ЧЕРНОЕ
Деревня Черное Речицкого района Гомельской области, Республика Беларусь. В XIX веке село Черное Гомельского уезда Могилевской губернии. «Гарады i вескi Беларусi. Энцыклапедыя. Гомельскя вобласць, том 2, кн. II, на странице 369: Черное – деревня в Белоболотском сельсовете в 9 км. на север от райцентра и железнодорожной станции Речица (на линии Калинковичи – Гомель), 59 км. от Гомеля, на западе пойма реки Днепр и озеро Круглое, на востоке озеро Хотемля. Транспортная связь по проселочной, потом автодороге Речица - Светлогорск. 88 хозяйств, 144 жителя (2004). Выявленные археологами городища милоградской и зарубинецкой культур (0,5 км. на северо-восток от деревни на берегу озера) свидетельствуют о заселении этих мест с глубокой древности. По письменным источникам известна с 16 в. как селение в Речицком повете Минского воеводства ВКЛ. В 1511 году во владении князя Можайского. Упоминается в материалах 1525, 1526, 1527 гг. о конфликтах между Литвой и Московским государством. Под 1560 г. обозначено как селение в Гомельском старостве. В 1640-х годах, согласно инвентаря Гомельского староства, село во владении помещика Халецкого. После 1-го раздела Речи Посполитой (1772) в составе Российской империи. В 1841 году хозяин фольварка, который находился рядом, имел 500 десятин земли. В 1847 году вместо обветшавшего старого возведено новое деревянное здание Покровской церкви. В 1881 году – 120 дворов, 585 жителей. В результате пожара 08.01.1882 года сгорела местная паркетная фабрика. В 1886 году – 127 дворов, 791 житель, 2 ветряных мельницы, лесопильня. С 1864 года действует пристань. По переписи 1897 года – 178 дворов, 1250 жителей, хлебозапасный магазин, школа грамоты, корчма. На Днепре действует пристань. В 1909 году 197 дворов, 1765 жителей, в Чеботовичской волости Гомельского уезда Могилевской губернии. В 1919 году в бывшем помещичьем имении организован отдел Уваровичской коммуны. С 08.12.1926 до 1986 центр Чернянского сельсовета Уваровичского, с 04.08.1927 Речицкого районов Гомельского округа, с 20.02.1938 Гомельской области. В 1931 году организован колхоз «Красный остров», работало 2 ветряных мельницы и начальная школа. В годы Великой Отечественной войны оккупанты уничтожили 15 жителей. При освобождении деревни в октябре 1943 года погибли 3 воина и партизана (похоронены в братской могиле в центре). На фронтах и партизанской борьбе погибли 340 жителей деревень Белоболотского сельсовета, память о них увековечена Курганом Славы, насыпанном в 1975 году в центре деревни. По переписи 1959 года – 739 жителей. В составе совхоза «Речица» (центр деревня Белое Болото). Размещены комбинат бытового обслуживания, средняя школа, клуб, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, ветеринарный участок, отделение связи, магазин. Планировочно состоит из прямолинейной улицы близкой к меридианальной ориентации, к которой с востока примыкают 2 прямолинейные и с запада – дугообразные улицы. Застройка деревянная усадебного типа. Родина белорусского писателя и ученого М.А. Громыко. В составе Чернянского сельсовета до конца 1930-х годов входили поселки Городище, Погорельцы, хутор Шматы (не существуют). Все правильно написано, только озер возле Черного не два а три: Круглое, Долгое и Хотемля. Причем последнее растянулось на несколько километров и было когда-то старым руслом Днепра. А еще на лугу между Черным и Днепром маленьких озер – без счета. То есть Черное в свое время было островом, и время это не давнее: в статье из энциклопедии написано, что колхоз, организованный в нем, назывался «Красный Остров». И в исторической литературе село часто называется не Черное, а Черный. Явно не город, а остров. Про городища тоже правда, тем более что само село Милоград, давшее название целой археологической культуре – совсем рядом – за Днепром и чуть выше по течению. Это значит, что люди здесь жили еще до Рождества Христова. В перемирных грамотах, как написано в энциклопедии, село действительно упоминается. Вот что сказано в «Списке о порубежных землях и жалобах» 30 марта 1527 года, привезенном в Москву из Кракова от послов гонцом Васюком Безобразовым: « А се список о порубежных землях и о жалобах... Во што ся не вступати великому князю по перемирным грамотам... Города Чичерска села: Онисимковичи, а Навилавка, а Волосовичи, Струмень, Лугиничи, Пукличи, а Орехвичи, половина Липинич, Оношковичи, Зеленово, Карповичи, а Выстриганов, великому князю не вступатись. А что перешло в сторону великого князя, по перемирной грамоте, села Чичерской волости: Скарбовичи, Залесье, Бабичи, Голодно, Светиловичи, Липиничи, Лапичи, Полешан, в те села великому королю не ступатися. А Стрешинской волости села: Еленци, Губичи, а Скепно, Пыреевичи, в те села великому князю не вступатися. А что отошло в сторону великого князя села Стрешинской волости, по перемирной грамоте: Тереничи, Телешевичи, Уваровичи, Морозовичи, в те села великому королю не вступатись. А Горволские волости села: Буцуничи, Чобот, Засовье, а Бокиниш, Корскевичи Чорные, в те села великому князю не вступатися. А что отошло в сторону великого князя, по перемирной грамоте, село Горволское волости Кошелев Лес, в то село великому королю не вступатись. Города Речицы села: Батковичи, Кисловичи, Левошевичи, а заходы Речисского места Михалково, Темни, Дровное, Олжин, Борхов, а Годыни, а Гирев, Попов Борок, а Кочановщина и иные заходы Речитцкие звечистые, во все те села и заходы Речитцкие великому князю не вступатись.