ЖУКОВСКИЙ
Городской округ Жуковский в Московской области.
Город областного подчинения Жуковский практически находится на территории Раменского района, с которым неразрывно связана его история. В древности здесь проходила граница между землями дворцового села Быково и дворцовой волостью Раменейцо (в XVIII веке Раменницы), занятой густыми лесами, а с севера на юг через леса была проложена одна из дорог, связывавшая столицу с городом Коломной, далее разветвлявшаяся к переправам через Москву–реку около сел Нового Рождественно, Маркова и Бронничи.
Не удивительно, что при проведении земляных работ на территории современного города Жуковского в 1957 г. было найдено 369 монет периода времени царствования Федора Ивановича, сына Ивана Грозного. Для того времени это была крупная сумма. По всей видимости, деньги принадлежали погибшему в пути царскому чиновнику либо богатому проезжему купцу.
Места вокруг были глухие, лесные, ближе к пойме с большим количеством озер и болот, а сама территория современного города до начала XX века практически не была заселена. На плане генерального межевания Никитского уезда, составленном по сведениям 1760–х гг., здесь показаны огромные лесные пустоши, примыкающие к длинной цепи озер–стариц реки Пехорки, тянущихся от села Быкова до реки Москвы. Первое крестьянское поселение появилось на этих пустошах только в 1908 г., когда жители деревни Колонец, первоначально размещавшейся на берегу Москвы–реки около устья Пехорки и ежегодно страдавшей от наводнений, воспользовались столыпинской реформой и всей деревней переселились якобы «на хутора», заняв более безопасное место.
Несколько раньше начинается заселение этих земель, где владелец Московско–Рязанской железной дороги Н. К фон Мекк в конце XIX века выкупил у князя Прозоровского–Голицына большой участок лесного массива, основав станцию Прозоровская (теперь Кратово) и дачный поселок. А «затем он замыслил создание в отдалении от этого поселка большой больницы в сосновом бору, на сухом возвышенном месте.
Первые корпуса больницы строились в 1913 г. по проектам группы молодых архитекторов и инженеров, приглашенных Н. К. фон Мекком. По его замыслу она должна была стать составной частью первого в России города–сада для проживания служащих и рабочих железной дороги. Первые корпуса больницы — это современный клуб «Стрела» города Жуковского и здания возле него, в значительной степени теперь перестроенные.
Мировая война и дальнейшие события не позволили полностью осуществить проект, однако принципы его застройки и благоустройства широко использовались при создании жилых микрорайонов и в подмосковных дачных поселках того времени, и во многих странах мира.
Появляется поселок, который получил название Прозо– ровское–2 и по переписи 1926 г. насчитывал 28 хозяйств с населением 172 человека, В окрестностях появляются новые лечебные учреждения. В 1929 г. открыта железнодорожная платформа Отдых для обслуживания санаториев и дачников, начавших строиться возле железной дороги. Поселок развивался медленно, но в 1930–х гг. последовало правительственное решение о создании близ Москвы на территории Раменского района новой базы Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Институт, созданный Н. Е. Жуковским, играл ведущую роль в разработке теоретических основ и практики строительства молодой отечественной авиации. Так началось строительство одного из первых в стране городов науки, которое возглавили начальник ЦАГИ Николай Михайлович Харламов арестованный и расстрелянный в 1937 г.) и его заместитель Андрей Николаевич Туполев, являвшийся руководителем Центрального конструкторского бюро ЦАГИ до 1936 г.
В связи с громадным объемом работ по созданию цехов, лабораторий, жилья сюда были привлечены мощные проектно–конструкторские силы страны и тресты Стальконструкции», «Центроэлектростальмонтаж», завод «Электросила» и другие. Самые сложные и ответственные производственные и измерительные работы выполняли ученые и сотрудники ЦАГИ, многие из которых были переведены на новостройку.
Правительственное решение о создании новой базы ЦАГИ последовало в связи с тем, что в стране в 1930–е гг. разрабатывались новые типы самолетов, а старая база в Москве не могла обеспечить их выпуска и испытаний. В январе 1934 г. было организовано Управление строительством нового ЦАГИ, во главе которого стоял М. М. Царевский. Для разработки генерального плана ее развития была создана проектная комиссия во главе с архитектором профессором В. А. Весниным (впоследствии президент Академии архитектуры).
Из Москвы и других городов сюда были привлечены талантливые ученые и специалисты, а высококлассных рабочих готовили на месте в ходе строительства и производственной деятельности го числа жителей окрестных городов и поселков.
Началом строительства стала закладка 6 ноября 1935 г. корпуса малых аэродинамических труб в присутствии ученых и гостей столицы. Возведение зданий института и города велось одновременно и шло быстрыми темпами. Вырастали производственные корпуса и жилые четырехэтажные дома с улучшенной планировкой квартир для сотрудников, строились магазины, асфальтированные дороги, обеспечивались водоснабжение и озеленение улиц.
Бывшее дачное поселение стало рабочим поселком Стаханово. К 1939 г. в нем проживало 10,8 тысячи человек, жилой площади было построено более 50 тысяч квадратных метров.
Одновременно со строительством в широких масштабах велось проектирование новых видов авиационной техники. Ученые ЦАГИ не ограничивались теоретическими разработками, они тесно сотрудничали с коллективами авиационных заводов, лабораторий и конструкторских бюро.
