КОРНБЛИТ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ
КОРНБЛИТ АЛЕКСАНДР ЯКОВЛЕВИЧ, известный как ТАИРОВ 1885, Ровно - 1950, Москва. Режиссёр, народный артист РСФСР (1935). Сначала выступал как актёр; режиссёрскую деятельность начал в Первом Передвижном общедоступном драматическом театре П.П. Гайдебурова; постановки: "Гамлет" У. Шекспира (1907), "Дядя Ваня" А.П. Чехова (1908), "Эрос и Психея" Ю. Жулавского (1908). Работал в театрах Риги, Симбирска, Петербурга. В 1913 принял приглашение К.А. Марджанова и поставил в московском "Свободном театре" пантомиму "Покрывало Пьеретты" А. Шницлера-Э. Донаньи, а также "Жёлтую кофту" Г. Бенримо и Д. Хазлтона. В 1914 Таиров вместе со своей женой, главной актрисой театра А.Г. Коонен, а также группой молодых актёров создал Камерный театр. Уже ранние спектакли ("Сакунтала" Калидасы, 1914; "Фамира Кифаред" И.Ф. Анненского, 1916; "Саломея" О. Уайльда, 1917) обнаружили масштаб его полемики с традиционным театром. Таиров стремился к обобщённому выражению эмоции, без её психологической конкретизации. "Федра" Ж. Расина в постановке Таирова (1922) стала одним из главных событий театрального искусства начала 1920-х гг.; режиссёр проникал в архаичный инцестуальный миф и воплощал страсть-стихию в её трагической противоречивости. Эта тема развивалась и в последующих постановках: "Гроза" А.Н. Островского (1924); "Косматая обезьяна" (1926), "Любовь под вязами" (1926) и "Негр" (1929) - все Ю. О'Нила; "Машиналь" С. Тредуэлл (1933). Таиров утверждал идею "синтетического" мастерства, позволяющего актёрам разыгрывать как трагедию, так и оперетту, равно владеть приёмами музыкального и пантомимического искусства; важной для него была линия арлекинады, восходящей к традиции итальянской комедии масок: "Принцесса Брамбилла" Э.Т.А. Гофмана (1920), "Жирофле-Жирофля" Ш. Лекока (1922, текст А.М. Арго и И.А. Адуева). В спектаклях "Человек, который был Четвергом" по Г. Честертону (1923), "Кукироль" П.Г. Антокольского, В.З. Масса, А.П. Глобы и В.Г. Зака (1925), "День и ночь" Лекока (1926) арлекинада трансформировалась в жанр политического ревю, который также был использован в постановке "Оперы нищих" ("Трёхгрошовая опера") Б. Брехта (1930). В 1930-40-х гг. Таирову становилось всё труднее вписываться в идеологический регламент. Свой режиссёрский темперамент он направил на осмысление классики: "Мадам Бовари" по Г. Флоберу (1940), "Чайка" Чехова (1944), "Без вины виноватые" Островского (1944), "Старик" М. Горького (1946). В сентябре 1949 Таирова освободили от обязанностей художественного руководителя Камерного театра, а в августе 1950 театр был закрыт. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Мемориальная доска Таирова и Коонен установлена в фойе Театра имени А.С. Пушкина (помещение бывшего Камерного театра).
|