Цитата по СИРИО (Сборник императорского Российского исторического общества). Т. XXXV. Ч. 1. СПб., 1892. С. 751–752. Из этой цитаты следует, что село принадлежало Горвальской волости, деревня эта Горваль сохранилась и доныне, еще выше по течению, чем Милоград, и не на Днепре, а на Березине, которая при впадении в Днепр даже шире последнего. А вот еще цитата из того же СИРИО. Т. XXXV. Ч. 1. СПб., 1892. С. 495–496: 1511–1514 гг. – Из московских «посольских» книг о жалобах короля Жигимонта I Старого на незаконные действия князя Можайского на литовско-московской границе. Того же лета [1511] приезжал к великому князю Василью Ивановичю от Жидимонта короля дворянин его Богдан Довгердовз грамотою, а в грамоте своей король писал о обидных о порубежных делех, да о том, что Можайской забрал села его Речицкии Засуев, Чоботовичи Калскевичи, Бацуни, Чорные, Агирево (Гирево), Заспа, Левошевичи, Кисловичи, Борки, и чинить себе рубеж по Днепр; и о том бы с обе стороны выслать государю бояр своих, а королю панов своих, и они, съехався, управу учинят и виноватых казнят, а пограничным местом рубежи покладут. А правил Богдан великому князю от короля поклон. И князь великий против того к королю писал, что его людем чинятца обиды и убытки великие, и он бы того велел сыскати; а что будет лихо учинилось его людем, и государь пошлет там на границы своих добрых людей и того велит сыскать, а сыскав, управу учинить, а виноватых сказнить, а в земли и в воды через перемирные грамоты вступатца не велит; а бояр своих хочет послать; а како именем и о которые часы, и государь о том ведомо учинит.Из приведенной выше энциклопедической статьи известно, что в 1847 году вместо обветшавшей старой церкви была построена новая. А про появление первоначального храма существует легенда. Раньше здесь стояла дубовая роща, но однажды закружил сильный ветер, выкорчевал дубы и освободил на горе над двумя озерами место для церкви. Судьба нового храма Покрова Богородицы была не завидной, хотя пережил он и революцию, и борьбу с религией, и Великую Отечественную войну. А после войны решили местные комунарики устроить в церкви зерносклад. И устроили. Но вышло не по их. В зерносклад ударила молния и он сгорел. Упрямые коммунисты построили конюшню – сгорела и она. А из горы, на которой стояла церковь, забил родник со святой водой, исцеляющей душевные и физические хвори. Сейчас на месте Покровского храма выложены из дикого камня его очертания, а на месте алтаря воздвигнут величественный крест. Источник же снабжен двумя колодцами с ручными насосами, из которых можно набирать воду, и двумя купелями, а также часовенкой. Рядом есть домик, где в одной из комнат паломникам, приехавшим издалека. можно переночевать. И едут сюда люди из Белоруссии, России и Украины. Сведения из энциклопедии можно еще пополнить несколькими именами владельцев села. Так в фонде 3021 «Белицкое духовное правление» НИАБ по описи 1 хранится дело 3, называющееся: «Посемейные списки священно и церковно служителей за 1799 год». Там написано: В селе Черном владении помещика господина порутчика Николая Яковлевича Дунина борковскаго церковь во имя Покрова Богоматери одноприходная. А в следующем архивном документе «Клировые ведомости церквей Белицкого повета за 1829 год» (НИАБ, фонд 3021, опись 1, дело 1187а) владельцев уже больше: В селе Черном помещиков Петра Барковского, штабс-капитана Флориана Киселевского, надворного советника Владимерова и надворного советника Алексея и жены его Александры Воробчиковых дворов крестьян 51, военных дворов 2. Душ мужского пола 222, женского 213. Вместе с деревней Глушец, входящей в состав прихода, всего 69 дворов, 319 душ мужского и 314 душ женского пола. И наконец, в документе «Гомельский городской благочинный. Метрическая книга для записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших за 1834 год» (НИАБ, фонд 2301, Могилевская православная духовная консистория, опись 2, дело 20) на листе 295сказано: В феврале 9 числа Белицкого уезда деревни Костюковки крестьянин помещицы Порутчицы Прасковьи Никитиной Дуниной Борковской сочетался браком с крестьянкой села Черного владения малолетних Воробчиковых…
Сообщение отправлено: 21 сентября 2011 13:08 (
Виктор Атапин)
Сообщение отредактировано: 5 октября 2011 8:54 |