Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ЕФИНГАР


EFINGAR

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Географический список »   ЕФИНГАР
RSS

Выводить сообщения
Модератор: РадомирПечать

Ответить  
C   K   P   S   U   W   X   А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   я   [   ¬  
ЕВ   ЕГ   ЕД   ЕЖ   ЕЗ   ЕЙ   ЕК   Ел   ЕМ   Ен   Еп   ЕР   Ес   ЕТ   ЕФ   ЕХ   ЕШ  

ЕФИНГАР



ЕФИНГАР
Ефингар (Ефингарь, Ефенгар) Херсонской губернии - еврейская земледельческая колония на левом берегу реки Ингул (ныне село Плющевка Баштанского района Николаевской области Украина, 47° 24' / 32° 19') была основана в 1809 г. на плодородных и богатых, полупустых тогда, землях южной России.
Название колонии происходит от ивритских слов "яффе нагар"(красивая река) и обязано реке, протекавшей возле поселка. Отсюда Ингул течет тремя рукавами по низменной долине, среди камышей и рощ. Вторым неофициальным названием колонии было Булгаков по фамилии генерал-лейтенанта Е.А. Булгакова, которому принадлежала земля до переселения евреев.
Первым шульцем (старостой колонии) был Нохим Финкельштейн - один из лидеров еврейского переселенческого движения. Еще в 1806г. представители евреев Чериковского уезда Могилевской губернии Нохим Финкельштейн и Израиль Лентпорт обратились к могилевскому губернатору М.М. Бакунину с просьбой о переселении 36 семей (198 человек) в Новороссийский край.
Для решения этого вопроса Финкельштейн посетил Санкт-Петербург, где встречался с государственными чиновниками. Затем вместе с другим представителем чериковских евреев Либерманом он направился в Херсонскую губернию. Там на левом берегу Ингула они выбрали участок в 6.5 тысяч десятин (1 десятина=10925,4 м2) для строительства колонии.
Для евреев, готовых переселиться, был установлен ряд льгот и выделена помощь из казны государства. Для каждой семьи переселенцев назначался участок земли размером 40 десятин, из которых 30 десятин были в непосредственном пользовании семьи, а 10 десятин поступали в запасный земельный фонд, "доходы с коего шли на пополнение мирского капитала колоний". Такие наделы давали при условии, что семья состоит из 3-х мужчин работников.
Первые поселенцы, привлеченные проводимой царским правительством политикой поощрения евреев к земледелию, были выходцами из западных губерний России.
48 семейств поселенцев в составе 276 душ, измученных долгой и тяжелой дорогой, прибыли в 1809 г. в колонию. "Дорога наша продолжалась до четырех месяцев, — писал один из новых колонистов. — Прибыв на пустопорожний участок, получили деньги в весьма малом количестве, и, изнурясь в дороге от холода, ненастья и разных беспокойств, должны были приниматься за постройку домов... Среди обширной степи и свирепости зимы, весьма для нас тягостной, взялись мы пахать никогда непаханную землю".
В 1810 г. в колонии проживала 41 семья (154 человек мужского пола и 110 женского), а по данным VI ревизии (1811 г.) - 64 семьи (163 человека мужского пола).
Особенно тяжелыми были первые годы колонизации.Среди переселенцев была повышенная смертность из-за тяжелых условий жизни и непривычного климата. Некоторые "отлучались без разрешений" в города, другие исчезали "неизвестно куда" или же возвращались на прежние места в западные губернии.
Прибывшие поселенцы, не имевшие никакого опыта, в короткий срок должны были построить поселок и научиться земледелию. Для обучения евреев-переселенцев власти Херсонской губернии наняли русских крестьян. Однако обучение не было эффективным и колония многие десятилетия отставала в своем развитии от соседних сел и деревень.