К 1941 г. недалеко от поселка построили испытательный аэродром, на котором в годы войны базировались боевые самолеты дальнего действия. В те тяжелые времена дивизией тяжелых бомбардировщиков командовал генерал В. И. Лебедев, корпусом двухмоторных американских самолетов — генерал–полковник Г. С. Счетчиков, именем которого после его смерти названа улица в соседнем поселке Кратово. Как правило, самолеты летали на задания ночью — бомбили скопления войск и техники, железнодорожные и автомобильные мосты, другие объекты в глубоком тылу врага, на территории фашистской Германии и ее союзников. На очистку взлетно–посадочной полосы в зимние месяцы выходили сотни работников предприятий, местных организаций, жителей соседних поселков и деревень. На базе санаториев разместились военные госпитали.
В конце 1941 г, коллективы предприятий города Раменское и поселка Стаханове, прежде всего треста «Стальконструкции», в короткие сроки на железнодорожных платформах смонтировали бронепоезд, которому дали имя «Москвич». В апреле следующего года его передали фронтовикам, которые за годы войны совершили более 600 боевых операций, громя воинские эшелоны и другую технику противника. Трудящиеся Раменского района выезжали к бойцам на фронт, помогали в ремонте бронепоезда, передавали продовольствие. В одной из школ города Жуковского, где создан музей боевой славы, регулярно проводились встречи учащихся с бывшими бойцами бронепоезда.
В 100–летие со дня рождения основоположника отечественной авиационной науки и создателя ЦАГИ Н. Е. Жуковского по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 23 апреля 1947 г. поселок Стаханове получил статус города и название Жуковский.
К этому времени в городе проживало 16 тысяч 600 человек. Развитие реактивной авиации требовало дальнейшего расширения научно–производственной базы института. В целях ускорения строительства создается «Особстрой», который за 10 лет возвел в городе 77 жилых многоэтажных домов, 4 школы, 11 дошкольных учреждений, больничный городок. Были проложены новые улицы, вступили в строй новые предприятия.
В 1952 г. Жуковский получает статус города областного подчинения и выводится из состава Раменского района.
В 1961 г. имеющиеся площади города оказались почти полностью застроенными и для дальнейшего его развития передаются земли соседней деревни Колонец и части села Быково. За два десятка лет в городе возведен новый благоустроенный микрорайон, сохранивший в своем названии название деревни — Колонец. В этой деревне родился летчик, участник Великой Отечественной войны, кавалер четырех орденов, Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Дугин.
В 1950–е гг. проводится очередное расширение летного поля испытательного аэродрома. Чтобы освободить площадь для него, с берега Москвы–реки на новое место, ближе к городу Раменское, перенесли село Новое — бывшее старинное село Ново–Рождественно.
В 1966 г. в связи с расширением объема строительства на базе завода железобетонных изделий создается мощный домостроительный комбинат производительностью 200 тысяч квадратных метров жилой площади в год. Он поставляет комплекты многоэтажных домов не только на стройки своего города, но также в Раменское и в другие города и районы Подмосковья. С 1980–х гг. здесь выпускают комплектующие детали зданий из блок–секций, что ускоряет монтирование домов на строительных площадках.
Изменился облик новых районов города. Если центр довоенной застройки состоит из четырехэтажных зданий, то в новых микрорайонах возвышаются 12—16–этажные башни. В связи с отсутствием земельных площадей для расширения города прорабатывался ряд вариантов. Значительный микрорайон новых домов возведен на намытых земснарядами и укрепленных сваями песчаных подушках до 3—5 метров высотой. Песок с помощью мощных насосов перекачивали вместе с водой на расстояние трех километров от реки до строительной площадки, поднимая пойму Пехорки и Москвы–реки.
По переписи 1989 г. в городе проживало 90 тысяч 300 человек, а его жилой фонд за три десятилетия возрос в 8 раз. Построены и открыты авиационные техникум и институт, большой дворец культуры, магазины, дом книги, кинотеатр, школа искусств, многие учреждения службы быта и торговли, которые теперь в основном приватизированы.
Усилиями институтов и общественности открыты музей Летно–испытательного института, краеведческий, во дворце культуры — комната, где экспонируются документы о великом зодчем В. И. Баженове, чьи создания частично сохранились до наших дней в одной из очаровательных подмосковных усадеб в селе Быково, рядом с городом Жуковский. Над созданием истории города много лет работали общественники–краеведы Л. В. Шелест, В. А. Шевченко, Л. И. Илизарова и другие энтузиасты.
Хозяйство города приобрело многопрофильный характер. Здесь работают мощное холодильное предприятие, фабрика по изготовлению бумажной тары, деревообрабатывающий завод, управление гидромеханизации по добыче нерудных материалов доя строек Подмосковья, экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева и другие учреждения. В последние годы идет процесс их преобразования и акционирования, разрабатываются и начинают осуществляться проекты по объединению научного потенциала города Жуковского и производственной базы раменских предприятий.
Город открыт для обмена достижениями науки и техники. В 1992—1993 гг. в нем проводились аэро–шоу с широкой демонстрацией на летном поле российской и зарубежной авиационной техники, выставками, на которых присутствовали тысячи зрителей.
В дальнейшем международные встречи решено проводить каждый нечетный год. Вместе с городом к ним усиленно готовились многие раменские организации: дорожно–ремонтное строительное управление осуществило асфальтовое покрытие дорог, тротуаров на площади 40 тысяч квадратных метров, АО «Гжель» представило для продажи и на выставку свою всемирно известную продукцию — сине–белый фарфор и многоцветную майолику. В свою очередь, завод им. В. М. Мясищева построил для гжельцев маломестный самолет по заказу этой фирмы.
Между городом Жуковским и Раменским районом налажены разнообразные связи: много раменцев работают на предприятиях Жуковского, как многие жуковчане работают на раменских предприятиях или в акционерных обществах; многие жители города Жуковский имеют сады и огороды на землях Раменского района.
Информация с сайта
Город Жуковский на Яндекс.Картах ()