Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ПОДОЛКИ


PODOLKI

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Географический список »   ПОДОЛКИ
RSS

Выводить сообщения
Модератор: РадомирПечать

Ответить  
C   K   P   S   U   W   X   А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   я   [   ¬  
п.   ПА   пг   ПЕ   ПИ   ПЛ   ПН   По   ПР   ПС   ПТ   ПУ   Пч   ПШ   ПЫ   ПЯ  

подолки



Компьютерный перевод Из Викизнания :


Подильки — село в Украине, Липоводолинскому районе Сумской области. Население составляет 769 лиц. Орган местного самоврядування— Подилькивска сельский совет. Село Подильки находится в географических координатах 50°56′ северной широты, а также 34°14′ восточной долготы в Украине на юге Сумской области. Подильки (Подолки в русском произношении) – село, центр сельского Совета, расположено за 35 км от районного центра смт. Липовая Долина Сумской области, а также за 20 км от м. Гадяч Полтавской области и за 25 км от м. Лебедин Сумской области. Дворов – 366. Население – 1099 человек. Подильки основаны в начале XVII ст. Эти скупые данные о с. Подильки Липоводолинского району Сумской области взято из энциклопедического издания «История городов и сел УССР. Сумская область» от 1973 года. Также там есть сведения о колхозе «За коммунизм», что был тогда в селе, о школе, о доме культуры, о библиотеке, о партийной и комсомольской организациях. А в русскоязычном издании «Истории городов и сел УССР. Сумская область», что вышло на несколько лет раньше, указанное количество обитателей с. Подильки - 1912 мужчина.
Подчинены селу Подильки населенные пункты, которые были образованы при административно-территориальном перераспределении или объединении известных когда-то численных хуторов, которые были отдельными поселениями семейных хозяйств преимущественно одного рода и уцелели после братоубийственных войн и насильственных голодоморов первой четверти XX ст., это:
1) с. Потопиха, в состав которого вошли х. Бурика, х. Кисельное, х. Кавелив, х.Потапихи но других, что были обозначены в том месте на административно-дорожних картах Гадяцкого уезда еще в начале ХХ ст. Село Потопиха расположенная за два километра от Подилек с правой стороны лебединского пути и по преданию получило свое название от одноименной реки;
2) 2) с. Коломийцева Долина, название которого, возможно, идет от известной когда-то в Гадяцкому уезде одноименной реки, находится в долине за два километра к северо-западу от с. Подильки и на месте его расположения когда-то были х. Шлехти, х.Ковалеви, х, Бурика, х. Коломийцеви и другие;
3) 3) с. Большая Лука расположено по оба берега г. Грунь выше по течения за четыре километра от с. Подильки в долине и около Высокого леса, что около так называемой Высокой горы, по которой проходить асфальтированный путь из с. Подильки к с. Капустинци. На административно дорожной карте Гадяцкого уезда начала ХХ ст. на этой территории были обозначены х. Пятнашки, х. Ивашини, х. Кулинича, х. Шпориков, х. Подольские, х. Волохов и другие;
4) 4) с. Ольховая (позже после кратковременного пребывания сельского совета в Лебединском районе - с. Веселая Долина) находится за четыре километра от с. Подильки в долине с обеих сторон небольшой но когда-то полноводной реки Малиновки вдоль и между Василивским и Сумским грунтовыми путями, где когда-то были: большой хутор Деменко, х. Вдовца, х. Кулинича, х. Богатиренко, х. Дядюни, х. Валахи и другие;
5) 5) х. Валюхи входит в состав с. Большая Лука и расположенный между правым берегом г. Малиновки у места впадение ее в р. Грунь и южным берегом так называемого Валюхивского озера, которое также зовется озеро Валюхове. В начале прошлого века согласно обозначениям административно дорожной карты Гадяцкого уезда в том месте был х. Волохов.
