1586
В 1586 г. решено было уничтожить номинальную зависимость русской церкви от Византии. Пользуясь приездом в этом году за милостыней антиохийского патриарха Иоакима, царь заявил в думе о своем желании "устроить в Москве превысочайший престол патриарший". Духовенство и бояре похвалили мысль царскую, но прибавили, что нужно снестись с восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью. Патриарх Иоаким, которому передали решение думы, взялся доложить об этом собору греческой церкви.
Внешняя политика за время правления Бориса Годунова отличалась осторожностью и преимущественно мирным направлением, так как Борис сам был неискусен в ратном деле и по характеру своему не любил рискованных предприятий. С Польшей, от которой в предыдущее царствование понесли тяжелые поражения, старались поддерживать мир, хотя и путем перемирий, а в 1586 г., когда скончался король Стефан Баторий, сделана была попытка, впрочем, не удавшаяся, устроить избрание в польские короли царя Федора Иоанновича или Максимилиана, эрцгерцога австрийского.
С Турцией московское правительство старалось сохранить по возможности добрые отношения, хотя действовало вопреки турецким интересам: поддерживало в Крыму враждебную Турции партию, старалось возбудить персидского шаха против Турции, посылало цесарскому двору субсидии деньгами и мехами на войну с турками. В 1586 году кахетинский царь Александр, теснимый с одной стороны турками, с другой персиянами, отдался под покровительство России. Ему послали священников, иконописцев, огнестрельные снаряды и возобновили крепость на Тереке, построенную при Грозном; оказали помощь против враждебного Александру тарковского владетеля, но защищать против турок не решались.
Антоний преподобный, по основанной им пустыни — Заоникиевский, поселился в 12 верстах от Вологды в 1580-х годах, на месте явления чудотворной иконы (1586 г.). † неизвестно в котором из 1600-х годов, 23 июня, когда совершается его память.
Существенное изменение в положение кабальных холопов вносит указ 1586 г., на основании которого, по примеру полного холопства, вводится доклад и для служилых кабал, т. е. все вновь составляемые кабалы должны были писаться под контролем правительственных учреждений и заносились в книги. Таким докладным кабальным людям предписывается от господ не отходить, денег по кабалам у них не брать, а отдавать в службу до смерти господ. С этих пор докладные кабальные люди и юридически сделались невольными и стали называться холопами и на официальном языке.
Туралинцы — племя в Сибири. Они проживали оседло по pp. Тоболу, Туре и в местностях между pp. Тоболом и Иртышом. Они составляли народность тюрко-татарского племени с примесью монгольского и были отчасти схожи по обычаям своим с казанскими татарами. Водворились они в вышеуказанных местностях Сибири в XIII в., вскоре после монгольского нашествия на Россию, оттеснив обитавших в этих местах финского племени вогулов далее к С. На Туре и Тоболе у туралинцев было несколько городков. Ермак при покорении Сибирского царства прежде всего столкнулся с ними, разрушил их городки Епанчин и Чинги-Туру и покорил их. По смерти Ермака туралинцы задумали отложиться от России, но посланный в 1586 г. воевода Сукин привел их снова в русское подданство, заложив на р. Туре при устье рч. Тюменьки возле разрушенного Ермаком татарского города Чинги-Туры укрепленный гор. Тюмень. Остатки татарского городка в виде валов и рвов еще были заметны в половине XIX в.
В 1586 мастером А. Чоховым отлита из бронзы Царь-пушка.
Брокгауз и Ефрон, статья Туралинцы.