1619
До 1619 г. русская церковь оставалась без патриарха. Сначала ею управлял казанский митрополит Ефрем, а после его смерти (1614) — митрополит крутицкий Иона, человек необразованный, упрямый и мстительный. В 1619 году митрополит Филарет возвратился из Польши в Москву. Воспользовавшись пребыванием в Москве иерусалимского патриарха Феофана, Михаил Федорович возвел своего отца в патриархи. Как отец царя, Филарет получил титул "великого государя" и занял в государстве место, равное царю: наступило время полного двоевластия. В сфере церковного управления и суда патриарх оставался независимым и никем не стеснялся. В этот период времени все в государстве совершалось именем обоих государей: иностранные послы представлялись обоим государям; от имени обоих государей писались грамоты и указы; челобитные по разным делам надписывались на имя обоих государей (иногда, впрочем, подавали сразу две челобитных, одну на имя государя царя, другую на имя государя патриарха; любопытные примеры подобного рода встречаются в неизданных столбцах Поместного приказа, хранящихся в моск. архиве министерства юстиции). С началом Д. дела пошли несколько иначе, хотя система управления осталась прежняя; стала только заметною более сильная рука, управлявшая государством; царь ничего не предпринимал без совета и благословения своего отца, бывшего полным господином в церковных делах. Как само правительство понимало отношение между двумя государями — всего лучше можно видеть на таком примере: в 1621 г. два придворных человека заспорили, какое назначение выше — то ли, которое дал "государь святейший патриарх", или то, которое от "государя царя и великого князя"; правительство так отвечало спорщикам: каков он, государь, таков и отец его государева святейший патриарх, и их государево величество нераздельно. Нечто подобное двоевластию 1619-33 гг. повторилось в 60-х гг. XVII в., когда некоторое время патриарх Никон титуловался "великим государем", и во время войны с Польшей за Малороссию даже грамоты в отсутствие царя Алексея из Москвы писались от имени двух государей. Эта попытка Никона поставить власть духовную не ниже светской, а наравне с нею окончилась полною неудачей.
Сообщение отправлено: 23 мая 2006 15:57 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 20 июля 2006 9:45 |
Мангазея
Мангазея просуществовала недолго. В 1619 году московское правительство официально запретило Мангазейский морской ход из Приморья в Обскую губу через Ямал. Дорога в Сибирь была определена сухопутная - через город Березов (основан в 1593 году) и Обдорск (основан в 1595 году). Мангазея еще какое-то время сохраняла свое положение в крае. Но вскоре климат стал значительно холоднее, а соболь ушел в восточную тайгу, что подорвало экономику города.
|