Более близкие к с. Подильки большие населенные пункты это: с. Синивка, что расположено ниже по г. Грунь и было основано в конце 60-х лет XVII век полковым судьей Валецким, а позже принадлежали его сыновьям, потому и сохранилось такое его название. Выше по г. Грунь за 8 – 10 км расположенное село Капустинци, а еще дальше 15 км к северу от села Подильки – большое слободское село Василивка, которое было основано в конце XVII ст. Гадяцким полковником Михаилом Васильевим.
За последние сорок лет количество населения с. Подильки существенно уменьшилась. Уменьшение то после периода послевоенного роста началось в середине шестидесятых годов и было следствием введения паспортизации в селах и колхозах. За последние сорок лет количество населения с. Подильки существенно уменьшилась. Уменьшение то после периода послевоенного роста началось в середине шестидесятых годов и было следствием введения паспортизации в селах и колхозах. Оно происходило за счет отъезда молодого поколения к малым и большим городам на учебу, на поиски работы, а также за счет переселения целых семей в поисках лучшей судьбы к другим территориям. Переселение было предопределено отсталостью и тяжестью колхозной жизни, бедностью, безвихиддям, бездорожьем и безработицей. В результате уже в настоящие времена через тридцать пять - сорок лет после опубликования упомянутых выше изданий населения с. Подилек уменьшилось к минимальному количеству, а подчиненные ему когда-то густозаселени села и хутора стали так называемыми бесперспективными населенными пунктами и почти совсем опустили. По-видимому также потому всю историю Украины по словам украинского писателя В. Винниченко «нельзя читать без брома», как и историю ее городов и сел, а также, возможно, и историю почти каждой семьи и человека. В давние времена история с. Подильки была тесно связана с историей древнего украинского города Гад.Так после создания Гадяцкого казацкого полка в с. Подильки всегда была его казацкая сотня и ее курени. При тех временах с. Подильки мало очень многочисленное и возможно или не больше всего из близких сел населения, количество которого было почти на уровне основных близких местечек таких, как Гадяч, Зинькив, Ромни. После ликвидации полкового уклада в 1782 году с. Подильки в составе Гадяцкого уезда было территорией Черниговской наместницы, потом за новым админподилом от 1797 года в составе Малорусской губернии.
После распределения Украины в 1803 году на губернии по двадцатые годы XX века с. Подильки было центром одноименной волости Гадяцкого уезда Полтавской губернии. Подилькивска волость в те времена имела в своем составе большое количество хуторов и была густо залюднена, как и вся Полтавская губерния, в которой в начале XX века по данным Харьковского научного общества было около четырех миллионов населения.
Большой трагической вехой истории с. Подилек и его хуторов во времена советской власти был период так называемых революционных изменений в начале первой трети прошлого XX века и особенно 30-х и 40-х лет, когда население того края понесло большие потери от двух тяжелых голодоморов и трех войн. В 50-х годах еще были видные места расположения многих прежних близких и соседних хуторов и поселений, где оставались лишь нерозорани части садов и большое количество недоглянутих могил, а теперь там уже нет даже следов. От тех поселений сохранились в настоящий момент только названия, такие как Батыры, Бобки, Бондарик и много других, но теперь это уже только названия частей полей и прилегающих территорий. К сожалению уже в настоящие времена по-видимому такая же судьба ожидает и на когда-то очень залюднене с. Ольховую (Веселую Долину), где в настоящий момент в мирные времена уже пустота и стоят только покинутые дворики и хаты, которые позарастали высокими деревьями, кустарниками и сорняками, и которые клонятся и разваливаются от времени. Такую цену придется платить уже теперь за бездорожье и за так называемых коллективизацию, индустриализацию и урбанизацию.
Подильки расположены за двадцать пять километров от слободского м. Лебедин и за двадцать километров от древнего украинского м. Гадяч на г. Грунь. Выше по течения эта река после разделения пополам с. Большая Лука и прохождения через широкую леваду делает поворот влево и обходит своим когда-то полноводным руслом вокруг всего села Подильки, защищая будто естественным замковым рвом его почти со всех сторон – северного востока, востока, полдня и частично из южного запада, что также хорошо видно на любой дорожной или географической карте этой местности.
