Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Гений безнадежности и неизбежности


РОССИЙСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ А. Н. РАДИЩЕВ

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Гений безнадежности и неизбежности
RSS



Поэтическое наследие русского писателя, философа, поэта и просветителя Александра Николаевича Радищева невелико, язык его стихов архаичен, но даже сквозь него проступает если не поэтический, то человеческий гений.
Основные сочинения Радищева находились под запретом вплоть до 1905 года, однако они распространялись в списках. Его идеи оказали значительное влияние на А. С. Пушкина, декабристов, А. И. Герцена, на все последующие поколения русских революционеров, на русскую поэзию и развитие реализма в русской литературе. Даже А. С. Пушкина, в котором удивительно уживались государственник и мятежник, потрясла своим радикальным настроем книга Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву”, в которой по выражению поэта “дерзость мыслей и выражений выходит изо всех пределов”. Екатерина Вторая, несмотря на ее просвещенность и вольтерианство, еще острее, чем Пушкин, почувствовала в книге Радищева опасность для ее империи, сказав об авторе: “…он бунтовщик, хуже Пугачева”.
Русский писатель, философ, поэт и просветитель Александр Николаевич Радищев родился в 1749 году в родовом селе Немцово, недалеко от города Малоярославца Калужской губернии. Здесь на Калужской земле прошли детские годы писателя. Затем последовала учеба в Пажеском корпусе (1762-1766), на юридическом факультете Лейпцигского университета (1767-1771), который Радищев закончил в 1771 году, испытав огромное влияние западных просветителей того времени: К. Гельвеция, Ф. Вольтера, Ж. Руссо. Но, пожалуй, главное влияние на него оказала его государственная служба. По возвращении в Россию он был назначен протоколистом в Сенат; с 1773 года - обер-аудитором штаба Финляндской дивизии в Петербурге. К этому времени относится начало его литературной творческой деятельности. В 1771 - 1773 гг. Радищев выполнил ряд переводов, среди которых наиболее интересен изданный Н. И. Новиковым в 1773 г. перевод сочинений Г. Мабли «Размышления о греческой истории». В одном из них он утверждал, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние», и доказывал, что народ имеет право судить монарха-деспота.
В 1777 году Александр Николаевич поступил на службу в Коммерц-коллегию, сначала помощником управляющего, затем управляющим Петербургской таможней. В 1783 году он закончил оду “Вольность” – первое издание русской революционной поэзии. Пушкин, который вслед Радищеву, восславил свободу, восхищаясь этим произведением.
В своих произведениях Радищев отстаивал идею познаваемости мира. Говоря о непрерывной эволюции как результате борьбы противоположностей, доказывая, что «... будущее состояние вещи уже начинает существовать в настоящем, и состояния противоположные суть следствия одно другого неминуемые», он подходил к диалектике. Исторический процесс Радищев рассматривал как развитие по спирали, в котором эпохи регресса («заблуждения», «рабства») сменяются эпохами прогресса («истины», «вольности»). Из этого он делал вывод о неизбежности революций. “Человек - существо не только общественное, но и активное”, - пишет Радищев, - “Поэтому движущей силой исторического процесса являются люди; их эгоистические «страсти» приводили в прошлом к краху «вольности» и торжеству порабощения”. Однако если люди познают гибельность эгоистических «страстей и сумеют их обуздать, то в будущем революция, «вольность», может восторжествовать окончательно. Исходя из этого, Александр Николаевич огромное внимание уделял проблемам воспитания; он явился основоположником русской революционной педагогики, этики и эстетики. Особую роль в воспитание он придавал силе слова - литературе, поэзии, ораторскому искусству. Активной, преобразующей, творящей силе слова посвящена незаконченная аллегорически оратория Радищева «Творение мира» (1779-1782), «Слово о Ломоносовове (1780) и другие. О роли примера, значении выдающейся личности в истории Александр Николаевич писал в «Слове о Ломоносове», «Письме к другу, жительствующему в Тобольске» (1782).
