Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

НАЗАРЬЯНЦ


NAZARYANTS

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Персональный список »   НАЗАРЬЯНЦ
RSS

Выводить сообщения
Модераторы: Belolika, galinak_new, Leonid-sh, nmash, Popova, shirsin, smirni, Tanusya, Theodor, tnaia, Tritter, Vladim, Верепьюшка, Н. А. Борисов, Наталья Алексеевна ИсаеваПечать

Ответить  
&   1   A   B   C   D   E   F   G   H   i   J   k   L   M   N   O   P   R   S   T   v   W   Y   Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я  
НА   НЕ   НИ   НО   НС   НУ   НЫ   НЭ   НЮ   НЯ  

Назарьянц Степанос



Назарьянц Степанос (СТЕПАН ИСАЕВИЧ НАЗАРЯН), 1812—1879 — виднейший деятель армянского возрождения; сын начитанного тифлисского священника, учился в Тифлисской дух. семинарии, где сблизился с X. Абовьяном (будущим романистом) и философском факультете Дерптского унив. В 1842 г. Н. был назначен в Казанский унив. адъюнкт-профессором армянского языка. В 1846 г. он получил степень доктора за диссертацию: "Обозрение истории гайканской письменности с XIV стол. до новейшего времени"; это был первый случай получения армянином ученой степени. В 1849 г. Н. переведен в москов. Лазаревский инст. профессором персидской и арабской словесности. Помимо переводов с персид. языка на русский и целого ряда сочинений на армянском языке ("Психология, основанная на опыте", "Хрестоматия новоармянского языка" и др.), Н. издавал в Москве, с 1858 г., "Северное Сияние" — первый у русских армян ежемесячный журнал европейского типа и прогрессивного направления. Деятельным помощником Н. был Налбандьян (см.). Благодаря "Северному Сиянию", Москва временно сделалась главным культурным центром русских армян. В 1864 г. журнал прекратился, оставив по ceбе прочный след. Недолго пробыв инспектором Тифлисской дух. нерсесьянской семинарии, Н. в 1871 г. вернулся в Москву и вновь занял прежнюю кафедру. В своих сочинениях на армянском языке и особенно в "Северном Сиянии" Н. выставил просветительную программу, затрагивавшую почти все стороны армянской жизни. Новый армянский язык (ашхарапар) был тогда в загоне и дробился на диалекты; в литературе, науке, церкви и школе царил древний, классический армянский язык (грапар), давно ставший непонятным массе. Н. доказал жизнеспособность ашхарапара, издавая на нем журнал, и побуждал других к его разработке. Деятельность Н. в этом направлении вывала резкие нападки, напоминающие борьбу шишковистов с кружком Карамзина, причем и между армянами защитники старого языка были вообще сторонниками всего традиционного и охранительного. Развитие всем понятной речи Н. считал не конечной целью, а только средством для распространения в массе образования. Он проводил мысль, что армяне должны усвоить западную культуру и затем, исполняя свое историческое назначение, распространить ее блага среди народов азиатского Востока. Он доказывал, что нужно увеличить число армянских школ, преобразовать программу существующих, искоренить схоластику, посылать молодых людей за границу для продолжения занятий, наконец, учредить особую "Центральную Школу" — что-то вроде высшего армянского учебного заведения. Вместе с тем, он стоял за издание дешевых армянских книг для народа, за основание в главных центрах книжных магазинов и библиотек, за развитие национальной сцены. В области церковных дел Н. требовал поднятия уровня духовенства; по его мысли устроена в Эчмиадзине Академия для подготовки образованных священников. Он проповедовал полную терпимость по отношению к армянам-католикам и армянам - протестантам. Любимой его идеей была необходимость общественной самодеятельности; он убеждал армян развить в себе дух инициативы, не полагаться только на поддержку богатых купцов, основывать общества с благотворительными и образовательными целями (этот призыв не остался без последствий). Горячо любя родину, он не закрывал глаза на отрицательные стороны своих соотечественников, обличал их недостатки и пороки, доходя порой даже до беспощадной критики, создавшей ему много врагов среди армян. Н. мало принимал участие в практическом осуществлении своих планов, но он явился вдохновителем других деятелей, исполнивших многое из того, о чем он мечтал; основные его идеи продолжают и теперь жить в армянской публицистике.
Ср. С. Шах-Азиза, "Голос публициста" (Москва, 1881, на армянском язык); статьи А. Ерицова, в журнале "Порц" (1873—80) и газете "Арцаганк" за 1896 г. (№№ 112 и 113).
"Брокгауз и Ефрон"
Похоронен на 2 участке Армянского кладбища в Москве.

Сообщение отправлено: 3 июля 2006 23:35 ( Ne administrator)
Ответить  

Модераторы: Belolika, galinak_new, Leonid-sh, nmash, Popova, shirsin, smirni, Tanusya, Theodor, tnaia, Tritter, Vladim, Верепьюшка, Н. А. Борисов, Наталья Алексеевна ИсаеваПечать