|
|
|
|
Ответить
|
1 2 8 9 |
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
1698
В 1698 г. произошел последний стрелецкий бунт. После взятия Азова туда было отправлено 4 стрелецких полка. На смену им было послано еще 6 полков, но первые 4 не были возвращены в Москву, а посланы в Великие Луки, в армию кн. Ромодановского. Среди стрельцов начался ропот. Весною 1698 г. 155 чел. самовольно ушли в Москву, просить от имени всех об отпуске домой. Начальник стрелецкого приказа Троекуров велел им идти назад, а выборных посадил в тюрьму. Стрельцы с неудовольствием повиновались. По возвращении в армию их велено было сослать на вечные времена в Малороссию, а остальных расставить в пограничных городах. Стрельцы пошли было по назначению, но с дороги, взволнованные слухами и чтением письма от имени будто бы царевны Софии, призывавшего их в Москву, пошли на столицу. Перед Москвой, у Воскресенского монастыря, они были разбиты ген. Гордоном. Начался розыск. Петр, бывший тогда за границей, поспешил вернуться в Москву. Недовольный результатами розыска, он начал новый. После допросов и пыток более 1200 стрельцов было подвергнуто жестоким казням. Стрелецкое войско было уничтожено. Указом установлена обязательность “торгового промысла” для приобретения городского состояния. В видах упорядочения русско-китайской торговли Петр в 1698 г. повелел отправлять караван из Москвы в Нерчинск не ежегодно, а через год, дабы от наплыва русских товаров не падали там на них цены. В октябре 1698 г. в Карловице открылся конгресс, имевший целью окончить турецкую войну. Представителем России на этом конгрессе был думный дьяк Прокофий Возницын. Он потребовал от Турции уступки Керчи и всех владений по берегу Азовского и Черного морей, находившихся в руках русских. Турки не согласились. В конце концов после угроз Возницына немедленно начать военные действия турки заключили перемирие на два года. Сближение с Зап. Европой, начатое поездкой Петра Великого за границу (1697-1698), открыло католицизму в России новые пути. Внешняя перемена была разительна: много русских людей, так наз. "волонтеров", посетило папскую столицу, с благоговением поклоняясь местным святыням; Б. П. Шереметев привез Папе царскую грамоту; наблюдались даже единичные факты перехода в К. В Замостье царь был очень любезен с папским нунцием (1698); в Москве он не раз присутствовал при католическом богослужении. Алексей Петрович — царевич, старший сын Петра Великого от первого его брака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февраля 1690 г., † 26 июня 1718 г. Царевич Алексей первые годы своей жизни оставался на попечении бабушки, Натальи Кирилловны, и матери, Евдокии Федоровны; отец его слишком занят был кипучею общественною деятельностью, от которой отдыхал не у семейного очага, а на воинских потехах или в Немецкой слободе. По смерти Натальи Кирилловны (в 1694 г.) в жизни царевича главное место заняла мать его, что имело влияние на те дружеские отношения, в каких он находился к ней и в позднейшее время. Шести лет царевич Алексей стал учиться грамоте по Часослову и букварю у Никифора Вяземского, человека простого и малообразованного, знакомился также с "естеством письмен, ударением гласа и препинанием словес" по грамматике Кариона Истомина. В сентябре 1698 года, по заточении царицы Евдокии в Суздальский монастырь, царевич лишился материнского присмотра и перевезен к тетке, Наталье Алексеевне, в село Преображенское. Здесь, однако, под руководством учителя своего Н. Вяземского и воспитателей Нарышкиных (Алексея и Василия) он мало чем занимался, за исключением разве "избных забав", и "больше учился ханжить". Его окружали в это время Нарышкины (Василий и Михаил Григорьевичи, Алексей и Иван Ивановичи) и Вяземские (Никифор, Сергей, Лев, Петр, Андрей). Дурное влияние на него имели его духовник, верхоспасский поп, потом протопоп Яков Игнатьев, благовещенский ключарь Алексей, поп Леонтий Меньшиков. Евдокия Алексеевна — имя двух дочерей царя Алексея Михайловича от первого брака. Старшая из них (1650—1712) в 1698 г. вместе с другими сестрами уличена была если не в участии, то в сочувствии мятежным замыслам Софии, почему и подверглась некоторым стеснениям. Другая умерла вскоре после рождения.
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 16:57 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 14 июля 2006 12:22 |
В каждом городе особые воры
С 1698 г. ссыльных преступников, замеченных "в воровстве", клеймили в Сибири, в каждом городе, особым клеймом.
|
Карелы
Переселение карелов в пределы нынешних Тверской и Ярославской губ. шло медленно и продолжалось до 1678 г. Правительство приписало всех переселенцев-корел к "приказу большого дворца"; но впоследствии многие из них попали в крепостную зависимость к частным лицам и вельможам. Каким образом это произошло — можно догадываться по челобитной переселенцев от 1697 г., в которой сказано, что "помещики и вотчинники корелян, которые за ними живут, как они ездят по торгам, поймав их у себя в поместьях в корельских своих деревнях, бьют и мучат и в подпольях держат, недели по две и по три, и морят голодной смертью". Помещики, в свое оправдание, ссылались на то, что в прежние времена на жалованные земли им велено было принимать выходцев "из-за рубежа корелян", и что в 1646—1678 гг. К. были записываемы за ними в переписных книгах. В 1698 г. правительство укрепило за помещиками ту часть корел, которые числились за ними по переписным книгам 1678 г., большинство же приписало к дворцовому ведомству.
|
Место для Петербурга
|
Стрелецкие казни
Колесование — квалифицированная смертная казнь — было в употреблении еще в Риме времен империи, рано введено было в Германии для убийц, совершивших преступление в засаде, во Франции сверх того и для воров на больших дорогах. Во Франции колесование вошло в употребление сначала в силу обычая, законом же утверждено было при Франциске I. В России К. стало практиковаться в XVII в., в частое употребление вошло при Петре I (стрелецкие казни), который в воинском уставе дал ему законодательное утверждение. Способ К. состоял в следующем: на сделанном из двух бревен андреевском кресте, на каждой из ветвей которого были две выемки, расстоянием одна от другой на один фут, растягивали преступника так, чтобы лицом он обращен был к небу; каждая конечность его лежала по одной из ветвей креста, и в месте каждого сочленения он был привязан к кресту. Затем палач, вооруженный железным четвероугольным ломом, наносил удары в ту часть члена между сочленением, которая как раз лежала над выемкой. Этим способом переламывали кости каждого члена в 2-х местах. Раздробленного таким образом преступника клали на горизонтально поставленное колесо и переломленные члены пропускались между спицами колеса так, чтобы пятки сходились с задней частью головы, и оставляли его в таком положении умирать. Иногда вместо андреевского креста употреблялись деревяшки с проделанными в них желобками, которые подкладывались под те места тела, где нужно было раздробить кости, а вместо лома палач вооружался деревянным колесом, на одном краю которого, по окружности его, прикреплялась тупая железная полоса. Мучения положенных на колесо продолжались нередко целые сутки, иногда даже до 5 дней, в зависимости от числа ударов и мест, где они были нанесены. Наиболее мучительным К. являлось тогда, когда раздроблялись только руки и ноги, наиболее легким, когда первый удар наносился по шее и таким образом прекращал жизнь преступника (так называемое К. сверху вниз). Иногда раздробленному преступнику отсекали голову, которую втыкали на палке в центральное отверстие колеса. "Брокгауз и Ефрон"
|
Ответить
|
|