ПОЧАЕВ
г.Почаев, Тернопольская область. "Брокгауз и Ефрон": Почаев Новый — местечко Волынской губернии, Кременецкого уезда, в 23 верстах от уездного города. Знаменитая Почаевская лавра. Почтово-телеграфная контора. Низшая сельскохозяйственная школа, аптека, лавки, обширные гостинницы. Жителей около 2000. В одной версте село Почаев Старый, известное по богатству превосходно сохранившихся третичных (миоценовых) окаменелостей. Жителей. 1522.
Почаевская Успенская лавра — в местечке Почаеве, в 8 верстах от австрийской границы, на высокой горе. Местные предания относят поселение здесь монахов к XIII в., ко времени нашествия татар. Первые документальные упоминания о церкви относятся к началу XVI века. В 1559 г. проезжавший через Волынь греческий митрополит Неофит благословил вдову луцкого земского судьи Анну Гойскую иконой Пресв. Богородицы. Вскоре стали замечать чудеса от этой иконы; Гойская в 1597 г. перенесла ее в церковь на П. горе и наделила тамошний монастырь населенными землями. Наследники Гойской долго предъявляли претензии на завещанные ею имения и причиняли монастырю много хлопот. В 1623 г. один из них, бельзский каштелян Андрей Фирлей, разграбил монастырь, отнял чудотворную икону и перенес ее в мст. Козин. Только в 1644 г., по решению трибунала, икона была возвращена монастырю. Первым известным настоятелем м-ря был Иов Желизо (ум. в 1651 г.), причтенный к лику святых. Уже в начале XVII ст. при П. монастыре была типография; в 1618 г. здесь напечатано "Зерцало Богословия" Кирилла Транквиллиона. С конца XVII ст. в монастыре началось брожение среди братии: часть склонялась к унии, другая желала оставаться в православии. Первые взяли верх, и в 1720 г. монастырь был обращен в униатский. Здесь была устроена резиденция провинциала или протоархимандрита базилианских (т. е. униатских) монахов польской провинции. Во время польского восстания 1831 г. почаевские монахи-базилиане оказали поддержку повстанцам; поэтому император Николай I приказал передать монастырь в ведомство православного исповедания и поместить здесь епархиального архиерея, с его штатом, консисторией и семинарией (семинария не была, однако, переведена в Почаев). М-рь был назван лаврой и волынскому епископу повелено быть ее священно-архимандритом. В 1841 г. епархиальное управление перемещено из Почаева в Житомир, а лавра назначена местопребыванием епископа острожского, викария волынской епархии. В лавру стекается много богомольцев для поклонения ее святыням: стопе Пресв. Богородицы, чудотворной иконе и мощам преп. Иова. См. Галятовский, "Нове небо и пр." (Львов, 1865); "Góra Poczajowska" (1757); "Presławna góra Poczajowska" (1778); архим. Амвросий, "Сказание о П. Успенской лавре" (Почаев, 1878).
Современный текст:
Свято-Успенская Почаевская Лавра - духовная лечебница - второй Иерусалим. Основана в 1240 году.
Всякий, кто переступает порог Почаевского Успенского собора видит бронзовый позолоченый ковчег Цельнобоносной Стороны. На этом кусочке стояла некогда Стопа Богородицы, отпечатавшись на камне. И на этом самом месте возник чудотворный источник, не иссякающий и поныне. Эту целебную воду пьют и уносят с собой богомольцы.
Чудотворная икона изображает Матерь Божию с Предвечным Младенцем на правой руке. Почти четыреста лет находится она в Почаевской обители, являясь сосредоточением его молитвенной жизни. Каждый день после полуношницы эта икона медленно опускается над Царскими Вратами для поклонения и прикладывания.
Третья святыня монастыря - рака с нетленными мощами Преподобного Иова, игумена Почаевского, по смерти блаженного, дающая исцеление страдающим и доныне. Хранятся в пещере Преподобного Иова.
По субботам, по воскресеньям и в праздничные дни созывает Почаевский колокол на службу всех богомольцев в Успенский Собор, в Троицкий собор, в Похвальную церковь, в Пещерную церковь.
Лавра просыпается затемно: в половине пятого утра и неустанно трудится молитвенно до поздней ночи. Цель этого труда - очищение и преображение всего человеческого естества. Вот почему тысячи мирян сегодня, как и много веков назад, тянутся к монастырю - средоточию духовной жизни, хоть ненадолго стремятся побыть у этого очага душевного мира и благодати Божией, окунуться в источник Святой Анны, получить прощение во оставление грехов.