Обобщением исторических и политических концепций Радищева стала ода «Вольность», написанная в 1783 году. Революция в России, на взгляд Радищева, неизбежна, но произойдёт она не скоро - ход её будет особым: в процессе революции и гражданской войны громадное государство распадётся на части, которые объединятся в добровольный союз республик и «... волка хищного задавят...» Учение об активном человеке, о праве угнетаемых на восстание и о роли выдающейся личности, вождя составило философско-политическую основу «Жития Ф. В. Ушакова», опубликованную в 1789 году, сюжетом которого является биография друга юности Радищева и рассказ о бунте русских студентов в Лейпциге. Идеи о зависимости человека от политических и социальных условий среды, сделали Радищева основоположником реалистического метода в русской литературной прозе.
С середины 80-х годов Александр Николаевич работал над главным своим произведением «Путешествие из Петербурга в Москву». Приобретя печатный стан, он напечатал в начале 1790 года «Письмо к другу», а в конце мая того же года - «Путешествие...». Свободная форма повествования, которую давал жанр путешествия, позволила Радищеву реалистически изобразить разные стороны жизни различных сословий, рассмотреть политические, социальные, экономические и исторические проблемы российской действительности. Показывая беззаконие и бесправие, царящие во всех областях русской жизни, он прямо указал на главный источники зла - самодержавие и крепостничество. Подвергая резкой критике иллюзорность взглядов тех, кто видел способы улучшения жизни в распространении образования и развитии торговли, кто уповал на религию, личную добродетель и строгое соблюдение законов; он показал беспочвенность надежд на «просвещённого монарха» и бесперспективность стихийных крестьянских восстаний. В конечном счёте, он подвёл читателя к выводу, что единственное средство изменения жизни - полная ломка политических и социальных отношений, разрушение самодержавно-крепостнического строя путём народной революции. При этом Радищев, понимая, что условий для революции в России нет, подчёркивал: «Не мечта сия... я зрю сквозь целое столетие». Мог ли он предположить, что слова его пророчества разрозятся революцией, сломавшей на своем пути все накопленное веками…
Публикация книги потрясла общество; которое не было готово к тому, чтобы воспринять такую духовную решительность. Императрица Екатерина II окрестила автора как “бунтовщика хуже Пугачева”. Уже через три недели после появления книги началось следствие, которым руководила сама Екатерина П. 30 июня 1790 года Радищев был заключён в Петропавловскую крепость. Суд приговорил его к смертной казни, которую императрица заменила лишением дворянства и ссылкой в Сибирь в Илимский острог. В ссылке Радищев создал философский трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792- 1795), ряд экономических и исторических трудов, поэтические произведения. При Павле I в 1797 году Радищеву было разрешено поселиться в одном из имений отца. Он выбрал родное село Немцово Калужской губернии, где прошло его детство и юность. В 1798 году Александр Николаевич приезжал в Калугу по приглашению калужского губернского предводителя дворянства Сергея Николаевича Янова, бывшего обнокашника Радищева по Лейпцигскому университету. Знакомясь с высшим светом Калуги, Радищев посетил своего двоюродного брата – Ф. А. Пушкина.
После воцарения Александра I Радищев был помилован и вернулся в Петербург, где был определён в 1801 году на службу в Комиссию составления законов. Однако он продолжал пропагандировать свои прежние идеи, требуя уничтожения крепостного права и сословных привилегий. Уже через год, в 1802 году перед Радищевым надвинулась угроза новой ссылки, ждать которую Александр Николаевич не стал. Реализуя свою собственную идею о праве человека на самоубийство как форму протеста (о чём сам писал в «Путешествии...» и других сочинениях), Радищев покончил с собой, приняв чашу с ядом. Когда он подносил ее к губам, то передумывать было уже поздно: яд был давно внутри – яд неминуемой прижизненной безнадежности человека, опередившего свое время.

Олег МОСИН, Светлана МОСИНА

Литература: Макогоненко Г. П. Радищев А. Н. // КЛЭ. – М., 1971; Щукин А. Н. Знаменитые россияне. – М., 1996; Зеленов В. С. Туристские тропы Калужской области. – Тула, 1990; Морозова Г. М. Прогулки по старой Калуге. – Калуга, 1993.



Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта