Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

САРОВКА БОЛЬШАЯ


BOLSHAYA SAROVKA

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Географический список »   САРОВКА БОЛЬШАЯ
RSS

Выводить сообщения
Модератор: РадомирПечать

Ответить  
C   K   P   S   U   W   X   А   Б   В   Г   Д   Е   Ё   Ж   З   И   Й   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Ы   Э   Ю   я   [   ¬  
с.   СА   СВ   Се   Си   СК   СЛ   СМ   СН   Со   Сп   Ср   Ст   СУ   СХ   Сч   Сы   СЮ   СЯ  

БОЛЬШАЯ САРОВКА



БОЛЬШАЯ САРОВКА Томская область, Колпашевский район
Саровское городище расположено в 40 км к юго-востоку от Колпашева, в восточной части деревни Большая Саровка, на правой террасе одноименной реки (правый приток Оби) и занимает береговой мыс высотой 5 м. Недавно в 180-190 м от рва городища в глубь берега, на приусадебном огороде по ул. Лесная, 29, на возвышенности кромки верхового болота было открыто культовое место. Ранний железный век знаменовался не только освоением нового для человека материала - железа. Последствия этого на первый взгляд узкого производственного факта были глобальнейшими. Изменения коснулись буквально всех сторон жизни общества - экономики, социальной организации, мировоззрения, контактов с соседями. В Западной Сибири самой яркой культурой этой эпохи была кулайская. Сформированная в Приобье в У1-У вв. до н.э. охотниками, рыболовами, ремесленниками и воинами, она просуществовала 10 веков, задав вектор всего последующего развития региона и оказав влияние на формирование местных народов. В Среднем Приобье первый этап этой культуры (V-!! вв. до н.э.) получил название васюганский, второй (II в. до н.э. - V в.) - Саровский. Последнее наименование произошло от топонима "Саровское городище" - так называется наиболее показательный памятник позднекулайского времени в этих местах.
Первые находки кулайской металлопластики с этого памятника были сделаны во время сельскохозяйственных работ хозяевами усадьбы в начале 1990-х гг. Раскопки на площади 800 кв. м проведены в 1996 г. Я.А.Яковлевым.
Большинство бронзовых изображений животных, птиц, людей, хищных существ было обнаружено в пахотном слое и в углублениях от старых вывортней деревьев на ограниченном участке площади. Очевидно, что хотя бы часть их была преднамеренно захоронена здесь в процессе обрядовых действий. В результате раскопок и сборов хозяев огорода в Томском областном краеведческом музее удалось сформировать коллекцию из 71 предмета: 66 образцов металлопластики и 5 наконечников стрел из бронзы и кости. На сегодняшний день она входит в десятку крупнейших в Западной Сибири собраний кулайского искусства. Однако по некоторым признакам - например, жанровому разнообразию мифических существ Нижнего мира, обилию диадем - она не находит себе аналогий и является уникальной.
Саровское городище открыто в 1957 г. А.К.Мергасовым. Исследовалось в 1971-1974, 1976 гг. Л.А.Чиндиной, вскрывшей на большей части укрепленной площадки 350 кв. м.
Оно возникло на месте существовавшего ранее поселения раннего этапа кулайской культуры (V-III вв. до н.э.). Фортификация отрезала от напольной стороны вершину мыса и возводилась, как минимум, дважды. В окончательном варианте она имела ров шириной 2-3 м, глубиной 1,5-2 м и оплывший вал шириной до 4 м, высотой 0,5 м, которые в срединной части дуги образовывали фортификационный выступ.
Как и многие другие городища этой эпохи, описываемый памятник был полифункционален. Он использовался как поселение (раскопаны углубленные и наземные жилища, кострища, бытовой инвентарь), центр металлообработки (об этом свидетельствуют остатки горна, ошлаковки) и культовое место. Пока неясно, как соотносятся между собой культовое место и городище, если первое предварительно датируется в хронологических рамках V в. до н.э. - II в., а второе имеет датировку II в. до н.э. - IV в. Возможно, культовое место предшествовало городищу и оставлено жителями селища, которое стояло на месте будущей крепости. Но нельзя исключать и пересмотра принятой хронологии культовой металлопластики и омоложения даты святилища до времени функционирования городища.

Сообщение отправлено: 28 октября 2005 22:41 ( Ne administrator)

Сообщение отредактировано: 9 сентября 2006 19:28
Ответить  

Модератор: РадомирПечать
Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта