1490
После рождения в 1479 г. сына Василия и смерти в 1490 г. И. Молодого, у кот. был сын Димитрий, при дворе Ивана Васильевича явно образовались две партии, из которых одна, состоявшая из наиболее знатных бояр, в том числе Патрикеевых и Ряполовских, отстаивала права на престол Димитрия, а другая — по преимуществу незнатные дети боярские и дьяки — стояла за Василия. Эта семейная распря, на почве которой столкнулись враждебные политические партии, переплелась еще с вопросом церковной политики — о мерах против жидовствующих; мать Димитрия, Елена, склонялась к ереси и воздерживала Ивана от крутых мер против нее, а Софья, напротив, стояла за преследование еретиков. Жалованные грамоты Великого князя Ивана III на земли и поместья. Собор против новгородских еретиков.
Сообщение отправлено: 27 мая 2006 17:14 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 3 июля 2007 10:59 |
1490
основан Антониев Сийский монастырь (дата начала сохранившихся фондов архива - 1490, архивы вкладные, жалованные)
|
Заволжские старцы
Заволжские старцы — иноки Белозерских и Вологодских монастырей, не соединенные никакой внешней связью. В конце XV и начале XVI в. они становятся известными, как отдельная партия, по своим гуманным воззрениям, образованности и критицизму, резко проявившимися в борьбе с противоположной партией Иосифа Волоцкого. Основываясь на евангельском учении о любви и милостыне, З. старцы требовали на соборе 1490 г. а затем в двух посланиях (1504 и 1505 гг.), из которых второе до нас не дошло (первое напечатано в "Росс. Вивлиоф., ч. XVI), гуманного отношения к еретикам (жидовствующим): они предлагали лишь упорных еретиков отлучать от церкви, а раскаявшихся прощать совершенно. Старец Герман доказывал даже, что о еретиках нужно только молиться, а не судить их или наказывать. Это заступничество, а также некоторые другие черты сходства между жидовствующими и старцами — критицизм, обличение пороков монашества, сравнительная образованность — навлекли на старцев обвинение в еретичестве. Таким же образом истолковано было заявление, сделанное старцами на соборе 1503 г. о неприличии монастырям владеть землями и крестьянами. По их мнению, обладание землями ставило духовенство в зависимость от мирской власти, лишало его самостоятельности в столкновениях с последней, не позволяло обличать и сдерживать сильных мира, деморализировало монашество. Они считали такой порядок вещей противоречащим Евангелию, не согласующимся с жизнью древних русск. подвижников. Лучше раздавать богатство нищим, учили они, чем украшать храмы. Вообще, внешняя, обрядовая сторона религии не играла у них никакой роли. Их монастыри резко отличались по своей бедной, простой обстановке от богатых церквей сторонников Иосифа Волоцкого. Несмотря на то, что старцы встречали полное несочувствие, даже вражду со стороны большинства, они открыто и резко высказывали свои мнения. Так, они протестовали против постановления собора 1503 г., лишавшего всех вдовых диаконов и священников права совершать богослужение. Развод Василия III с женой и новый брак его вызвали смелое осуждение со стороны заволжцев. В 1523 г. один из заволжцев, троицкий игумен Порфирий, был посажен в тюрьму за то, что вступился за кн. Василия Шемячича, вызванного в Москву и заключенного в тюрьму, несмотря на клятвы и "опасные" грамоты вел. князя и митроп. Даниила. Во главе З. старцев стоял Нил Сорский, около которого группировались учитель его Паисий Ярославов, Вассиан Патрикев (см.), старец Герман († 1533), Гурий Тушин († 1526), Кассиан, еп. Рязанский, троицкий игумен Порфирий и др. старцы заволжских м-рей. Руководимые Нилом Сорским, старцы стремились к нравственному совершенствованию путем критического, сознательного изучения Священного Писания. Убежденные, что каждый, духовный или мирянин, должен учительствовать, старцы энергично пропагандировали свое учение. Страстные, живо изложенные послания Вассиана Патрикеева, вышедшие из школы З. старцев, распространяли гуманные начала этого учения, давали религиозной жизни современного русского человека внутреннее содержание и возрождали духовные, идеальные интересы, задавленные формализмом.
|