|
|
|
|
Ответить
|
1 2 8 9 |
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 |
1670
1670-71 - Крестьянская война под предводительством С. Т. Разина. в 1670 г. впервые прибыли из Китая купцы в Нерчинск. Золотая, до 1514 г. Средняя палата в Московском государевом дворце имела до конца XVI в. то же значение, что и Грановитая. С этого времени она стала обыкновенной приемной залой, в которой, с меньшей пышностью и торжественностью, представлялись государю патриарх, бояре, иноземные послы и друг. Здесь, как и в Грановитой палате, происходили земские соборы и давались иногда именинные и праздничные обеды. В 1670 г., по случаю переделки кремлевского здания приказов, в этой палате назначено было присутствие бояр и думных людей для слушания и вершения расправных и спорных дел, отчего палата получила название Золотой Расправной, сохранившееся за ней до 1694 г., когда это присутствие было перенесено в Переднюю палату Теремного дворца, в Золотой же палате стали принимать только челобитные средних чинов людей. Алексей Алексеевич — царевич, сын царя Алексея Михайловича, род. в 1654 г., † в 1670 г. Его преждевременною кончиною воспользовался Стенька Разин, распустивший слух, что царевич не умер, а бежал от жестокости царя и происков бояр. Богатство казаков Разина и обаяние личности самого вождя увеличивали число его приверженцев. В Фомино воскресенье 1670 г. в Черкасск приехал жилец Герасим Евдокимов с царским милостивым словом и был принят с должной почестью кругом, который созвал Корнило Яковлев. Но в понедельник прибыл в Черкасск Стенька Разин. Когда Яковлев созвал во вторник круг для выбора казаков, которых нужно было послать в Москву, в круг явился Стенька и обругал посла, говоря, что он прислан не от царя, а от бояр подсматривать за ним и доносить о нем в Москву. Евдокимова, а затем и некоторых казаков, сопротивлявшихся такому обращению с царским посланцем, бросили в Дон. Стенька стал бесконтрольно господствовать в Черкасске. Человек религиозный, он проявил, однако, подозрительность и вражду и против священников, "царских богомольцев". Ему приписываются такие речи: "на что церкви? К чему попы? Венчать, что ли? Да не все ли равно: станьте в паре подле дерева да пропляшите вокруг него — вот и повенчались". Говорят, Стенька так и поступал: набирал молодежь, приводил к вербовому дереву, заставлял их парами проплясать вокруг него и потом уверял, что они от этого стали мужем и женой. Из Черкасска Разин отправился вверх по Дону к Папшину городку. Сюда пришел к нему Васька Ус, прославившийся года четыре тому назад, когда он с толпой беглых крестьян разорял помещиков и вотчинников в тульских и воронежских местах. Разин сделал его своим есаулом. В распоряжении Стеньки было теперь около 7 тысяч казаков. Он собрал круг и объявил, что идет на Царицын. Поручив осаду города Ваське Усу, Стенька разгромил едисанских татар. Царицын был взят вследствие измены жителей. Воевода Тургенев, сменивший Унковского, заперся было в башне, но был взят, изувечен и брошен в реку. Разин укрепил Царицын и, собрав круг, объявил казакам свое намерение — идти вверх по Волге под государевы города выводить воевод или идти к Москве против бояр. В это время сделалось известным, что сверху Волги шли стрельцы, а снизу выслал ратных людей к Черному Яру астраханский воевода Прозоровский. Стенька с реки, а конные казаки с суши напали на стрельцов, расположившихся на Денежном острове в 7 верстах от Царицына. 500 стрельцов было убито, более трехсот Стенька взял на свои суда в качестве гребцов. "Вы бьетесь за изменников, — говорил он им, — а мы бьемся за государя". После этого Разин обратился против стрельцов, высланных Прозоровским, под начальством князя Львова. Их было около 3 тысяч человек, и все они передались своему батюшке-освободителю Степану Тимофеевичу: еще в Астрахани посланцы Р. достаточно подготовили почву для этого. Затем Стенька направился не на верхние города, а на Астрахань, где ждали его свои люди. Кн. Прозоровский заботился об укреплении города при помощи иноземцев, в особенности Бутлера, капитана первого русского корабля Орел, стоявшего тогда в Астрахани. Только два дня продолжалась осада; 24 июня Астрахань была уже в руках казаков. Воевода был ранен и затем сброшен с колокольни самим Разиным. Много людей было казнено; в Троицком монастыре в одной братской могиле был погребен 441 труп. Город был разграблен. Разин велел сжечь все бумаги и хвалился, что сожжет все дела в Москве наверху, т. е. во дворце государя. Как Царицын, так и Астрахань получили казацкое устройство: жители были разделены на тысячи, сотни, десятки с выборными атаманами, есаулами, сотниками и десятниками; дела решались казацким кругом. Три недели пробыл Стенька в Астрахани и каждый день бывал пьян. Каждый день бывали и кровавые потехи. Астраханский