и в 1878 году в Киеве Высшие курсы для женщин имели по два факультета: физико-математический и историко-филологический. В 1878 году в Петербурге кружком прогрессивной интеллигенции во главе с ученым и общественным деятелем А. К. Бекетовым были учреждены Бестужевские высшие женские курсы (названы по имени профессора русской истории К.Н. Бестужева-Рюмина, который был официальным учредителем курсов и возглавлял их в 1878-82 годах). В период контрреформ Александра III в 1881 году, царское правительство предрешило закрытие всех женских курсов. В 1886 году по распоряжению Министерства народного просвещения прием на Высшие женские курсы был прекращен, и несколько позже они были закрыты. Возрождение высших женских курсов оказалось связано с расширением демократического движения конца XIX – начала XX в.в. В Петербурге и в Москве. Были восстановлены некоторые женские курсы, стали открываться новые, однако с целым рядом ограничений. В Петербурге в 1904 году открылись Стебутовские высшие женские сельскохозяйственные курсы, в 1906 году — Женский политехникум, Историко-литературные и юридические женские курсы Раева, Юридические курсы Песковской, Естественно-научные курсы Лохвицкой. В Москве были организованы Историко-филологические и юридические курсы Полторацкой, Высшие женские педагогические курсы, Высшие женские медицинские курсы, Высшие женские сельскохозяйственные курсы. В течение 1905-16 годов высшие женские курсы были также созданы в Одессе, Харькове, Киеве, Варшаве, Дерпте, Казани, Тифлисе, Новочеркасске, Томске. Курсы не финансировались правительством и существовали на благотворительные средства и плату за обучение. Значительную роль в развитии женского образования в России сыграли курсы Герье и особенно Бестужевские курсы. Общеобразовательные курсы Герье вначале были двухгодичными, с 1879 года был введен трехлетний, а затем и четырехлетний срок обучения. Преподавали на курсах профессора Московского университета, в том числе выдающиеся русские ученые В. О. Ключевский, Ф. А. Бредихин, Ф. И. Буслаев, Д. Н. Анучин. Как и другие женские курсы, курсы Герье в конце 80-х годов были закрыты. В 1900 году они открылись, имея в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и математический; в 1906 году был создан медицинский факультет. Бестужевские курсы были первым женским университетом в России. В 1906 году открылся ещё один факультет – юридический. Попытка добиться для девушек, окончивших курсы, права преподавания во всех классах женских гимназий была отклонена правительством. Хотя высшие курсы давали знания в объеме историко-филологического факультета университета, выпускницам не присваивалось никакого звания. Сравнительно в меньшей степени, нежели другие учебные заведения, женские курсы имели возможность применять передовые методы преподавания, основанные на самостоятельной работе слушательниц. В 1886-89 годах прием на Бестужевские курсы был прекращен, но они были единственными женскими курсами, которые продолжали работать в эти годы благодаря широкой общественной поддержке. В 1889 году правительство было вынуждено разрешить новый прием слушательниц на курсы, но лишило их автономии, которой они пользовались в первые годы: была повышена плата за обучение, слушательницам было разрешено проживание только у родных или в общежитии и так далее. После 1905 года на курсах была введена предметная система обучения. Число слушательниц на Бестужевских курсах в год их организации составляло свыше 880 человек (в том числе 348 вольнослушательниц), в 1914 году – уже около семи тысяч. Выпускницы курсов получали право преподавать в женских средних учебных заведениях и в младших классах мужских средних школ. На высших женских курсах учились многие деятельницы революционного движения. Многие курсистки участвовали в народовольческом движении и в первых марксистских кружках. Из среды слушательниц женских курсов вышло немало замечательных деятелей науки и искусства, в том числе действительный член АН СССР П. Н. Полубояринова-Кочина, член-корреспондент АН СССР В. Пигулевская, писательница А. Караваева. После Октябрьского переворота все женские курсы были закрыты. Что стало с Евуллой Михайловной Троицкой (~1893 г.р) остаётся тайной за семью печатями. __________________ 1. ГУ ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1850, л. 152-об.– 154-об., 157, 158. 2. ГУ ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1755, л. 119-123. 3. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1909 год, стр. 329. 4. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1909 год, стр.3. 5. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1894 год, стр. 65-67. 6. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1894 год, стр. 62. 7. Руга – денежная выплата крестьян своему священнику, псаломщику, дьякону и дьячку «пшеницей и ярицей» в определённой пропорции. 8. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости» за 1876 год, стр. 473. (Предметы быта описаны в расходной книге по Духовному Училищу города Челябинска). 9. ГУ ГАОО, ф. 173, оп. 9, д. 1850, л. 152-об.– 154-об., 157, 158 (Имеются документальные данные о том, что Троицкая Евулла обучалась на курсах в Петрограде с 1913 по 1915 гг.) 10.Боброва Л. А. Высшие женские курсы профессора Герье в Москве (1872—1888) // Труды Московского историко-архивного института. Т. 16. – М., 1961; Высшие женские курсы в С.- Петербурге. Краткая историческая записка 1878—1903 гг. 3 из – [СПб], 1903; Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы: Учеб. пособие для студ. педагогических заведений. – М., 1900; Кудрявцева А.А., Цветаева Е.М. Высшие женские Голицинские сельскохозяйственные курсы // Вестник высшей школы. 1958. № 10; Лихачева Е. Материалы для истории женского образования в России. [Кн.] 2. – СПб, 1893; Некрасова Е. Из прошлого женских курсов. – М., 1886; Мижуев П. Г. Женский вопрос и женское движение. – СПб, 1906; Савельев А.Я., Момот А.И., Хотеенков В.Ф. и др. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. – М.: НИИ высш. образования, 1995; Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. М., 2001. Материал с сайта Высшие женские курсы _____________________ 04.04.2008 года. Город Челябинск. Южно-Уральское региональное отделение межрегиональной Ассоциации генеалогов-любителей.
--- Ищу ревизские сказки за 1850 год по Шадринскому уезду - Песчано-Коледино.
|