1656
В 1656 г. на театре войны вновь появился царь Алексей Михайлович; Гонсевский и Радзивил сняли осаду с Могилева и были разбиты под Толочином (у Орши); наши войска заняли без боя Свислочь и Минск, подошли в конце июля к Вильно, вновь разбили здесь поляков и овладели столицей Литвы; в скором времени были заняты Ковно и Гродно, а вблизи Бреста литовский гетман Сапега был разбит отрядом Урусова. В это же время отряд князя Волконского был направлен на судах из Киева вверх по Днепру и далее по Припяти; этот отряд разбил литовские войска в Полесье и занял с боя город Пинск. Хмельницкий разбил Потоцкого у Гродска и вместе с воеводой Бутурлиным занял Люблин. В один поход Алексей Михайлович овладел почти всем нынешним северо-западным краем; это было первое наступательное движение русского оружия на запад со времени прекращения энергической деятельности князей доудельного периода. Успехи русского оружия в Литве вызвали войну Москвы со шведским королем Карлом X, который также предъявил притязания на Литву и Белую Русь. Переговоры с польскими уполномоченными, при посредстве послов римского императора, были безуспешны, так как Алексей Михайлович желал быть избранным в наследники польской короны.
1656-58 - Русско-шведская война.
В 1656 г. отряд русских войск, под начальством Потемкина, занял Нотебург и Ниеншанц. Главные силы, под предводительством царя, выступили вниз по Двине к Риге, обложили ее с суши и бомбардировали город; но, вследствие неполной блокады Риги (за неимением у русских флота), шведы усилили гарнизон и нанесли большой урон осаждающим, а после уничтожения речной флотилии на Двине, вследствие измены иноземных офицеров, царь был вынужден снять осаду Риги.
Царицына мастерская палата упоминается с 1656 по 1701 гг.. В ней сидел дьяк, заведовала же казначея-боярыня. В Приказе этом ведалось платье царицы, царевичей и царевен и мастеровые люди. Ему были подчинены слобода Кадашево в Москве и Берейтово, которые должны были поставлять полотна к царскому двору. Для приема полотен в Москве существовал особый двор, состоявший в заведовании боярыни-вдовы.
23 апреля 1656 г. Никон опять собрал собор русских архиереев, провозгласивший проклятие на двуперстное крестное знамение. На этом же соборе была предложена Никоном для рассмотрения переведенная с греческого книга "Скрижаль", и собор одобрил ее к печати. Книга эта была составлена греческим иepoмонахом Иоанном Нафанаилом и заключала в себе изложение литургии, таинств и обрядов в том виде, как их понимали на православном Востоке. В приложениях к "Скрижали" были напечатаны Деяния Московского собора 1654 г. и Константинопольского, подтвердившего постановления Московского; ответ патриархов антиохийского и сербского о крестном знамении; слово о кресте иподиакона Петра Дамаскина; слово вопросительное и увещательное против ревнителей двоеперстия; мнение Максима Грека и ученика его Зиновия о неприкосновенности символа веры и т. п. Словом, в "Скрижали" затрагивались многие из тех разногласий, которые и теперь, главным образом, отделяют православную церковь от старообрядцев. И до сих пор поэтому "Скрижаль" служит предметом усиленных нападок со стороны старообрядцев. Действия Никона вызвали протест как со стороны лиц, не сочувствовавших делу исправления и считавших греческую церковь неправоверной, а потому ее указания не заслуживающими доверия, так и со стороны лиц — напр. прежних справщиков, — труд и ученость которых признавались негодными. К еп. Павлу Коломенскому и протоиерею Иоанну Неронову, заявившим свое несогласие с исправлением книг еще на соборе 1654 г., вскоре присоединились Аввакум, протопоп Юрьевца Повольского, Даниил — протопоп костромской, Логин — протопоп муромский и другие справщики при патриархе Иосифе. Они подали царю Алексею Михайловичу "общее прошение на многомятежного Никона", в котором жаловались, что Никон запретил в великий пост 1654 г. земные поклоны в церкви, кроме четырех великих, и ввел троеперстное крестное знамение вместо двуперстного. Царь оставил это прошение без ответа. После этого они стали возражать против четырехконечного креста и трегубой аллилуии. Иоанн Неронов запрещал у себя в церкви троить аллилуию, часто являлся к патриарху и спорил с ним. Из Москвы недовольство исправлением книг и Никоном стало проникать и в другие места. Этому способствовало и то обстоятельство, что Никон сурово расправился со своими противниками; разосланные по разным местам и окруженные в глазах народа ореолом мучеников за старую веру, они подготовили почву для быстрого распространения раскола.
В 1656 г. Никон обнародовал грамоту, где священным писанием доказывал, что убегать от моровой язвы и вообще от бедствия — не составляет греха.
На время царского отсутствия из Москвы в 1656—57 гг., вызванного несчастной войной со Швецией (предпринятой под влиянием Никона), последний сделан был полновластным распорядителем по всем государственным делам. Но эти же походы, освободив на время царя от личного воздействия патриарха, являются началом падения Никона. Даже в пору наилучших своих отношений к царю Никон неохотно уступал его желаниям, если они противоречили его взглядам; так, Никон, не поколебавшийся проклясть купца за представление ему неправильного счета, отказался отлучать двух лиц, изменивших царю во время польского похода. Как ни был царь склонен к уступчивости, властолюбие Никона стало возбуждать в нем неудовольствие, которое усердно раздували ненавидевшие Никона бояре — Стрешнев, Никита Одоевский, Трубецкой, доказывавшие царю, что Никон умаляет его самодержавную власть.
В начале 1656 г. (не позже 3-го марта) ввиду недостатка денежных средств выпущены медные деньги.