народ до неистовства озлобился на всех, кто принадлежал к высшим классам. В угоду толпе Стенька разъезжал по городу и обрекал на смерть всякого ей неугодного; одних резали, других калечили, третьих топили. Были убиты сыновья кн. Прозоровского; митрополит Иосиф был пощажен, хотя был близким другом покойного воеводы; он играл после взятия Астрахани какую-то пассивную роль. Жен и дочерей побитых дворян, сотников и подьячих Разин стал выдавать за казаков, причем священникам приказано было венчать не по архиерейскому благословению, а по печатям атамана. Митрополит молчал; в день именин царевича Федора Алексеевича он даже позвал или допустил к себе на обед Стеньку и всех старших казаков. Оставив в Астрахани атаманом Ваську Уса, половину астраханцев и московских стрельцов и по два человека с каждого десятка донских казаков, Разин с остальными отправился вверх по Волге. Войска у него было не более десяти тысяч, но он надеялся, что оно увеличится по крайней мере раз в десять. Стенька занял Саратов: воевода был утоплен дворяне и приказные люди перебиты, в городе введено казацкое устройство. В первых числах сентября Разин дошел до Симбирска. В то же время его агенты рассеялись по всему государству, возбуждая народ, и под Симбирском войско Разина стало значительно увеличиваться. К нему приходили беглые крестьяне, черемисы, чуваши, мордва. Боярин Милославский заперся в городе и мужественно выдерживал осаду. Около октября пришла к нему помощь с князем Юрием Барятинским. 1-го октября между Барятинским и Разиным произошло первое сражение, а через три дня второе. Стенька был разбит наголову, бросил на произвол судьбы крестьян, чувашей и черемисов, а сам с казаками уплыл вниз по Волге. Когда мятежники заметили, что казаки их оставили, то бросились к Волге, чтобы спастись бегством; но Барятинский напал на них, многие были перебиты или утоплены; более 600 человек попались в плен и сейчас же были казнены без суда — одни четвертованы, другие расстреляны, большая часть повешены. Жители пригородных слобод пришли с повинной. Барятинский наказал из них кнутом по одному человеку на каждую слободу, а остальных только привел к присяге. Между тем деятельность разосланных Разиным агентов была особенно успешна в пределах теперешних губерний Нижегородской, Тамбовской, Пензенской; она проникала в Москву, Новгород и даже до Белого Моря. Нетрудно было взволновать угнетаемый народ обещаниями избавить его от гнета. Как цель своего похода Разин выставлял истребление бояр, дворян, приказных людей, искоренение всякого чиноначалия и власти, установление во всей Руси казачества и всеобщего равенства. "Я не хочу быть царем, — говорил Разин, — хочу жить с вами как брат". Зная уважение русского народа к личности царя, Степан сам внешним образом соблюдал его, хотя на самом деле всячески старался дискредитировать царя в глазах народа. Для этого он воспользовался именами царевича Алексея Алексеевича, умершего 17 января того же года, и патриарха Никона, лишенного сана и сосланного в отдаленный Белоозерский монастырь. Снарядили два судна; одно покрыли красным, другое — черным сукном и распустили слух, что на первом едет царевич, а на другом патриарх Никон; что царевич не умер, а спасся от злости отца и бояр, и Степан Тимофеевич идет возвести его на престол. Какой-то черкасский казачок, взятый в плен казаками, принужден был поневоле разыгрывать роль царевича. Бунт запылал на всем пространстве между Окой и Волгой: в селах крестьяне истребляли помещиков и приказчиков и уходили в казаки; в городах жители приставали к мятежникам и вводили казацкое устройство. Облихованные приказные люди и воеводы, т. е. такие, на которых было много жалоб, истреблялись, а одобренные оставались невредимыми. От Симбирска бунт распространился главными образом в двух направлениях: на запад — по нынешним губерниям Симбирской, Пензенской и Тамбовской, и на северо-запад — по губ. Симбирской и Нижегородской. Первое ополчение, под начальством Мишки Харитонова, отделилось от Разина под Симбирском и направилось к Корсуню. Жители этого города пристали к бунтовщикам и вместе с ними пошли бить помещиков по селам и деревням. Первое сопротивление, хотя и ненадолго, оказал Саранск: город все-таки был взят, воевода и ратные люди перебиты. Из Саранска Харитонов отправился к Пензе, жители которой убили воеводу и приняли к себе казаков. Сюда из Саратова пришел новый отряд мятежников под начальством донского казака из беглых солдат Васьки Федорова. Из Пензы мятежники пошли в Наровчат. Нижнеломовцы передались на сторону казаков и прислали в Наровчат своего воеводу Андрея Пекина, который, как облихованный, был поднят на копья и умерщвлен. Из Нижнего Ломова казаки отправились в Верхний, затем в Кадомский уезд. Здесь к Харитонову и Федорову пристали новые казацкие отряды под