Дукельский Александр Иосифович (10.1900-1980)
вероятно, сын
Дукельского Иосифа Захаровича?профессор, заведующий кафедрой "Подъемно-транспортных машин" В Ленинградском институте инженеров водного транспорта в 1945-1954.
родился в октябре 1900 г. в г. Ульяновске. В 1918 г. После окончания 5-й Московской гимназии поступил в Ленинградский Технологический институт на механический факультет. В период 1919-1921гг. находился в рядах РККА, работал в автомастерских Красной Армии в г.Петрограде.В 1924 г. защитил диплом и получил специальность инженера-технолога.
Осенью 1923 г. Дукельский А.И., будучи дипломником, поступил на работу в Управление строительством Волховстроя. Сначала занимался конструированием ленточных транспортеров, кабельных кранов и подвесных рельсовых дорог, затем – монтажом и эксплуатацией спроектированных машин. С осени 1925 г. перешел на работу в Ленинградский торговый порт, где проработал до конца 1930 г. В это время Дукельский А.И. руководил монтажом поворотных и мостовых кранов, элеваторов, штабелеукладчиков, траверсных платформ, торцерезных станков. После пуска Гавани в эксплуатацию в 1931 г. перешел в Государственный институт по проектированию на водном транспорте, где занимал должность начальника сектора механизации портов.
Преподавательская деятельность Дукельского А.И. началась в 1929 г. на механическом факультете Ленинградского технологического института, где он читал курс по канатным дорогам. При реорганизации ВТУЗов осенью 1930 г. он был переведен доцентом на кафедру Подъемно-транспортных машин (ПТМ) в Машиностроительный институт, который в дальнейшем стал называться Индустриальным и, наконец, Политехническим, где и проработал до эвакуации из Ленинграда в 1941 г.
23 апреля 1935 г. Дукельский А.И. был утвержден ВАК ВК ВТО в звании профессора по кафедре ПТМ, а 17 октября 1935г. ему была присуждена степень кандидата технических наук. Докторскую диссертацию защитил весной 1940г. в ЛПИ на тему: "Определение натяжений в несущих и тяговых канатах подвесных канатных дорог при отсутствии противовеса".
С 1936г. по 1941г. он был деканом факультета Промышленного транспорта.
1940- жил в Ленинграде, пр Чернышевского, 17. ЦГА СПб. Фонд Р-3121. Опись 22. Дело 985 . Дело о соискании ученой степени доктора технических наук: Дукельский Александр Иосифович. Тема: "Определение натяжений несущих тяговых канатов подвесных дорог при отсутствии противовеса" (1940)
С августа 1941г. по январь 1942 г. Александр Иосифович в эвакуации в Куйбышеве работал старшим научным сотрудником ЦНИИ "Речфлот", с февраля 1942 г. по январь 1943 г. – в Астрахани старшим научным сотрудником ЦНИИ "Морфлот"; с 1943 г. по февраль 1945 г. был заведующим кафедрой "Детали машин" Одесского института водного транспорта, который размещался сначала в г. Самарканде, затем в г. Астрахани, а с осени 1944 г. в Одессе.
14 мая 1945 г. Дукельский А.И. избран по конкурсу на должность заведующего кафедрой ПТМ Ленинградского политехнического института. Одновременно по совместительству он работал заведующим кафедрой ПТМ Ленинградского института инженеров водного транспорта.После Великой отечественной войны в Политехническом институте возобновляется подготовка инженеров по специальности «Подъемно-транспортные машины и оборудование» на кафедре «Подъемно-транспортные машины», которой в период с 1945 г. по 1969 г. руководит профессор А.И.Дукельский. Доктор технических наук, профессор Дукельский Александр Иосифович – один из крупнейших специалистов своего времени в области подвесных канатных дорог, портовых и судовых грузоподъемных машин, механизации перегрузочных работ, разработчик ряда технических проектов кранов и подвесных дорог. Он автор 11 книг, среди которых учебники и монографии. Под его редакцией вышли два издания «Справочника по кранам», 1961-63 г. и 1971-73 г. При нем на кафедре были развернуты масштабные работы по исследованию сопротивления усталости металлических конструкций под руководством профессора М.М.Гохберга и долговечности канатов под руководством профессора А.И.Дукельского.
Огромную производственную и преподавательскую деятельность Дукельский А.И. всегда сочетал с научно-исследовательской, которая обобщена в его монографиях, первая из которых "Подвесные рельсовые дороги с ручной тягой" вышла в свет в 1928г. Его монографии и учебники неоднократно переиздавались. Вершиной всей творческой работы Александра Иосифовича Дукельского является "Справочник по кранам" в 3-х томах, изданный в 1961 – 63 гг., выпущенный совместно с коллективом авторов под общей его редакцией.
А.И.Дукельский является выдающимся специалистом и ученым в области подъемно-транспортных машин, основоположником создания теоретических основ расчета статических и динамических нагрузок в несущих канатах подвесных дорог и кабельных кранов, создателем методики расчета канатов на усталостную прочность и износостойкость. Труды А.И.Дукельского широко известны в СССР и за рубежом, большинство из них издано в Польше, Германии, Болгарии.
Деятельность А.И.Дукельского отмечена Орденом трудового Красного Знамени, медалью "За трудовую доблесть" и многочисленными дипломами и благодарностями различных министерств и ведомств.
С сентября 1969 г. А.И.Дукельский переезжает в г. Москву, где продолжает трудиться профессором кафедры ПТМ Московского филиала института водного транспорта. Скончался профессор А.И.Дукельский в 1980 году.
Автор книги "Справочник по кранам. ИЗДАНИЕ 2-е, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ Под редакцией профессора доктора технических наук А. И. Дукельского. Том 1 общие расчеты, материалы, приводы, металлические конструкции". 1971.
Источники: Алфавит абонентов Ленинградской телефонной сети на 1940 с 66
ЦГАНТД СПб
ЦГА СПб. Фонд Р-3121. Опись 22. Дело 985 . Дело о соискании ученой степени доктора технических наук: Дукельский Александр Иосифович. Тема: "Определение натяжений несущих тяговых канатов подвесных дорог при отсутствии противовеса" (1940)