Д.З. Фельдман приводит следующие архивные материалы о колонии первой четверти XIX века "2940 дес., 53дв., 163 м.п. и 112 ж.п. Селение - реки Ингула на левой и по обе стороны трех отвершков безымянных. А дача - той же речки на левой, оврага Злодейки на правой и по обе стороны оврагов: Гончарова, Злодейки и многих отвершков безымянных... Земля - чернозем, местами иловатая. На ней лучше родится рожь и пшеница; прочий хлеб и покосы средственны... Поселяне занимаются хлебопашеством. Женщины сверх полевой работы плетут лен, посконь и шерсть, ткут холсты, сукна для себя и на продажу: зажитка средственнаго". На "Геометрическом специальном плане 1817 г. Эфенгарской Колонии" кроме самой колонии обозначены соседние владения: на севере - сельцо Горожино (Гаражино) и д.Соколова штабс-ротмистра Д.И. Дмитренко, на востоке - казенная пустопорожняя земля, на юге - д. Егоровка (Новоегоровка) генерал-лейтенанта Е.А. Булгакова и д. Песок (Пески) действительного тайного советника В.В. Энгельгардта, на юго-западе сельцо Бирзуловка поручика И.Г. Бирзулова, на северо-западе - казенное с. Привольное. К плану "руку приложил" шульц колонии Ормик Фельдман.
В середине XIX века для образца ведения хозяйства в колонию поселили немецких колонистов. Немецкие хозяева оказали большое положительное влияние на ефингарцев. В результате колонию построили по образцу хорошо организованных немецких фермерских хозяйств.
Первоначально колонисты занимались только земледелием (зерноводством, виноградничеством и огородничеством). В последующем сфера их деятельности постоянно расширялась и охватывала другие области земледелия, скотоводства, промышленности и торговли.
Поселок распологался на горе, на песчаном грунте, что обеспечивало чистоту в дождливое время года. Три прямые улицы поселка поднимались вверх в гору. Поселок со стороны главной дороги начинался немецким кварталом. Дома немцев вначале выгодно отличались от домов евреев. Они были выкрашены в белый цвет, дворы были ухоженные и огорожены заборами.
В еврейских же домах не было единства по внешнему виду: многие дома имели невзрачный вид. Зелени и деревьев во дворах почти не было. Но постепенно, по мере освоения земледелия, еврейские дома и дворы начали преображаться и достигли уровня немецких. По сравнению с другими селами в районе колония отличалась чистотой, уютом и порядком. В 1838 г. в колонии была построена синагога. В последующем в колонии действовали три синагоги. На окраине села располагалась баня с миквой.
В книге В.Н.Никитина "Евреи-земледельцы", изданной в Санкт-Петербурге в 1887г., упоминаются ефингарцы:
- рав Сирот награжленный 1859г. медалью на ленте за знания религиозной доктрины и успешную деятельность;
- учитель Коган, преподававший в ефингарской школе в 1860-х годах;
- крестьянин Левин, получивший в 1863г. денежный приз российского департамента государственного имущества за высокие урожаи.
Еврейские земледельцы работали на своих участках с утра воскресения и до обеда в пятницу. В субботу соблюдался шабат. К сельскохозяйственной и домашней работе привлекались все трудоспособные члены семей.
Евреи-земледельцы оказались восприимчивыми ко многим нововведениям, и в этом отношении уступали лишь немцам, превосходя другие группы населения. Подобно немцам, евреи в качестве рабочего скота использовали только лошадей, тогда как традиционным тягловым скотом для украинского села являлись волы. Весьма широкое распространение получили жатвенные машины, и ручная уборка у евреев исчезла.
В "Списке населенных мест Херсонской губернии" 1896 г. дано следующее описание колонии: "Ефингар (Ефингаръ, Булгакова, Булгаковъ); въ предълахъ Полтавской волости, въ въдънiи пристава 6 стана и земск. Начальника 7 участка; при рч. Ингулъ. Дворовъ 263. Жителей 1.704 (874 м. 830 ж.). Квартира сельскаго начальника. Еврейск. Молитв. Домовъ 2. Школа. Метеорологич. Станцiя. Баня. Постоялый дворъ. Лавокъ 20. Корчемъ 2; винн. Погребъ. Базарныхъ дней 52. До у. гор. 113 в.; земск. Почт. Ст. Полтавка 15 в.; ст. ж. д. Доброе 20 в.; пар. Пр. Николаевъ 70 в."
По переписи 1897г. в Ефингаре проживало 2038 евреев из общего числа 2226 жителей. В 1898 г. в колонии было 267 семейств-земледельцев, включающих 1 666 наличных.