начальством атаманов Мишки и Шилова. В каждом селе, через которое проходили казаки, они брали по мужику с дома; к ним приставали также татары и мордва. Другой отряд был послан Разиным из-под Симбирска под начальством атамана Максима Осипова, который выдавал себя за царевича Алексея. Этот отряд взял Алатырь, Курмыш, Ядрин, Козьмодемьянск, Лысково. Почти везде казаков встречали с распростертыми объятиями. У Осипова было уже около 15 тысяч народа мордвы, черемисов, русских крестьян и около ста донских казаков-товарищей Р. Макарьевский Желтоводский монастырь (на левой стороне Волги) оказал сопротивление и был взят только после второго приступа. Пожитки частных людей, отданные в монастырь на сохранение, были разграблены, но ничего монастырского мятежники не тронули. Взяв монастырь, мятежники основали свой стан в селе Мурашкине. Сюда прислали нижегородцы звать Осипова к себе, говоря, что город будет сдан, воевода и приказные люди перебиты. В этих местах восстание вообще вызывало большое сочувствие в народе. Осипов готов уже был идти в Нижний, как получил от Стеньки приказание идти со всеми силами к нему: Стенька был в это время разбит Барятинским под Симбирском. Пока происходили все эти события в Приволжском крае, брат Степана, Фролка, поплыл вверх по Дону и напал на Коротояк; подоспевший князь Ромодановский не дал взять ему город. Восстание между тем отзывалось и в других слободских полках. Взволновался Чугуев, но бунт был укрощен сумским полковником Кондратьевым и потух в самом начале. Безрезультатной оказалась и попытка поднять восстание на левой стороне Волги, в Галицком уезде. Некий казак Ильюшка напал на Унжу, разбил тюрьму, освободил преступников, возмущал села и деревни, но недолго; вскоре он был разбит отрядом московских ратных людей. Волнение достигло Соловецкого монастыря, где нашло готовый материал в виде недовольства против Никоновской реформы. Казаки Разина были приняты с участием; они отстранили иноков и бельцов от дел, избрали начальниками своими Фаддейку Кожевника и Ивашку Сарафанова, учили не повиноваться церкви и не признавать царя. После поражения Разина число казаков в Соловках еще более увеличилось. — Усмирение бунта московскими воеводами после поражения Стеньки под Симбирском было настолько же успешно, насколько и жестоко. По словам одного современника-иностранца, воеводы, укрощая мятеж, без жалости сжигали села и деревни, умерщвляли без разбора людей, обращали их в рабство. Всего погибло до 100 тысяч народа, не считая казненных по суду. Князь Юрий Долгорукий стоял в Арзамасе в то время, когда мятежники брали Макарьевский монастырь. Мятеж охватывал его с юга, севера и востока. Сдержав напор мятежников на Арзамас, он перешел к наступательным действиям и отправил Щербатова с Леонтьевым к селу Мурашкину, где стояли главные силы матежников в приволжском краю. 22 октября в трех верстах от Мурашкина произошел бой. Мятежники были разбиты; они потеряли 21 пушку и 61 пленника. Последние были немедленно казнены. 24 октября сдались Лысковицы, а 28 воеводы подошли к Нижнему и жестоко расправились с нижегородцами, повесив или обезглавив одних, четвертовав других. Затем они занялись усмирением Hижегородского у.; 10 ноября Леонтьев поразил мятежников под Ключищами. После этих успехов на севере Долгорукий двинул войска и на юг, под начальством воеводы Лихарева, который победоносно вступил в сев. часть нынешней Тамбовской губ. Туда же с юга шли воеводы Хитрово и Пашков. Главным центром волнений был здесь Шацкий уезд. Его удалось успокоить только после 19-го ноября. По пути, прочищенному Лихаревым, шел Долгорукий. 4-го декабря он был у Темникова, где повесил попа и сжег в срубе ведьму с чародейственными бумагами и кореньями; 7-го декабря пришел в Краснослободск и там повесил 56 человек мятежников. Вступив в главный притон мятежа — нынешнюю Пензенскую губернию, — Долгорукий получил указ из Москвы соединиться с князем Юрием Барятинским, который шел из Симбирска, где он разбил Стеньку, в Алатырский уезд. Внимание Долгорукого было сосредоточено теперь на военных действиях вокруг Краснослободска. На восток для усмирения черемис и чуваш был отправлен князь Даниил Барятинский. Он взял Цивильск и Чебоксары. Козьмодемьянск оказал было сильное сопротивление и был за это строго наказан: 60 человек было казнено; у сотни были отрублены руки или пальцы, 400 чел. были наказаны кнутом. 3 августа 1670 г. в Астрахани произошел бунт, во время которого были убиты подьячий и некоторые из приверженцев московской партии. Когда затем разнесся слух, что Стеньке плохо, и в ноябре пришла в Астрахань царская грамота с увещанием казаков принести повинную, митрополит Иосиф сделал с нее списки и стал уговаривать казаков покаяться. Это возбудило против него мятежников и привело к целому ряду оскорблений митрополита.
