Легенды и предания
Из книги А.А.Бухаров «Зиминская быль» Иркутск Восточно-сибирское издательство 1993 год
ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ
Несколько лет тому назад в автобусе пригородного сообщения произошел весьма интересный разговор мо¬лодого инженера, выросшего на западе, с пассажирами.
- Ну и зима у вас! Когда после окончания института получил направление в ваш город, сразу же побежал в магазин покупать теплое пальто и валенки. И что вы думаете? Надевать их почти не пришлось. А в фев¬рале уже ходил в куртке и ботинках. Теплынь-то какая у вас!
Никто не возражал, уместно умалчивая при этом про сибирские морозы.
- Кстати, интересно знать, почему ваш город назва¬ли Зимой? - снова обратился разговорчивый молодой человек к своим попутчикам.
В завязавшийся разговор вступил еще один пасса¬жир, тоже, по-видимому, коренной зиминец.
- В отдельные годы у нас бывают морозы и под пятьдесят. А все потому, что город-то наш расположен среди гор, будто в яме. Кстати, я слышал где-то, что «яма», - это по-бурятски «зима».
Действительно, откуда же появилось такое название? В книге М. Н. Мельхеева «Происхождение географи¬ческих названий Иркутской области» о Зиме говорится так:
«Зима. Зиминский район - от бурятского ЗЭМЭ - ви¬на, проступок. По преданию, бурятский род, обитавший в этой местности, считался в чем-то провинившимся; «место провинных». Никакой связи с русским словом «зима» это название не имеет».
Может, это и в самом деле так. Однако многие зи¬минцы могут и не согласиться с этим утверждением. И у них есть на этот счет свои мнения и суждения.
Как известно, коренными жителями Восточной Си¬бири были в основном буряты и эвенки. Массовое засе¬ление этой обширной территории русскими началось в начале XVIII века. Они довольно быстро входили в кон¬такт с аборигенами и устанавливали с ними деловое со¬трудничество. То же самое происходило еще на необжи¬той по-настоящему территории нынешнего Зиминского района, где первопроходцы и пришлое население вступали с бурятами-кочевниками в хозяйственно-экономиче¬ские связи. Буряты продавали им скот, овчины, шерсть, а в обмен или за деньги получали хозяйственные това¬ры, а также ружья и боеприпасы, продукты земледелия, муку, хлеб, разные крупы. Нередко между семьями бу¬рят и русских устанавливались самые близкие родст¬венные и кровные узы и взаимоотношения.
Русские, осваивая новые земли, старались сохранить прежние названия рек, поселений, пастбищных угодий и природных местечек, что позволяло им быстрее вхо¬дить в доверие к коренному населению и использовать их опыт в ведении примитивного домашнего хозяйства в суровых климатических условиях Восточной Сибири. Вот о чем говорит одна из легенд.
Раньше буряты жили по опушкам густой непро¬ходимой тайги, которая вплотную подходила к большой и быстрой реке. То была Ока, которую они считали в здешнем краю самой удобной для проживания, и в особенности для пастьбы скота.
М. Н. Мельхеев в своей книге пишет:
«Ока - приток Ангары. Название этой реки буряты произвели от слова «аха», т. е. старший, и связывают с тем, что она якобы является самой большой из рек, стекающих с ледников Восточного Саяна в Ангару. Ко¬ренные жители горной части бассейна Оки называют ее Ок-хем - стрела-река, то есть быстрая, как стрела. Возможно также, что Ок-хем приняло у бурят форму Аха, и получило в дальнейшем иное осмысливание... »
Когда же русские первопроходцы вышли на ее бе¬рега, то они просто нарекли ее Окой, считая, очевидно, что она по своей величине похожа на Оку, что протека¬ет в средней полосе России.
Сибирская Ока берет свое начало из небольшого озер¬ка у гольца Нкудабан, расположенного на высоте 2000 метров над уровнем моря. На расстоянии почти 400 километров она течет в каменистом коридоре среди живо¬писных горных хребтов и ущелий Саянских гор, а за¬тем, течение воды хотя несколько и замедляется, но все же остается довольно быстрым вплоть до самого впа¬дения в Братское море.
Общая протяженность Оки примерно 980-990 кило¬метров и занимает площадь бассейна 80 тысяч квадрат¬ных километров. В ее бассейне имеются значительные запасы полезных ископаемых, в том числе и каменного угля в местечке Кулгунай, по-прежнему богат и разнообразен животный мир.
А теперь вернемся к легенде.
По широкой пойме Оки в ее среднем и нижнем те¬чении испокон веков кочевали буряты-скотоводы. Потом, откуда ни возьмись, в здешние места при¬шли другие кочевые племена. Тут-то и начались среди них междоусобные войны. Буряты, умевшие быстро ездить верхом на лошадях и метко стре¬лять, одолели-таки чужеземцев, хотя много храбрых и отважных воинов у них погибло, но чужаков в свои владения не пустили.
