Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ЧУБЫКИН


CHUBYKIN

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Персональный список »   ЧУБЫКИН
RSS

Выводить сообщения
Модераторы: Belolika, galinak_new, Leonid-sh, nmash, Popova, shirsin, smirni, Tanusya, Theodor, tnaia, Tritter, Vladim, Верепьюшка, Н. А. Борисов, Наталья Алексеевна ИсаеваПечать

Ответить  
&   1   A   B   C   D   E   F   G   H   i   J   k   L   M   N   O   P   R   S   T   v   W   Y   Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
ЧА   ЧВ   ЧЕ   ЧЖ   ЧИ   ЧК   ЧЛ   ЧМ   ЧО   ЧР   ЧУ   ЧХ   ЧЫ   ЧЬ   ЧЮ  

ЧУБЫКИН ПЕТР ИВАНОВИЧ



Дело по наследству известного миллионера Чубыкина тянулось почти семь лет. У царскосельского купца первой гильдии Петра Ивановича Чубыкина собственной семьи не было. Чувствуя надвигающуюся немощь, 17 ноября 1881 года он составил нотариальное завещание. Через полтора месяца Чубыкина не стало: он умер 2 января 1882 года56.
При оглашении завещания выяснилось, что Петром Ивановичем были назначены три основных наследника: 800 тысяч рублей он отдавал родному брату Александру Ивановичу Чубыкину, 25 тысяч - племяннику Сергею Павловичу Чубыкину, еще 250 тысяч были предназначены на благотворительные цели: "75 000 рублей употребить на постройку дома и необходимую обстановку для богадельни в Петербурге при Громовском кладбище и капитал 175 000 рублей сделать неприкосновенным на вечные времена, на проценты с оного содержать в означенной богадельне престарелых лиц обоего пола". Душеприказчиками были назначены купцы-старообрядцы Дмитриев, Яковлев и Богданов, которые должны были осуществлять наблюдение за ходом строительства богадельни и регулярно предоставлять отчеты о расходе денежных сумм обществу прихожан Громовского кладбища.
Громовское кладбище на южной окраине Санкт-Петербурга было одним из центров старообрядчества. Свое название оно получило от купцов Громовых, уроженцев Богородского уезда Московской губернии, исстари населенного старообрядцами. Купец-миллионер Федул Громов в 1825 году купил участок земли площадью 11 гектаров, где с 1835 года было открыто кладбище.
Петр Иванович Чубыкин был известен преданностью старообрядчеству, или, как его называли сами старообрядцы, "древлему православию". Он считал необходимым устроить благотворительное заведение, чтоб этим добрым делом "загладить свои грехи и войти в Царствие Небесное".
Однако его племянник Сергей Чубыкин (сын брата Павла, умершего раньше Петра Ивановича) был совершенно не удовлетворен своей долей в 25 тысяч рублей из дядиного наследства. Он решил эту долю увеличить и стал добиваться признания недействительными 1-го и 2-го пунктов завещания, где говорилось о благотворительности. Для составления иска им был нанят присяжный поверенный Пребуль. Но завещание составил грамотный нотариус, и в нем не было никаких зацепок для желающих найти сомнительные формулировки. Тогда Пребуль и Сергей Чубыкин решили строить свою тактику на пересмотре завещания по политико-религиозным мотивам.
До начала XX века правительственные законы и предписания ограничивали старообрядчество, называемое также "расколом". В XIX веке раскольники были стеснены в гражданских правах. Так, по закону 1853 года было запрещено утверждение старообрядцев в должностях по общественным выборам, награждение их знаками отличий и почетными титулами, упразднялись также скиты и монастыри старообрядцев. Эти ограничения были сняты только манифестом "Об укреплении начал веротерпимости" 17 апреля 1905 года.
С восшествием в 1856 году на престол Александра II бережливые и осторожные купцы-старообрядцы начали активные действия по возвращению отнятых у них прав. В частности, они просили вернуть им храмы и имущество, дать свободу богослужения и разрешить получение торговых свидетельств. Шаг за шагом они добивались все новых облегчений, и, наконец, Манифестом 17 апреля 1905 года старообрядческие общины были юридически признаны: они могли иметь церковную и общественную собственность, строить храмы, приобретать движимое и недвижимое имущество, устраивать благотворительные и учебные заведения.
Так вот, племянник Петра Ивановича Чубыкина Сергей и его адвокат стали использовать положения ограничительного законодательства против старообрядцев и в иске против пунктов 1-го и 2-го завещания Петра Ивановича Чубыкина доказывали, что эти пункты незаконны, потому что "цель завещания направлена к возведению нового здания для общежития раскольников", а это противоречит закону. По их мнению, половину завещанных Громовскому кладбищу денег следовало передать Сергею Чубыкину.