Такие естественные места всегда привлекали поселенцев своим защищенным расположениям, а также удобством для обороны. Местность поселения с. Подильки была во все времена островком безопасности для своих жителей, защищенная рекой главным образом в восточном и южном направлениях со стороны Дикого Поля, откуда всегда угрожали кочевые племена шли монголо татарские орды и уже позже набегали крымские татары, которым, чтобы напасти на село, нужно было искать обходных путей, бродов, а это лишало нападения неожиданности.
Из исторических источников неизвестно из каких пор и почему такое название имеет это село, хотя можно было бы принимать во внимание движение переселенцев в эти места из правобережной Украины и особенно именно из исторической области Украины, которая зовется Подольем, во время так называемых «крестьянских отходов», во время национально-освободительных войн ли украинского народа XVI – XVII веков. Переселенцы из тех далеких краев, оставаясь после переезда на новых местах, могли бы дать такую или подобное название своему новому поселению. С другой стороны происхождения названия с. Подилек также можно было бы объяснить естественным разделением этого поселения рекой Грунь или расположением села по ее долине, по низу, или, другими словами, по ее долу.
Версия о существовании в этом месте поселения еще из давних скифских или раннеслов’янских времен также имеет право на свое существование, ведь из археологических исследований и раскопок известно, что в этих живописных местностях вокруг г. Гадяч, который за летописными упоминаниями ведет свое летоисчисление из X-XIII веков, на плодородных землях и в заводях г. Грунь еще в скифские времена охотно селились люди. Так в этих местностях около с. Броварки, что также находится неподалеку от м. Гадяч, расположен большой могильщик с курганами скифского времени (приблизительно V – III век к н. е.) и на этом же месте в наше время также обнаруженные находки периода Киевской Руси (IX – X век). Поблизости же с. Капустинци, которое расположено также на г. Грунь за 8 – 10 километров от с. Подильки обнаружено славянское городище сиверян (VIII-X ст. н. е.), а поблизости с. Рашивка Гадяцкого району обнаруженные остатки раннеслов’ян ранньослов’янської культури (II-VI ст. н. е.).
А недалеко оттуда на землях соседнего Роменского района вблизи старинного местечка Глинск обнаруженные остатки поселений каменного возраста (IV-II тысячелетие к н. е.), городище и курганные могильщики скифов.
Проходили тысячелетия, возрасты, изменялись поколения, проносились войны, погибали и возрождались целые города, поселения и края, изменялись племена и народы, не оставляя на этих местах для потомков и для истории ничего кроме земельных наслоений и могильщиков.
Во времена Киевской Руси территории нынешних и прежних полтавских земель входили в состав Переяславской земли, которая позже стала княжеством. Она была заселена племенами сиверян и полян. При большом князе Владимире Святославовича (980-1015) на территории того края началось строительство ряды крепостей, которые составляли посульску оборонную линию. В древнерусских летописях XI-XIII веков вспоминаются: Хорол, Говтва, Лубны, Пирятин, Лохвиця, Гадяч и другие укрепленные города. Полтава впервые вспоминается под названием Лтава в 6682 году от сотворения мира (такое летоисчисление было раньше в руских землях ). В пересчете на современный январской календарь это означает 1173 год. Последующее развитие полтавских и окружающих земель Переяславского княжества в XIII ст. был прерван монголо-татарской нашествием и возможно тогда же монгольские завоеватели разрушили Лтаву (Полтаву), и окружающие местечки, потому что длительное время в исторических документах известности о них не встречаются.