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 16:50 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 5 июля 2006 11:27 |
Раскол
В Пустозерском остроге были сосредоточены все выдающиеся силы Р.: Аввакум, Лазарь, дьякон Федор. Хотя их велено было держать строго, но они жили вольно, сносились со своими родственниками и знакомыми в Поморье, Керженце, Боровске, куда были сосланы Морозова и Урусова. В Москве оставались духовный сын Аввакума, Аврамий, казненный в феврале 1670 г. за свои сношения с Аввакумом, и инокиня Мелания, стоявшая во главе всех учениц Аввакума; последний называл ее "материю", "великою", "начальницею". От этих главарей Р. исходили различные разъяснения и ответы на возникавшие в церковной практике вопросы. Они носили отчасти вероучительный, отчасти законодательный характер. Вопрос о том, как жить раскольникам вне церкви, среди враждебного им православного общества, Аввакум решал в смысле полного разрыва с "никонианами", как он называл приверженцев православия: он требовал, чтобы никониан не принимали в дома, не стояли с ними на молитве, не имели с ними никакого общения. Другим насущным вопросом был вопрос о попах. Он был первоначально решен в том смысле, что только попы, посвященные до 1666 г., могли совершать таинства; что же касается лиц, посвященных после 1666 г., то не только отрицалось их священство, но запрещалось даже молиться с ними в церквах и домах. Впоследствии, по мере того, как вымирали попы дониконианского посвящения, взгляд этот значительно был смягчен: уже Аввакум признал священство за попами нового посвящения, которые приняли старую веру и отреклись от новой. Вопросы о крещении младенцев и о браке были решены так, что крещеных не следует перекрещивать, а повенчанных — разводить, но следует только "довершить таинство, прочитав молитвы по старому требнику". Уже Аввакум своими толкованиями подготовлял крайние направления в Р., допуская много отступлений от старых церковных обрядов. В случае нужды Аввакум допускал, напр., венчание в простой избе и освящение церкви без благословения архиерея, дозволял мирским людям крестить младенцев, исповедаться друг пред другом и т. д.; причащать мог каждый самого себя. Не все соглашались с этим; среди раскольников с самого начала не было полного единомыслия. Аввакум с Федором препирались, напр., о непорочном зачатии Богородицы, о святой Троице и т. п. — и эти препирательства, отличавшиеся обычной обоим расколоучителям раздражительностью, волновали раскольников, отражаясь не только в Москве, но и в отдаленном Керженце. Расколоучители не теряли надежды вернуть "никониан" к старой вере. С этой целью они подавали целый ряд челобитных царю и патриарху. В 1668 г. поп Лазарь подал одну челобитную на имя патриарха Иоасафа II, другую — на имя царя Алексея Михайловича; в 1670 г. царю подали челобитные Аввакум и Аврамий. Они уличали "никониан", просили, умоляли, требовали принятия старой веры, грозили наказанием на страшном суде, ссылались на разные бывшие им видения, домогались правильного суда и изъявляли готовность пострадать за старую веру. На челобитные эти никто не отвечал. "Брокгауз и Ефрон"
|
Самара 1670
26 августа самарцы хлебом и солью, колокольным звоном встретили отряды Степана Разина. Вскоре к ним присоединись пришедшие с реки Яик (Урал) казаки под водительством атамана Максима Бешеного.
|
Ответить
|
|