Олешня Черниговской обл.
В 1705 году основан с. Олешня Репкинского района представителем казацкой старшины Турайським.
Издавна в этих землях находились массивы высококачественной глины, пригодной для производства керамической посуды, черепицы и кирпича, и кварцевого песка, необходимого для изготовления стеклянных изделий. Видимо, этот фактор привлек казацкого старшину Туранского, который 1705 основал село Олешня (или Алешню, как писали сто лет назад).
К первой половине XIX в. Олешня принадлежала помещицы Ходинцовий. Затем село приобрело супругов Линдфорс - родители будущей Софии Русовой, выдающейся украинской общественной и культурного деятеля, жены А. А. Русова - значительного в Чернигове и в Украине земского статистика, В. Олешне, по выражению С. Ф. Русовой, "среди малопродуктивной природы "жило вполне темное" населения крепостных малороссиян ". Линдфорс переселили "крепостных дальше от помещичьей усадьбы, наделили их хорошими кусками земли под заграждения (поля они не нуждались, поскольку испокон веков были гончарами и сажали только капусту на низинах и картофель на песке)". Так позже писала С. Ф. Русова в своей книге "Мои воспоминания".
Новый хозяин Олешне осушував болота, превращал их на сенокосы, корчевал лес, сеял рожь, овес, гречку и получал на олешнянських песках такие урожаи, что из них удивлялись помещики Миклашевского, Глебова, Уманские - соседи Линдфорс.
Олешня была удалена от железной дороги. Ближайшая станция находилась в Хоробичах. Почта была в Добрянке. Олешне хватало церкви. Приходская церковь находилась в селе Ловыне, к которой можно было добраться через болота, лежавших вокруг.
Вот почему Федор Линдфорс построил в Олешне небольшую церковь в стиле Растрелли. Она, к сожалению, не сохранилась.
"Население нашей местности, - вспоминала С, Ф. Русова, - это смеси украинского с белорусами, это так называемые" лапацоны "Наши крестьяне были мирной характера, но хитрые, уже искалеченные крепостничеством, подозрительно относились ко всему новому, жили с гончарства и для своих горнов всегда воровали в господском лесу дрова и хворост. Женщины хорошо ткали из шерсти юбки и вышивали наличники цветной шерстью В домах все внутреннее устройство было вполне украинское, но сами дома были из дерева, черные, без садов, с загороженным подворьем Свои гончарные изделия крестьяне возили продавать на Полтавщину и Киевщину.
Олешнянци, имея от продажи горшков хорошую прибыль, стремились передать это, хотя и небольшое, ремесло детям. Исходя из этого, Федор Линдфорс начал в Олешне гончарную мастерскую, своеобразную школу гончаров со своей программой обучения. Учащиеся изучали технологию обработки глины и обжига в печи. С 1895 г. Олешнянська гончарная мастерская находилась под опекой Черниговского губернского земства. После смерти Федора Линдфорс мастерская перешла по наследству к его сыну Александру, который в то время не жил в Олешне. Затем жил в Чернигове, где был одним из руководителей либерального крыла Черниговского земства. После его смерти мастерская оказалась под угрозой ликвидации. В 1902 г. очередные губернское земское собрание приняло решение передать Олешнянську мастерскую под патронат Городнянского земства (тогда с Олешня была в составе Городнянского уезда Черниговской губернии). И только 1908 Городнянская уездное земство дало согласие взять на себя расходы по содержанию гончарной мастерской.
Из большого количества гончарских династий сейчас в Олешне осталось несколько. Промышленность до недавнего времени поставляла крестьянам достаточно фаянсовой и металлической посуды. А частников государство облагали непомерными налогами. Поэтому и начал гаснуть огонь в Олешиянських горнах.
Только в начале 90-х годов стало очевидно, что возрождается гончарный промысел. Сегодня - это гончарный центр не только Черниговщины, но и в Украине. Имена 1. И. Бибик, М. И. Денисенко известны имена мастеров, которые вернулись к исконным источников. Они дали вторую жизнь позабытой димлений керамике, которая была когда-то очень распространена в Репкинском районе. Керамические кружки с Олешне экспортируются в Канаду.