По данным исследователя Е.В. Гриневич в начале ХХ века в Ефингаре количество хозяйств составляло 423 двора, насчитывалось 4 тыс. десятин земли. Выращивали пшеницу , средняя урожайность которой составляла 8 пудов с с десятины, ячмень, овес и др. Производимые в хозяйствах масло и творог были очень высокого качества и несмотря на относительно высокую стоимость пользовались большим спросом как у местного населения, так и в округе. Лошадей было было около тысячи. Примерно такое же количество было коров, имелось множество птицы. В 1915 г. менее 5 десятинами владело 150 дворов, от 5 до 10 десятин - 160 дворов, от 10 до 35 десятин - 95 дворов.
Не все жители колонии занимались сельским хозяйством, 20 % крестьян сдавали землю в аренду своим соседям, а сами занимались кустарным промыслом и мелкой торговлей. В колонии работали продовольственные, мануфактурные и галантерейные магазины, аптеки, сапожные мастерские, мельницы, сыроварня, маслобойный завод и завод по производству содовой воды. Эти предприятия обслуживали жителей поселка, а также крестьян близлежащих украинских деревень. В поселке работали ремесленники: портные, сапожники, столяра, кузнецы, строители, печники и др.
Уважаемое место занимала сельская интеллигенция: врачи, фельдшеры, акушеры, аптекари, учителя, служители культа (равы, резники, хазаны, служители синагоги и учителя Торы).
Жители колонии призывались в российскую армию, участвовали в русско-турецкой, русско-японской и в Первой мировой войнах.
После Октябрьской революции в стране разразилась гражданская война. В результате войны и разразившегося в 1921-1922 годов голода колония и ее хозяйство были разрушены. Многие жителей погибли от рук погромщиков, умерли от голода и эпидемий. Другие, спасаясь от погромов, ушли в большие города, или покинули страну. Оставшиеся были покалечены и разорены. Десятки детей остались сиротами. Для их спасения от голодной смерти в колонии открыли детский дом. В 1926 году в Ефингар перевели Добренский детский дом и объединили его с ефингарским.
После окончания гражданской войны с помощью международных еврейских благотворительных организаций началось восстановление колонии. В Ефингаре действовали различные политические организации. В 1925 году против мероприятий Советской власти выступила сионистская группировка. Однако большинство жителей Ефингара поддерживало Советскую власть и ее идеологию. В колонии организовывается комитет «незаможних селян» (неимущих крестьян), создаются коммунистическая и комсомольская ячейки. Учитывая компактное проживание евреев в селе Ефингар в 1925 году был образован еврейский национальный сельский совет. Быстрыми темпами стала развиваться кооперация. В 28 января 1926 г.в колонии начало действовать сельскохозяйственное потребительское общество "Выгода", которое занималось изготовлением хлеба в обмен на товары и сельскохозяйственные продукты. Работала мельница П. Горбмана, сельскохозяйственное кредитно-кооперативное общество, куда входило 499 человек, а оборот в 1926 – 1927 гг. составлял 539 185 руб. 49 коп. Обществом в 1926 г. было заготовлено 13 657 пудов зерна.
Начавшаяся в 1929 году коллективизация, как и по всей стране, в Ефингаре шла принудительно и сопровождалась раскулачиванием части крестьян и репрессиями. Крестьяне, признанные "кулаками", были выселены из села, а их имущество было продано "с молотка". В доме раскулаченного Хаима Червинского разместился сельский совет. Были созданы два колхоза: им. М. Ракоши и им. В.М. Молотова. Первым председателем колхоза им. Ракоши был Мойше-Ица Гуревич. Этот колхоз был одним из самых известных и богатых в Николаевской области. Перед войной председателями колхозов и сельского совета были Зуска Гройсман, Матвей Светлица и Шмилек Райхельгауз.
Колхозы занимались выращиванием зерновых, хлопка, овощей, винограда и бахчевых культур. Кроме того, было развито животноводство (крупный рогатый скот и овцы).
Знаменитыми на весь район были бригадир овощеводов орденоносец Иссер Гуревич, бригадир-тракторист Майор (Меир) Пятигорский, первый тракторист колонии Мордух Исаакович (Ицкович) Рабкин, директор фермы Иосиф Давидович Коршов.
