АПАНАЕВ МУСА 1766-1826
Апанаевы. Купеческая династия Самая древняя, богатая и разветвленная татарская фамилия Казани.Свое состояние Апанаевы сколотили на пушнине, сале и шерсти. Неподалеку, на Сенном базаре, они держали лавки, лабазы, а также первоклассные нумера «Апанаевского подворья». Муса Апанаев (1766-1826) в 1908 году построил кирпичную мечеть в Новотатарской слободе в память о своей дочери Зубайды. Его сын Хасан Апанаев (1801-1863) активно участвовал в общественной и благотворительной деятельности. Исмагил Апанаев неоднократно избирался попечителем мечети «Марджани». Абдулла Апанаев (1873-1937), будучи удачливым предпринимателем, являлся членом Губернского Попечительства детских приютов. В 1913 году он выступил с инициативой о создании Национального музея, фонды которого составили бы древние книги, рукописи и другие реликвии, сохранившиеся у старинных татарских семей Казани. В 1916 году купец пожертвовал на нужды второй соборной мечети Казани принадлежавший ему земельный участок в 40 десятин у деревни Зюзино Спасского уезда. Абдулкарим Апанаев (1813-1873) известен как щедрый благотворитель, построивший в 1863 году каменную мечеть в д.Курса. его сын Мухаметвали (1825-1885) завещал доходы со своего вклада в банке на содержание имамов, мечети и медресе второго прихода. Мухаметбадретдин Апанаев (1867-1930) был членом попечительных советов Александровского ремесленного и Казанского коммерческого училищ, Председателем Правления общества пособия бедным мусульманам. Говорят, когда Александр Дюма в 1858 году вместе с Эдуардом Мане прибыли на пароходе в Казань, они, посетив татарскую слободу, ожидали увидеть варваров. Но, обнаружив здесь татарский театр, сады, фонтаны, восточный клуб и татар, говорящих по-французски, были поражены. В то время граница «Запад-Восток» проходила в домах богатого купечества между мужской и женской половинами дома. Гостиные, кабинеты, выходящие окнами на улицу, обставлялись европейской мебелью, полы отделывались паркетом. Кстати, в доме Апанаевых паркет был точно такой же, как во дворце Меньшикова в Петербурге: рисунок из карельской березы был скопирован один в один. Женская часть дома декорировалась текинскими коврами и парчой.
|