Именно в конце 1239 года по пути на запад через эти земли пройшли татаро- монгольские орды, сжигая и истребляя все живет на своем пути. Наступил более чем столетний период войн и походов ордынцев на запад, войска которых были здесь вплоть до начала победных войн литовцев над татарами. Так в 1362 году Большой князь Литовский Ольгерд с войском отвоевал всю прежнюю Переяславщину, куда входили и окружающие территории нынешней Полтавщини и Роменщини с опорным местечком Глински на г. Суле. Следующей Князь Литовский Витовт побуждал татарского хана Тохтамиша к письменному отказу от прав татар на те земли. Позже после поражения ордынцев на Куликовом поле в 1380 году по приказу того же хана Тохтамиша был убитый военачальник ордынцев темник Мамай, который не был ханом Орды потому, что он не был Чингизидом. Сын Мамая Мантур-кият убежал в Литву и получил от князя в управление местечко Глинск с обязательством охранять участки границы с Ордой, которая проходив в те времена по г. Ворскле. За некоторыми переводами сын Мансур-кията по имени Лексада был одним из основоположников украинского казачества что тогда зарождалось, и, возможно, он именно и был тем легендарно известным казаком Мамаем через свое происхождение от ордынского хана Мамая. Это самое Лексада спас Витовта во время тяжелого поражения его войска от татар на Ворскле в 1399 г. и за это ему был подарен титул князя Глинского и преданно во владение большие территории. После этого Лексада окрестился в Киеве, приняв имя Александр. Считают, что именно князь Александр Глинский, одновременно легендарно известный среди людей, как казак Мамай способствовал заселению и развитию предоставленной ему территории, налаживанию и укреплению окружающих пограничных местечек и военных поселений, а также своего вотчинного города Глинска и Полтавских территорий и владел теми землями к середине XV в... Потомки рода Александра Глинского правили на этих территориях к началу XVI ст., а его правнука Богдана, который разгромил с войском турецкую крепость Очаков в 1493 г., также считают одним из основателей украинского казачества.
Начиная с 1482 года территории прежней Переяславщини, отвоеванные по реку Ворсклу в прошлом веке в татаро монгольских ордынцев, опять начали поддаваться ужасающим набегам орд крымского хана Мангли-гирея. Опустошались земли и поселения тех городов, сотни тысяч людей забирали в неволю, и вследствие этого развитие края опять затормаживалось на длинные десятилетия. Разорены такими набегами эти места в течение следующего века оставались запустевшими, а тех людей, которые уцелели одиночный и проживали на украинских левобережных поприщах люди из-за Днепра называли севрюками. В летописных списках руских городов конца XIV ст. под названием «А сие имена всем градом Руским дальним и ближним.» были Киевские города, к которым также входили и основные местечки упомянутых земель: Глинеск (Глинск), Ромен (Ромни), Бирин (достоверно Буринь), Путивль и много других. На протяжении XIV-XVI в. территории полтавских и окружающих переяславских земель находились под властью литовских, а позже – после Люблинской унии в 1569 г. – отошли к польским феодалам, под власть которых попало и все Левобережье.
После опустошения и упадка Киевской Руси сначала в результате войн с татаро-монгольской Ордой, а затем в результате Польско-литовского господства, когда вся руска людность сначала отошла на север и к западу от так называемого «Дикого Поля», был период определенного затишья и рост людности по оба бока Днепра. А через некоторое время после начала польского единоличного господства украинские земли опять очутились между двух огней: татарщини и польщизни. Под давлением этих двух смертельных влияний медленно стали начала военных защитных формирований – украинского казачества. В результате роста сопротивления на защиту украинских поселений началось обратное переселение людности в покинутые когда-то плодородные места левобережной части Украины.
С тех времен начинается новый период истории опустошенных татарскими войнами левобережных переяславских и полтавских земель к востоку к Дикому Полю. Те времена называют также «эрой крестьянских отходов» потому, что через тяжелое притеснение украинского этноса, насаждения своего господствующего языка, католицизма, геноцид и закрепощение польскими феодалами, украинские крестьяне, храня свою веру и язык одиночный или целыми семьями, родами и даже селами стали массово отходить далеко к востоку на левобережные территории, где они заселяли свое дикое поле и залюднювали там села хутора и местечки, а также создавали новые поселения, защищая их от татарских набегов сначала с оружием в руках самостоятельно а затем военными казацкими залогами.