Со своей стороны, независимо от притязаний племянника брат Петра Ивановича Александр Иванович Чубыкин через своего поверенного Драгоманова подал встречный иск к Сергею и душеприказчикам, прося в иске Сергею Чубыкину отказать и признать его, Александра Ивановича, право собственности на весь капитал в 250 тысяч рублей. Аргумент был следующим: Громовское кладбище не является юридическим лицом; таким образом, капитал никому не завещан, он остается свободным и должен поступить в собственность Александра Ивановича Чубыкина. А племянник Сергей Чубыкин не имеет никаких прав на капитал, поскольку уже получил по завещанию 25 тысяч рублей.
Против исков дяди и племянника выступил адвокат Потехин, представлявший интересы душеприказчиков, которым по завещанию предстояло использовать капитал в пользу Громовского кладбища. Потехин объяснял, что Петр Иванович не определял своим наследником Громовское кладбище, а завещал деньги на богадельню, что не является противозаконным. Потехин указывал, что после издания законов 1883 и 1884 годов о расширении прав раскольников им разрешается создавать благотворительные заведения.
Общественное мнение, представлявшее официальную православную церковь, лоббировало интересы родственников Чубыкина. Журнал "Христианское чтение" писал о душеприказчиках Петра Чубыкина - представителях Громовского кладбища: "Заправилы этого кладбища всячески отстаивали силу завещания Чубыкина в пользу раскольников, однако завещание это, как незаконное, оспаривается прямыми наследниками Чубыкина, и им, конечно, удастся отобрать завещанные старообрядческому учреждению капиталы в свою пользу". Но поднятая в прессе шумиха не повлияла на решение суда.
Санкт-Петербургский окружной суд, рассмотрев иски всех трех сторон, постановил, что по закону делать пожертвования в пользу благотворительных заведений разрешается всем. И даже если заведение только предстоит создать, капиталы все равно должны быть переданы ему. И если Петр Иванович Чубыкин указал в завещании, что богадельня будет создана при Громовском кладбище, то этим определено лишь место для устройства богадельни, а не Громовское кладбище в качестве юридического лица, которому переходит капитал. К тому же в завещании не было указано, что в богадельню будут приниматься исключительно старообрядцы. В результате было вынесено решение, что распоряжения Петра Ивановича не противоречат закону и в исках его брату и племяннику следует отказать.
Александр Иванович Чубыкин и Сергей Чубыкин подали апелляцию в Санкт-Петербургскую судебную палату, но там решение окружного суда было поддержано. Через семь лет после смерти завещателя судьба его капиталов была решена. Однако исполнение последней воли миллионера Чубыкина задержалось еще почти на 17 лет. Хотя устав богадельни и ее название "Чубыкинская" были утверждены Министерством внутренних дел в 1895 году, само благотворительное заведение открылось только 15 декабря 1905 года. На участке, купленном в 1892-м душеприказчиками, было к 1899 году возведено респектабельное здание на Забалканском проспекте (ныне Московский проспект, дом 108).
Это здание в 1908 году стоило 300 тысяч рублей, а капитал богадельни вырос до 350 тысяч в процентных бумагах. В богадельне на полном обеспечении жили 70 пожилых мужчин и женщин. Вопрос о старообрядческом характере богадельни, ставший камнем преткновения при утверждении завещания, решился сам собой. В нее принимали стариков независимо от их религиозной принадлежности. В богадельне были две домовые церкви - православная и старообрядческая. По сложившейся традиции праздничные службы в обоих храмах заканчивались общей молитвой с пятнадцатью поклонами "за упокой почившего создателя богадельни Петра Ивановича Чубыкина".
Через 23 года после кончины благотворителя его последняя воля нашла воплощение в благом деле. На него Чубыкин выделил почти четверть своего миллионного состояния, нажитого за несколько десятилетий.

Сообщение отправлено: 2 июля 2008 17:09 ( Ne administrator)
Ответить  

Модераторы: Belolika, galinak_new, Leonid-sh, nmash, Popova, shirsin, smirni, Tanusya, Theodor, tnaia, Tritter, Vladim, Верепьюшка, Н. А. Борисов, Наталья Алексеевна ИсаеваПечать