Тяжелейший ущерб еврейским колхозам Ефингар, как и всему крестьянству Украины, нанес голодомор 1932-33 годов. Люди пухли и умирали от голода. Голодомор сопровождался репрессиями "за разворовывание имущества". За горсть пшеницы, взятой для голодных детей, Особым совещанием был приговорен к 3 годам каторги колхозник Шмуль Фарбер.
В результате борьбы Советской власти с религией в начале 30-х годов в селе закрыли две синагоги. В одной из них открылся клуб. Последнюю, третью, равом которой был Шнеер Токаревич закрыли в 1936 г.
В 1926 в колонии была открыта школа-семилетка. До 1939 г. преподавание велось на языке "идиш". В эту школу ходили все сельские дети, включая украинцев и немцев.
Начиная с 1939 г., преподавание велось уже на русском языке, а язык "идиш" преподавался как отдельный предмет.
Последним директором школы был Лисянский Владимир Саломонович, замечательный учитель, удостоенный самой высокой награды - ордена Ленина (1936-37).
Его жена Загорская Лея Лазаревна работала завучем и преподавала русский язык. Учителями были Баскина Гиня Львовна, Гольцман Шева Абрамовна, Кроль Хана Ильинична, Рабкина Циля Исааковна, Райхельгауз Маша Завелевна, Чапковский Мойсей Харитонович и др.
С началом Великой Отечественной войны все военнообязанное мужское население было призвано в армию. Ефингарцы героически сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, на земле, на воде и в воздухе. Они награждены орденами и медалями СССР.
В августе 1941г. немецкие войска стремительно приближались к колонии. За несколько дней до прихода немцев были мобилизованы подростки, транспортные средства и скот.
Немцы вошли в колонию 10 августа 1941 г. Самый страшный день в истории колонии наступил 10 сентября 1941г. В этот день нацистами были убиты 521 человек - все еврейское население (женщины, старики и дети) Ефингара, по разным причинам оказавшиеся под властью гитлеровских оккупантов и их местных пособников. Никому из находившихся в то время в колонии евреев спастись не удалось. В этот трагический день закончилась история еврейской земледельческой колонии Ефингар.
Освободили колонию в марте 1944 г.. Из эвакуации в село вернулись только несколько семей. Остальные по разным причинам осели в городах, прежде всего в г. Николаеве. В 1945 г. село переименовали в Плющевку, стерев с карты его еврейское название.
Последним евреем-директором колхоза уже в селе Плющевка был фронтовик Коршов Хаим(Ефим) Иосифович, направленный для укрепления колхоза из Николаева в соответствии с решением ЦК партии.
Перезахоронение расстрелянных ефингарцев описала в своей книге "Из жизни врача" (Нью-Йорк, 2001) Ирина Геллер, уроженка колонии. Когда в Константиновке, где происходил расстрел фашистами ефенгарцев, в присутствии родственников вскрыли песчаный грунт, многие увидели и узнали сохранивших свой облик в песке, как в консерванте, родственников и близких. Кто-то узнал свою жену и ребенка, сидевшего на ее руках и прижимавшегося к материнской груди. Один из приехавших на кладбище в матросской тельняшке опознал свою сестру-школьницу с заплетенными косичками и потерял сознание. Молодая мать держала в руках молочную бутылочку с истлевшей соской, а рядом лежал ее годовалый ребенок. Тут же нашли мать в обнимку с дочерью-десятиклассницей. В них узнали Добу и Хаюсю Боград. Раввина Токаревича фашисты подвесили за бороду и сожгли живым, а его сына-художника заставили рисовать горящего отца. Сына раввина, потерявшего разум, тут же расстреляли…В 1953 г. на средства родственников погибших в селе был открыт памятник жителям еврейской колонии жертвам нацисткого геноцида. Ежегодно 10 сентября десятки людей приезжали помянуть своих родных и близких, расстрелянных здесь нацистами в 1941г.

Сообщение отправлено: 23 октября 2007 17:10 ( Ne administrator)
Ответить  

Модератор: РадомирПечать
Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта