1634
Поляновский мир заключен 17 мая 1634 г. между Польшей и Россией; назван так по имени речки Поляновки, на берегу которой велись переговоры о мире. Заключенное в 1618 г. Деулинское перемирие (см.) было непрочно; в Москве согласились на него только ввиду крайне затруднительного положения. Владислав не отказался от своих притязаний на Москву; польское правительство не признавало Михаила Федоровича царем, и это вело к бесконечным столкновениям между обоими государствами. Враждебно к Польше относился и патриарх Филарет. Война началась в 1632 г. и сначала шла для русских удачно; но вскоре командовавший русскими боярин Шеин принужден был сдать Смоленск; начались неудачи, голод. Победы поляков были связаны, однако, с большими потерями; их войска также страдали от голода; Польше угрожали и турки. Вследствие этого паны решились первые послать в Москву предложение о мире. В марте 1634 г. для переговоров были назначены с русской стороны Федор Иванович Шереметьев и кн. Алексей Михайлович Львов, а с польской — Якуб Жадин, бискуп Хелминский, с товарищами. Переговоры велись на р. Поляновке: польский король стоял невдалеке. 17 мая 1634 г. был заключен "вечный" мир: русские уступили все города, отданные им по Деулинскому перемирию, кроме Серпейска, и сверх того заплатили 20000 руб.; Владислав отказался от всяких притязаний на московский престол и признал за московскими государями царский титул. Турецкий султан, по-видимому, хотел играть роль посредника, поэтому, когда на смену Дашкова и Сомова в 1634 году прибыли в Константинополь новые послы — дворянин Коробьин и дьяк Матвеев, — он выразил неудовольствие, что Москва заключила мир, не обославшись с ним. Форма избрания патриарха посредством жребия окончательно установилась после смерти патриарха Филарета (1634 г.) и состояла в следующем. На 6 бумажках равной величины писались имена шести кандидатов из архиепископов, епископов и настоятелей степенных монастырей. Бумажки эти обливались со всех сторон воском, припечатывались царской печатью, и в таком виде царь посылал их собору, который в это время заседал в московском Успенском соборе. Три из жребиев клались на панагию умершего патриарха; затем все члены собора одевались в ризы, служили акафист Богородице; из трех жребиев вынимались два и откладывались в сторону. Так же поступали с тремя другими жребиями. Оставалось, таким образом, два жребия; вынимали из них один, который и содержал имя избранного патриарха. Жребий, не распечатанный, вручался боярину, который принес жребии от царя; боярин шел к царю, и тот уже распечатывал жребий и узнавал имя избранного патриарха. Боярин после этого шел опять в собор и объявлял ему имя вновь избранного патриарха. Таким образом, кандидатов в патриархи называл царь, и из них собор производил избрание.
Сообщение отправлено: 8 мая 2006 16:21 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 23 мая 2006 15:27 |
Букварь Василия Бурцова, Москва
|
Самара 1634
28 августа по пути в Персию с посольством герцога Голштинского проплыл мимо Самары один из известных писателей своего времени Адам Олеарий. Он сделал первую зарисовку города и дал его описание.
|