Украиной тогда называлась часть руской земли, которая была по оба бока среднего Днепра. Она была разделена на две части: 1) Правобережную к западу от Днепра и 2) Левобережную на восточном боку Днепра. В Левобережную Украину был приобщен город Киев с его ближайшей околицей, хоть он стоял тогда на правом боку Днепра. Кстати, именно к левобережной части Киевской Руси и относилось первое летописное упоминание названия Украины в XII веке «Оукраина». Именно Переяславщина и черниговщина имели в те времена название Украина: вспоминается впервые она в 1187 г. в летописных записях о похоронах переяславского князя Владимира Глебовича «о нем же Украина много постона» (по которому Украина очень скорбела). После Хмельниччины и Руины Левобережная Украина также называлась Гетьманщиной.
Считается, что в те времена именно и состоялось переселение украинского люда в защищенный рекой Грунь населенный пункт, время основания которого под названием с. Подильки (Подолки) относят на начало XVII век, хотя, возможно, основание его состоялось намного раньше, или там было еще более давнее поселение, возраст которого мог бы быть пение мерным с возрастом м. Гад, Ромен, Глинска ли.
Село Подильки по-видимому или не единственный населенный пункт на левобережной Украине с таким названием (слова «подолье», «подильки», «подолки» когда-то означали низовую часть у реки, долину или низовье) и, возможно, пришли люди этого села как раз и были из украинского Подолья и принесли с собой при переселении название своего прежнего поселения.
Относительно происхождения такого названия, то из Энциклопедии Смоленской области, что в России, известно, что там также есть населенный пункт Подолки и, что такое название ему дали в начале XVII ст. переселенке из правобережной Украины – так называемые грунтовые казаки, которые были на службе у польского короля по защите земельных границ Польши.
Село Подильки всегда было под воздействием м. Гадяч, местом его полковой сотни, куреней, а позже центром одноименной волости его уезда, также ли входило в его поместной, или позже принадлежало к ранговым землям так называемого Гадяцкого ключа. Большие поместной вокруг м. Гад со времен Богдана Хмельницкого были ранговыми землями и принадлежали гетманской должности. Кстати за легендами и переводами где-то здесь около Гад спрятанные большие сокровища Богдана Хмельницкого, которыми по показаниям тогдашних летописцев и хронистов очень хотел завладеть русский царь и за которыми всегда охотились находясь в этих местах русские войска. Эти сокровища были накоплены после блестящих побед Богдана Хмельницкого под Желтыми Водами и около Корсуня и для их сохранения было заложено несколько хранилищ, одно из которых по летописному свидетельству С. Величка, возможно, было расположено на упомянутых ранговых землях или в м. Гадов.
Принимая во внимание историческую принадлежность ранговых земель м. Гад к гетманской должности, а также тогдашние военные противостояния и события, которые привели к появлению Знаменитых Гадяцких Трактатов, условия их заключения и последующие действия, местные жители справедливо считают м. Гадяч прежней столицей Украины.
История села Подильки в настоящие времена должным образом пока еще не была исследована по-видимому потому, что оно расположено около прежней границы со Слобожанщиной, а в советский период несколько раз изменялось его подчинение, когда центр уезда и района был сначала в м. Гадов, и оно относилось к Полтавской губернии и области, потом некоторое время до столичной Харьковской области, а позже после создания Сумской области районными центрами были с. Синивка, смт. Липовая Долина, потом м. Лебедин, и наконец опять смт. Липовая Долина.
В советских изданиях «Истории городов и сел УССР. Сумская область.» подается время основания с. Подильки в начале XVII ст. в одном, а в другом - во второй половине XVII век, что, возможно, было просто временами выявление или появления в публикациях первых летописных и исторических упоминаний о населенном пункте с таким названием. К сожалению, пока еще неизвестно, было ли в этом месте ранее поселение, или также, если было, то которая была его название.