Спустя много лет чужеземцы снова пошли на бу¬рят войной, пуще прежнего стали на них нажимать. Как и прежде, они снова в боевые дружины объе¬динились и, как хорошие знатоки здешних мест, искусно использовали на пути незваных пришель¬цев лесные завалы и другие препятствия. Самое же большое сражение произошло у впадения реки Зи¬мы в Оку, где буряты одержали внушительную по¬беду над врагом и на том самом месте основали крепостное поселение, ставшее впоследствии боль¬шим селом, которое и было названо Зимой.
В другом же предании, записанном зиминским жур¬налистом Виталием Коминым от старожила города Зимы Игнатия Иосифовича Полякова, несколько по-иному трактуется происхождение этого названия.
Когда-то давным-давно на бурят напали какие-то племена, которыe по тем временам были прекрасно вооружены, да и сами буряты не знали, что на них
нападут, поэтому незваных пришельцев победить так и не смогли. Много их сородичей попало к тем племенам в плен. Для пленников они соорудили на высоком берегу реки из высоких жердей и бревен своего рода острог, по нескольку дней стали со¬держать их без воды и пищи. Затем на этом са¬мом месте были установлены для пленников боль¬шие войлочные юрты, а между враждующими сто¬ронами установилось длительное перемирие. Буря¬ты стали называть это место «Зимой», что означа¬ло «место провинных».
И это в какой-то мере правдоподобно, потому что именно так объясняет в своей книге значение этого сло¬ва М. Н. Мельхеев.
Существует, кстати, еще один вариант предания, за¬писанный со слов старого учителя одной из зиминских школ Михаила Васильевича Бужанова. Возникшее по¬селение было названо по реке Зиме, на месте впадения которой в Оку стоял небольшой острог, построенный русскими первопроходцами в начале второй половины XVII века.
По существу, все эти предания и легенды во многом схожи между собой. Однако трудно установить, какая из них наиболее правдоподобна и представляет истори¬ческую ценность, а потому точная дата основания Зимы многие десятилетия, попросту говоря, витала в возду¬хе. И только недавно усилиями бывшего директора мест¬ного историко-краеведческого музея Нины Ивановны Безносовой и сменившей ее на этом поприще Адии Ива¬новны Василенко удалось установить весьма интересные в истории города даты. Так, впервые о Зиме как насе¬ленном пункте Восточной Сибири упоминается в «Ре¬визских сказках», относящихся к середине XVIII века. На одном из ее листов говорится: « ... Никифор Матвеев. В прошлом 1743 году по Указу из Иркутской канцеля¬рии из Брацкого острога он, Матвеев, приписан на Зи¬минский станец в ямщики для содержания подводной гоньбы... в семигривенном окладе» (Материалы Цент¬рального Государственного архива древних актов. Ф. 350 «Ревизские сказки», л. 964).
Уже этот уникальный исторический документ дает основание сделать вывод, что зиминское поселение, воз¬можно, возникло значительно раньше. Тем не менее именно 1743 год принято считать как бы основанием села Старая Зима, которое является в настоящее время микрорайоном нашего города. Это значит, что в начале 1993 года Зима будет отмечать свое 250-летие.
Спустя полстолетие о Зиме упоминает в 1791 году и писатель А. Н. Радищев в своих «Записках путешест¬вия в Сибирь».
« ... Выехав из Удинска (ныне Нижнеудинск) 1 октября 1790 года, едем лесом и гористыми местами 17.5 верст до Тулуна, где, переехав Ию, дорога становится глаже и полистее, но, переехав Оку при деревне Зима, проезжать надлежит степь, Братской именуемую. Но юрт или жилищ оного народа при дороге опричь одного летнего не видно ... » (Радищев А.Н. Записки путешествия в Си¬бирь. М. 1949. с. 716).
А вот еще один интересный документ - «Список на¬селенных мест Иркутской губернии на 1 января 1911 г.»:
«Зима. Поселок на реке Оке Зиминской волости Ба¬лаганского уезда. 600 дворов с населением около 3 ты¬сяч человек... Основное занятие его жителей - работа на железной дороге и в торговле. Ecть трактир, пивная, пожарный двор, 2 магазина, лечебница, православная церковь».
Наряду с проведением через Зиму в конце 90-х го¬дов прошлого столетия железной дороги еще не утратил в ту пору своего значения и Московский тракт, по ко¬торому еще раньше проходили на каторгу и в ссылку декабристы, участники польского восстания 1830-1831-х годов. Прошли по тракту ученые-зоологи Дыбовский и Годлевский, геологи Черский и Чекановский. В 1864 году проехал через Зиму в ссыку Н. Г. Чернышевский. Позднее проходили по старому кандальному тракту и многие революционеры.
Старожилы Зимы хорошо помнят, что Московский тракт раньше проходил через самый центр города, раз¬деляя его почти на две равные части. Паромная же пе¬реправа через Оку находилась от него немногим более семи километров у села Покровка. И только с возведением моста через реку возле Ухтуя в 1958 году Москов¬ский тракт как бы обошел Зиму стороной, что позво¬лило сократить путь до Делюри на добрых 15 километров с соответствующим его обустройством.