Константин Константинович кн. Острожский
Константин Константинович кн. Острожский — малорусский магнат, киевский воевода, покровитель просвещения, род. в 1526 г. Получил хорошее по тому времени образование, в православном духе. Обладал громадным богатством; владения его находились в Подолии, Галиции и на Волыни. До 300 городов и несколько тысяч сел составляли его собственность. Жил очень роскошно и отличался большим гостеприимством. Знаменитость кн. К. основана на его ревностной защите православия во время введения унии и в особенности на его заботливости о развитии просвещения, что выразилось в издании книг, учреждении школ и покровительстве малорусским ученым. Кн. К. К. принимал деятельное участие в церковном соборе в Бресте в 1596 г. Для поддержания православия он учредил в Остроге училище, затем устроил две типографии, в Остроге и в Дермани; в 1580 г. напечатал библию, что имело очень важное значение в истории просвещения и письменности; оказывал поддержку ученому львовскому священнику Василию, составившему книгу "О единой вере", и Христофору Бронскому, составившему обширное сочинение против унии — "Апокрисис". Кн. К. состоял в переписке с кн. Курбским, со львовским братством и др. ревнителями православия. Его постигли тяжелые семейные утраты: два старших сына перешли в католицизм, младший был отравлен слугой, любимая племянница сошла с ума. Умер в 1608 г.
|
Мангазея
Население Мангазеи быстро росло. В 1608 году царь Василий Шуйский объявил Мангазею городом. К этому времени здесь имелись крепость-кремль с крепостной стеной, посад, три церкви, гостиный двор, государевы житницы. Все постройки стояли на вечной мерзлоте. В городе было около 500 жилых домов, население составляло более 1500 человек. Мангазея считалась красивейшим городом русского Севера. В сказаниях о ней говорится, что купола её церквей были покрыты червлёным золотом, и звали город «златокипящим». В центре крепости-кремля стояла пятиглавая соборная церковь Троицы. В торгово-ремесленной части города среди приземистых домов выделялись купола двух других церквей, освященных в честь Успения Богородицы и поморских чудотворцев Михаила Малеина и Макария Желтоводского. В трапезной церкви Успения Богородицы хранилась общинная казна. Эти деньги шли на нужды церквей, а также на снаряжение экспедиций служивых людей в ясачные зимовья, на ремонт съезжей избы и на «кормление воевод».
|