Чтобы вспомнить те времена и события нужно воспроизвести тогдашнее положение Украины и вернуться во времена XVI но XVII, а также XVIII веков, относительно которых и были составлены упомянуты летописные упоминания.
Первая найдена летописное упоминание о с. Подильки есть у труда Самийла Величка, который относится к событиям 1656 года, когда после восьми лет национальных освободительных соревнований и после заключения Переяславского договора московские военные отряды несколько раз проходили через Украину, чтобы имитировать военную помощь Богдану Хмельницкому в битвах против польского войска, но своим присутствием создавали лишь разорения на украинских землях. Это летописное упоминание является коротким отчетом о событии, которое состоялось на теренах Гадяцького полку. В конце X-и части своего труда летописец рассказывает: «Того же лета (1656 г.) донцы, которых отпустил домой Хмельницкий с той стороны Днепра, идя через Малую Россию, притворили ни без одного уважения и почета сельским и городским людям исчислении распашки, обиды, грабежи и побои. Когда же они появились с этим надругательством и грубостями в Гадяцкому полка, то наместник тогдашний гадяцкий Тимофей, выслушав плачи и многочисленные жалобы людей Гадяцкого полка, в настоящий момент-таки взял с собой до трехсот хороших казаков и, нагнав ты своевольных донцев в Гадяцкому же полка около села Подолок всех их разгромил и разбил вдребезги.».
Уже во время тогдашних казацких дрязг и братоубийственных противостояний в Украине а именно во время так называемой ее Руины тот бой неприятно был упомянут Тимофею в Полтаве в 1658 году. Самийло Величко в II разделе части XI пишет: «Прибыв из Константинова в Гада, Виговский скарав на смерть нескольких значительных и чиновничьих гадяцких лиц, на которых клал был подозрение неприязни к себе. А наместника гадяцкого Тимофея он послал к полтавскому полковнику Мартыну Пушкаря, упоминаючи ему, чтобы затушил свое упрямство и гн Виговского: «Не так ли хочет Виговский согласовать меня с собой, как согласовал в Гаде с братьями нашими, лучше его, товарищами Запорозького войска, постинавши им председатели, но не будет дожидать того!» в настоящий момент-таки, забив того посланца, гадяцкого наместника, в кандалы и сбросив на него некоторые вины, а особенно погром около Подолок донцев, совершенный благодаря нему, гадяцкому наместнику, выписал все то в письме и отослал его в заключение к калантаевского воеводе».
В исторических записях энциклопедического издания «Истории городов и сел УССР. Полтавская область» также есть упоминание о народном восстании весной в 1658 году на Полтавщини против польско-шляхетского господства во времена есть гетманом Ивана Виговского, одна из ячеек которого была в селе Подильках, где собрались около двух тысяч повстанцев во главе с казаком Е. Клименком. В тех записях есть также свидетельство, что те повстанцы под руководством казака Е. Клименко принимали участие в антифеодальном движении также и в м. Ромни за 30 верст від села Подільки.
Упоминание о селе Подильки также встречается в написанном французским языком дневнику Петра Данииловича Апостола - среднего сына тогдашнего украинского Гетмана Даниила Апостола. Петр Апостол был очень образованным человеком и переводчиком и позже был назначен Лубненским полковником. Во время путешествия в мае 1725 года с Миргорода к Петербургу он записывал в своем дневнике о событиях тех времен и местах, через которые он переезжал: « Я проехал через село Хитци, расположенное на реке Грунь, которое принадлежит Гадяцкому замка, потом проехал через Цепы, село, которое принадлежит генеральному судье Чернишу, и за несколько верст от него остановился, чтобы заночевать. Дальше 28 числа проехал через село Подолки, которое принадлежит Гречневому, и за милю от него остановился на опушке, чтобы отобедать. Потом проехал через Ольховую, которая принадлежит Сумскому полку, и дальше через Песчаный Брод, село, которое Андрей, старший сын Полуботка, получил в приданое за жену.»
Возможно, сопроводительный отряд Петра Апостола, выйдя из села Цепы, направлялся тогда кратчайшим путем к с. Подильки, что в настоящий момент известный каждому путнику из м. Гад через с. Довжик, минаючи с. Синивку, и, возможно, именно там остановился на ночь, потому что в записях говорится о расстоянии в несколько верст. Судя по записям, отряд двигался не очень быстро, потому что дальше на следующий день расстояние в шесть верст к с. Подильки и дальше еще одну милю они шли вплоть до обеда. Петр Апостол ехал тогда по вызову в Петербург к своему отцу Даниилу Апостола, который позже в 1727 году стал Гетманом Украины. Понятно, что в те времена очень сложно было идти конным или пешим ходом через поля, леса, а также переходить через многочисленные речные переправы. В записях Петра не сказано, в каком именно месте они остановились за милю от с. Подилек «на опушке, чтобы отобедать». Двигаясь на север, можно было идти горой и остановиться около Высокого леса, или идти понизу и остановиться около переправы через реку Малиновку в направлении с. Василивк идти из Подилек по Сумскому пути вдоль хуторов на левом берегу г. Малиновки. Апостол пишет, что потом после Подилек он проехал через Ольховую «какая принадлежит Сумскому полку», и найвирогиднише, то была недригайливска Ольховая, что находится где-то за двадцать верст от Подилек, если идти прямо, хотя такое расстояние можно было преодолевать долго и на том пути были тогда еще другие большие населенные пункты.
В своем дневнике Петр Апостол записал во время прохождения через Подильки в 1725 году, что село тогда принадлежало какому-то помещику Гречневому. К сожалению автор записей не подал больше сведений ни о селе, ни о его обитателях. Но некоторые дополнительные данные о тех временах все же сохранились в архивных документах, которые освещают общественные и хозяйственные отношения в те времена в с. Подильки.
То были времена, когда после смерти украинского гетмана Скоропадского выборы нового гетмана царским правительством не были разрешены. Управление Левобережной Украины временно было положено на наказного гетмана П. Полуботка и генеральную старшину. Но все-таки все дела они могли решать только при согласии президента Малорусской коллегии Вельяминова. В 1724 – 1727 гг. управления Левобережной Украины формально выполнялось так называемыми «правителями Генеральной военной канцелярии». То были маловлиятельные представители старшины – прежний полтавский сотник І. Левенець, Глухивский сотник И. Мануйлович и военный товарищ Ф. Потребич-гречаний. Как раз в те времена с. Подильки, возможно, и принадлежали именно этому Ф. Гречневому, что был из рода Степана Прокопиевича Потребич – Гречневого генерального писаря в 1663-1665 гг.
При полково-сотенному укладе в селах Гетьманщины как правило выбирались сельские правительства самоуправления обществ и представителями власти там были местные вийт, староста, а также казацкий атаман, сотник и другой. В трудах украинских историков есть записи о том, как местные землевладельцы делали сопротивление сельским правительствам: « Иногда помещики даже не допускали до того, чтобы руководство сельских правительств отсылало письма к высшим правительственным чиновникам, и расправлялись с такими «своевольниками», как это делал владелец с. Подолки Ф. Гречаний. Когда атаман все же сумел подать к генеральной канцелярии жалобу: «.ми общество села Подолкив. со слезами кривними ускаржуемося на П. Ф. Гречневого в нашей большой несправедливости», то помещик расправился с сельским правительством. Лишь двум его представителям (Падалци и Волкодаву) повезли убежать к Глухова и опять подали жалобу о «остре мучене и драку тирана» со стороны Ф. Гречневого.». В том же труде также рассказывается, что «властители, орендатори и посессоры(владельцы), возведя крестьян к подавленному состоянию, часто вмешивались в процедуру выборов органов самоуправления общества, а сельских старост превращали не в представителей поспильства, а фактически, на собственных урядников, которых обязывали выполнять полицейские функции: выгонять подданных на работу, распределять повинности, следить за порядком в селе и выдавать сюзерену неблагонадийних. Все это значительно отдаляло представителей сельского самоуправления от остальной поспильства и разжигало конфликты между ними. Поэтому крестьяне достаточно часто обнаруживали непокору вийтам и старостам, как это, например, было в упомянутом с. Подолки. Там крестьянин Корней открыто заявляет вийту: «.досить вам.панщини делать», а А. Красий еще и иронически добавлял: «.тогди будем господина слухать, как молот зацвететь». Другой же хозяин этого села І. Римаренко по требованию последнего выполнить тяжелую тележную повинность так характеризовал последнего: «.як господин собака такие теперь и войти наступили.». Такая характеристика касалась в первую очередь правительств вийта в частных селах.». Лазаревский О. Украинские посполитые (1648 – 1783), Разведки о крестьянстве., Л., 1902, - Ч. 2 - С. 166, С. 168.
