Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Главная хозяйственная контора...


Главная хозяйственная контора для управления малороссийскими козаками и судьба её архива

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Главная хозяйственная контора...
RSS

Автор статьи: Б. Вакка
Первоисточник: Генеалогический вестник № 7
Страницы: 1 2 #


Неоднократно говорилось и даже писалось о практической пользе чёткого знания структуры государственного и местного управления для более успешных генеалогических исследований, особенно когда они касаются непривилегированных сословий. В настоящей статье кратко освещается история образования, структура и функции Главной хозяйственной конторы для управления малороссийскими козаками, а также рассказывается о поиске документов, отложившихся в результате её деятельности.
Исследовательских работ по теме управления малороссийскими козаками в XIX – начале XX веков с указанием места Главной хозяйственной конторы в нём в научной литературе не обнаружено. В двух-трёх работах есть мимолетное упоминание о наличии попечительских контор малороссийских козаков . Подтверждает забвение этого государственного учреждения и отсутствие заметки о Главной хозяйственной конторе в фундаментальном труде, подготовленном коллективом сотрудников ВНИИДАД , в котором представлены все государственные и церковные учреждения, сословные органы и органы местного самоуправления, единицы административно-территориального, церковного и ведомственного деления. Нет упоминания о ней и в заметках о системе местных органов управления казаков и казачьих войск России.
Управление делами и бытом малороссийских козаков, как и всего населения Полтавской и Черниговской губерний, после административных реформ последней четверти XVIII столетия оказалось в ведении гражданских губернаторов. Такое положение не вполне соответствовало интересам правительства, которое всегда было заинтересовано в использовании малороссийских козаков в роли высокоорганизованной и мобильной военной силы. Участие 15 конных полков в войне с Наполеоном и 8 конных полков малороссийских козаков в Польской кампании 1831 г. только ещё раз подтвердило их возможности как военной силы .
Указом 25 июня 1832 г. и Уставом 17 января 1834 г. были введены в действие Положения о малороссийских козаках, которыми определялись управление ими, их права и обязанности. Все малороссийские козаки выводились из ведения гражданских губернаторов, и управление ими сосредотачивалось во вновь созданном учреждении – Главной хозяйственной конторе для управления малороссийскими козаками. Контора в своей деятельности должна была сочетать элементы центрального и местного административно-хозяйственного и военного управления. Таким образом, реформа управления козаками более чем на год опередила введение нового Положения об управлении Войска Донского, утверждённого императором Николаем I 26 мая 1835 г.
Об открытии в Полтаве Главной хозяйственной конторы было объявлено сенатским указом 25 июня 1834 г. Решению этого вопроса предшествовала многолетняя переписка, из которой видно, как сталкивались и решались противоречивые интересы местных и центральных чиновников. Документы переписки частично сохранилась в делах РГВИА .
Положение и Устав о малороссийских козаках решили главный спорный вопрос: на каком основании козаки владеют земельным имуществом? Его решение основывалось на мнении Государственного Совета от 14 апреля 1823 г., которое определяло, что «земли малороссийских козаков не зависят от управления Министерства финансов, принадлежа либо козакам… что сходно с правом дворянским (т. е. отдельным лицам – Б. В.), …либо обществу их, <но> не имеют сходства с землями казённых крестьян во владении состоящими, которыми заведывают казённые палаты» .
Ранее, с 1815 по 1832 г., указом, данным военному министру, на инспектора поселений кавалерии возлагались те же обязанности, что и в новом Уставе. В 1832 г. малороссийские козаки, поступая под управление Военного ведомства, оставались в гражданском быту на общих правилах – они составляли особое сословие, сохраняли прежнее имя* и не причислялись к военным поселенцам. Вместо обыкновенного рекрутского набора учреждался отдельный набор для малороссийских козаков – по 5 человек с 1000 для укомплектования армейских кавалерийских полков. Теперь на службу в армию призывались не «рекруты», а «воины» .
Вся деятельность Главной хозяйственной конторы подчинялась малороссийскому военному губернатору, в лице которого сосредотачивалось как общее (гражданское), так и частное (военное) управление козаками Полтавской и Черниговской губерний. По предмету общего гражданского управления губернатор действовал через обыкновенные губернские и уездные присутственные места, а для частного – через Контору.
В обязанности Главной хозяйственной конторы входило:
– учёт числа козаков, имущества и промыслов каждого семейства;
– наблюдение за сохранением в козачьем сословии потомственных земель;
– решение вопросов обмена земель и переселения;
– увольнение козаков в купечество;
– сбор сведений об урожаях хлеба и его количестве в запасных магазинах;
– обеспечение продовольствием в случае неурожая;
– заведование приходскими училищами, госпиталями и богадельнями;
– ведение очередных списков и ежегодных нарядов на военную службу;
– расселение возвращающихся с воинской службы по истечении пятнадцатилетнего срока или неспособных к ней;
– наблюдение за взносом податей в уездное казначейство;
– ассигновование сумм на земские повинности и на содержание козачьего управления;
– наблюдение за соответствием размеров податей и других денежных сборов суммам и имуществу козаков.
Помимо управления на Контору возлагалась задача всестороннего соблюдения особых прав малороссийских козаков. Она курировала их тяжебные дела, особенно случаях отчуждения потомственной собственности; собирала сведения о состоящих под судом и прилагала усилия для скорейшего и справедливого их разрешения.
Штат Главной хозяйственной конторы состоял из председателя, трёх советников, секретаря, бухгалтера, землемера с помощником, а также канцелярских чиновников и писцов. Для местного управления козаками в городах были учреждены попечительские конторы, в селениях – волостные правления. Каждое волостное правление делилось на отделения, заключавшие в себе одно или несколько селений или хуторов. Отделение не могло охватывать более 300 дворов и иметь в поперечнике более 10 вёрст.
Уставом определялось, что Главная хозяйственная контора в своей работе должна руководствоваться указами Правительствующего Сената, предписаниями министра финансов и предложениями малороссийского военного губернатора. Контора имела взаимоотношения со всеми губернскими присутственными местами и лицами, с уездными предводителями дворянства. Уездные присутственные места и лица обращались в Контору с представлениями, как и во все палаты, и получали от неё указы. С губернским прокурором контора находилась в таком же отношении, как и прочие губернские присутственные места.
Председатель Главной хозяйственной конторы определялся и увольнялся именными высочайшими указами. Советники определялись и увольнялись по представлению малороссийского военного губернатора министром финансов, который каждую перемену доводил до сведения Сената. Секретарь, бухгалтер, землемер определялись и увольнялись малороссийским военным губернатором, прочие же чиновники и канцелярские служители Главной конторы – с утверждения председателя.
Дела Главной хозяйственной конторы исполнялись особым присутствием, которое отчитывалось в своих решениях непосредственно министру финансов, военному министру и Правительствующему Сенату. Инструкция, данная казённым палатам 29 сентября 1831 г. по порядку ведения поступавших дел, служила руководством и для Конторы .
При Канцелярии малороссийского военного губернатора для работы с Главной хозяйственной конторой учреждалось особое отделение из секретаря, двух столоначальников и четырёх канцелярских служителей.
Таким образом, государство стремилось обособить малороссийских козаков, сохранить их отдельным сословием. В определенной степени это удалось, несмотря на последующие общегосударственные реформы 60–70-х гг. XIX в., вплоть до 1917 г.
Главная хозяйственная контора прекратила своё существование после октября 1917 г. Точная дата ликвидации этого учреждения не установлена. Возможно, это произошло по декрету СНК РСФСР от 31 октября (1 ноября) 1918 г. вместе с ликвидацией губернских казенных палат.
Разыскать в государственных архивах Украины фонды с документами, отложившимися в результате деятельности Главной конторы и подчинённых ей многочисленных уездных и волостных структур, не удалось. А ведь согласно § 7 Устава, «...она, наравне с Казёнными палатами (выделено мною – Б. В.), поступает в заведование Министерства финансов», документы которых повсеместно выделены в отдельные фонды хранения. Т. е. налицо исчезновение целого массива документов одного из государственных учреждений. Очень немного документов Главной конторы пока удалось выявить в других фондах.
В ЦГИАУ (Киев) в фонде 1247, представляющем коллекцию разрозненных документов, выявлено два дела: «Попечительская Черниговская контора для малороссийских козаков» и «Попечительская Золотоношская контора для малороссийских козаков» . Эти дела представляют собой отчеты о завершённой в 1837 г. волостными правлениями описи козаков и их хозяйств, проводившейся в соответствии с указом Главной хозяйственной конторы от 1834 г. Они содержат именные посемейные списки и сведения по имущественному положению отдельных групп козаков.
Однако указание на эти материалы в описи фонда отсутствует, и это даёт основание предполагать, что документы городских и уездных отделений Главной хозяйственной конторы могут храниться и в других фондах и архивах. Их поиск и выявление продолжается; в нём приняли участие сотрудники нескольких архивов Украины, куда могли попасть документы Главной конторы.
Ряд упоминаний материалов Конторы выявлен автором в описях входящих документов Инспекторского департамента Военного министерства (РГВИА):
– переписка и производство 2-го набора с малороссийских казаков с приложением расписания количества козаков и их маршрутов ;
– переписка о производстве 3-го набора с малороссийских козаков ;
– распоряжения о производстве рекрутского набора 1836 г. и ведомости примерного распределения рекрут по частям и войсковым соединениям;


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: 1.0000



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта