1480
Стояние на Угре (свержение монголо-татарского ига на Руси).
В 1480 г. Ахмед, заключив союз с польским королем Казимиром, двинул свою орду в Россию, думая напомнить ей времена Батыя. Но польский король не мог помочь хану, так как союзник Москвы, перекопский хан Менгли-Гирей, вторгся в Литовскую Подолию; Ахмеду пришлось действовать одному. Русское войско и татарская рать расположились друг против друга на противоположных берегах р. Угры, не решаясь на переправу. Во время стояния на Угре в 1480 году воевода Даниил Дмитриевич Холмский распоряжался прикрывавшими речные переправы войсками, хотя номинально ими командовал наследник престола Иван Иванович Молодой. В 5-дневной битве на бродах русским воинам удалось остановить наступательный порыв ордынского хана Ахмата. Когда река начала замерзать, Иоанн III решился отступить. В свою очередь и татарское войско стало отступать, так как Ахмед получил известие, что нa беззащитный Сарай сделали нападение звенигородский воевода Василий Ноздреватый и крымский царевич Нур-Девлет. Ахмед бежал к Азову и там в следующем году был убит сибирским ханом Ибаком (Ибрагим). Золотая орда пала.
Нашествие Ахмата (1480 г.) поспособствовало примирению братьев. Иван сделался сговорчивее и обещал исполнить все их требования, и Андрей с Борисом явились с войском к великому князю на Угру, где он стоял против татар. Примирение состоялось при посредничестве матери — инокини Марфы, митрополита Геронтия и епископов: Вассиана Ростовского и Филофея Пермского. Великий князь дал Андрею Можайск, т. е. значительную часть удела Юрия, а Борису все села его дяди по матери, Василия Ярославича.
И Михаил Андреевич, князь верейский, в 1480 г. защищал Москву, по выбору великого князя, от Ахмата.
В истории Москвы очень видное место занимал и московский посад под именем Черни, которая в опасных случаях, когда ослабевала или совсем отсутствовала предержащая власть, не раз становилась могучею силою, защищая от напасти свой излюбленный город, иногда не без своеволия и не без свирепых насилий. Так было и в 1480 г. при нашествии царя Ахмата, когда вел. кн. Иоанн III медлил походом, а затем из похода возвратился в Москву. Посад так вознегодовал на это, что вел. князь побоялся даже остановиться в Кремле и проживал некоторое время на краю города, в Красном Селе.
Еще с XV века, со времени митрополита Ионы, зависимость русской церкви от константинопольского патриарха была только номинальной. Покорение Константинополя турками уменьшило власть патриарха. В то же время на Руси стало появляться сомнение в правоверности как патриарха, так и греческого духовенства, дошедшее до того, что около 1480 г. в архиерейскую присягу было внесено обещание не принимать греков ни на митрополичью, ни на архиерейские кафедры.