Относительно судопроизводства на территории Гетьманщины в ЦДИА Украины, ф. 51, оп. 3, спр. 598, арк. 26 – 30 зв. есть свидетельство о событиях, которые происходили в те времена в с. Подильки. Там рассказывается, что «Достаточно полное представление о совершении преступления, ходе розыска, а затем следствия и наказания дает случай, который случился в с. Подолки полковой сотни Гадяцкого полка осенью в 1725 г. «Подданный» Корней Кириченко в имении старшины покрав пчелы. Местные жители самостоятельно провели розыск и разоблачили вора. В ходе допроса Кириченко «поволав» (здесь: сознался), что осуществил он то с посполитым – «слободским человеком» Игнатом Квашею. «Для установления истины» наказный сотник Федор Сулима приказал побить одного и второго, а затем «посадить к указу». Обитатели же села «тои кому жаль, безведома», не удовлетворившись этим, еще раз побили преступников. Причем больше всего досталось Квашни «иже не признался». На третий день он умер. Владелец села (в 1725 г. то был Ф. Гречневый) обратился с просьбой к Генеральной военной канцелярии, чтобы и выдала «указ» полковой старшине Гадяцкого полку провести «правдивый розиск» и, так сказать, узаконить самосуд. Специально собрана для того комиссия осуществила соответствующее следствие и установила, в частности, как достаточно профессионально велся розыск украденных пчел. В следствии и вынесении приговора принял участие и вийт села. Причем во время допроса Квашню предупреждали – когда тот скажет правду, то его видпус
Ввиду фамилии владельца села можно прийти к выводу, что упомянутые события происходили приблизительно в те же времена, когда Петр Апостол ехал через с. Подильки.
Потом наступали другие периоды развития общественных отношений на территориях Гетьманщины. Крестьяне все более подпадали под беспощадную эксплуатацию, а спустя некоторое время были уже совсем закрепощенные после вхождения Гетманской Украины на правах Малороссии в московскую империю, которая стала называться Россией с 1723 года. Переименовывание то из Московии на Россию состоялось по совету немецкого кайзера московскому царю Петру I чтобы потом можно было заявить о правопреемстве его империи от Киевской Руси.
После более чем двостолитнего периоду вхождения Украины в Русскую империю уже в так называемом большевистском союзе в первой половине XX ст. наступили времена еще более массового истребления украинского народа, войн и голодоморов.
После победы большевиков и внедрения ими так называемой «пролетарской» культуры и воинственного атеизма, как и повсюду в Украине, в с. Подильки церковь была разрушена, а из ее кирпича было построено помещение клуба.
Наступил и потом минул почти дев’яностолитний период безбожництва и богозабуття, в течение которого как раз, возможно, именно поэтому село Подильки и его обитатели испытывали тяжелых потерь.
Но времена все же изменяются и уже весной в этом году в с. Подильки была открытая каплица Девы Марии, которая указывает на начало новой эпохи возрождения христианской веры и вселяет надежду на лучшее будущее.
И опять люди направляются к церкви, протаптывают тропинки, идя по дороге, которая ведет к храму.

Сообщение отправлено: 24 августа 2009 18:42 ( ,hsl)
Ответить  

Модератор: РадомирПечать
Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта