Первые тамбовские храмы
Освоение земель Верхоценской волости, сопровождавшееся христианизацией, определяло места строительства православных храмов. В первую очередь они появлялись в северо-западных районах, в зонах строительства порубежных укреплений, то есть Тамбовского вала, и в возводимых на нем крепостях.
Строительным материалом был лес, в обилии покрывавший эти места. Строили храмы сами местные жители, поэтому характер постройки определялся национальными традициями поселенцев. Первые православные храмы Елатьмы были схожи с московскими храмами, построенными в XVI—XVII веках. Необычными были древние темниковские деревянные церкви: их купола были «очень схожи с куполами пагод восточных народов, а колокольни формою похожи на минареты, обычай, перенятый у окружавших их некогда монголов»40. Тамбовские исследователи отмечали появление татарских поселений в Темниковском крае с XIII века.
В тамбовских строенных книгах было записано: в «... 144 году марта в 17 день» по указу царя Михаила Федоровича основана Слобода донских сторожевых казаков «на Цне реке, на татарских наприходных сакмах, на Кузьминой гати... а в той Слободе ныне поставлена часовня, а вперед тут быть церкви великого Святителя Чудотворца Николая, да в приделе Алексея, человека Божия, а в другом приделе Архидиакона Стефана... И всего на Кузьминой гати, при стольнике и воеводе при Романе Федоровиче Бобарыкине, поселилось и дворами устроилось донских сторожевых атаманов и казаков 45 человек. А государева жалованья тем Кузминские Слободы донским сторожевым атаманам и казакам 45-ти человекам дано на дворовую селитьбу и на зов по 8-ми рублев, да на ружья по два рубли, да за хлебное жалованье по 2 р. 25 коп. человеку, всего по 12 рублев по 25 алтын»41.
Основателям Кузьминой гати была дана земля и лесные угодья на «хоромное строение и дровяное надобье» 42. Эти привилегии православным колонистам давались с целью привлечения мордовского населения к православной вере.
Строительство самой первой церкви в Тамбове связано с возведением самой крепости, как преграды на пути кочевников к Рязани, Ряжску, Мещере и Москве. Время не сохранило не только самих деревянных тамбовских храмов XVII века, но даже и подробного их описания. По скудным свидетельствам, принцип строительства нисколько не отличался от принципа строительства жилищ — это были четырех- или восьмиугольные рубленые клети с шатровой кровлей. Такой и была первая городская церковь.
Постройка
Спасо-Преображенской церкви «проводилась деятельно, так что в продолжение трех с половиной месяцев она была срублена в два этажа, покрыта, отделана внутри, снабжена утварью и иконостасом из Рязани и в августе того же года освящена»43.
«Колокольня была построена из дерева, аршин девяти в квадрате, а в вышину с крышей почти вертикальной, скатом на четыре стороны с главою и крестом не выше пятнадцати аршин. В каждой стороне колокольни, где висели колокола, прорублено было по одному окну, немного шире аршина»44.
В начале сентября 1636 года царь Михаил Федорович повелел воеводам Биркину и Спешневу «ехать в поле для строения нового города — Козлова». Для церковного и городового строения велено взять «плотников из Переславля, Михайлова и Пронска; да с Переславля из Ельца и Лебедяни кузнецов взять трех человек... Да вы ж Иван да Михаил, устройте в новом городе храм во имя Покрова Пресвятые Богородицы с приделом» 4 5.
Сообщения писцовых книг дают представления о том, как и где строились первые храмы. «Село Вановье на реке Вопше. А в нем церковь св. великомученика Дмитрия Солунского деревянная с трапезою на подклетях... Церковь и трапеза и паперти крыты тесом, на церкви крест железный... Колокольня на одном столбе, крыта тесом, на ней крест железный. На колокольне четыре колокола. Церковь и колокольня строение мирское» 46. Первая церковь в Вановье построена в 1672 го-
ДУ-
В писцовых книгах стольника князя Василия Кропоткина в Приказе Большого дворца за 7182—7186 годы (то есть 1674—1678) было записано: «В Тамбовском уезде Слобода Пяшкильская на реке Цне, на устье речки Пяшкиля, а в нем церковь собор Иоанна Предтечи, да в приделе великого Чудотворца Николая, древяна, клетки с трапезою и с папертью. Церковь крыта тесом, а трапеза и паперть крыта дранью, на верху на клетках кресты древяны. А в церкви строения: икон местных— образ Пресвятые Богородицы Одигитрии, у образа венец и гривна басменные серебряные; образ великого светильника Иоанна Предтечи, в деисусе четырнадцать икон... Колокольня на четырех столбах, на ней четыре колокола. Около церкви площади для погребения умерших на все стороны по 15 сажен...» 47. В описываемый период в Пяшкильской Слободе (ныне село Донское) проживали сторожевые казаки да солдаты, служившие по Тамбовскому валу. Описание устройства церкви дает возможность представить вид церковных зданий в Тамбовском крае в семидесятые годы XVII столетия.
После первой церкви, построенной в Тамбовском кремле, одна за другой появляются приходские церкви в остроге и в слободах. В первую очередь они строились в районах с многочисленным населением. Одной из первых была построена двухэтажная Знаменская церковь в Стрелецкой слободе (ныне ул. Октябрьская) затем церковь Покрова Богородицы в Покровской слободе (ныне ул. Кронштадтская) и Христорождественская в Полковой слободе (ныне ул. Московская у Студенца). В 1642 году появилась Троицкая церковь в малонаселенной Пушкарской слободе (ныне это место пересечения ул. Советской и Московской).
За рекой Чумарсой в Панской слободе (за больничным городком) была построена Успенская церковь, а к северу от кремля — Боголюбская. Она находилась на месте тюремного замка и существовала до 20-х годов XIX столетия (ныне Северная площадь).
В 1677 году главная церковь Тамбова, Спасо-Преображенская, была преобразована в соборную. В эти годы она не имела доходов, от которых зависело ее благосостояние. С открытием епархии в 1682 году Спасо-Преображенский собор становится кафедральным. На его содержание в эти годы были отписаны Троицкий и Мамонтов монастыри.
К открытию епархии на территории Тамбовского края существовало 186 приходских церквей. В каждом приходе насчитывалось около 2000 прихожан.
К 1917 году непосредственно в Тамбове было построено 37 церквей. В их числе было 11 приходских храмов, 17 домовых церквей, 3 кладбищенских и 6 монастырских храмов.
Из монастырских церквей на территории города сохранились немногие. В бывшем Казанском мужском монастыре на берегу Цны осталась пятиглавая соборная церковь, а рядом с нею — обезглавленная Предтеченская церковь. Утрачена третья монастырская церковь, Крестовая, располагавшаяся в архиерейском доме.
В бывшем Вознесенском женском монастыре частично сохранилась зимняя церковь во имя иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Утрачен главный купол церкви и внутренний интерьер ее. Полностью потерян для города памятник архитектуры конца XVIII века — Вознесенская церковь. Широкий купол над надвратным монастырским зданием, расположенным вдоль Московской улицы, напоминает о некогда существовавшей церкви во имя преподобного Антония Печерского.
Из трех кладбищенских существует лишь одна деревянная церковь на Петропавловском кладбище поздней постройки.
В городе сохранилось большинство зданий, в которых в прошлом располагались домовые церкви; утрачены только церковные символы — главы и кресты.
Из одиннадцати приходских церквей в Тамбове сохранились лишь две старейшие— Спасо-Преображенский собор и церковь Покрова Пресвятой Богородицы (ныне действующий Покровский кафедральный собор на ул. Кронштадтской). У каждой из перечисленных старых тамбовских церквей была своя долгая и интересная история.
Спасо-Преображенский соборВеличественное здание собора торжественно поднимается над берегом Цны, привлекая внимание каждого человека, подъезжающего к Тамбову со стороны Рассказовского шоссе. Каменный собор, заложенный в 1694 году, и сегодня просматривается с любого основного направления, невзирая на искажения в застройке города за последние 60 лет.
Строительство и перестройка этого крупнейшего в Тамбове храма продолжались более двухсот лет. Возведение собора было задумано и начато епископом Тамбовским и Козловским, святителем Питиримом. Последняя крупная реконструкция и ремонт действующего храма осуществлялась перед канонизацией святителя Питирима в начале XX века.
С великой любовью и тщательностью строителем было выбрано место для возведения первого каменного храма Тамбова — у изгиба реки на береговой круче, охваченной густым лесным поясом. «Внутреннее расположение и наружный фасад Тамбовского каменного кафедрального собора составлен применительно плану и фасаду кафедрального Рязанского собора, только в меньшем против него размере. Внутренний диаметр собора между стен 27 арш.»48.
Постройка нового собора, несмотря на его массивность и трехаршинную толщину стен, шла достаточно быстро: «В продолжение почти одного лета не только были выбучены фундаментные рвы и выведен цоколь, но и самые стены выкладены с подкупольными столбами на двадцать аршин в вышину. Каменная кладка собора производилась прочно, правильно и из самых лучших материалов; поясок около собора, наличники около окон, сандрики, карнизы около подкупольных столбов кладены из кирпича, выделанного в особо для сего устроенных формах» 49. По первоначальному плану предполагалось строительство одноэтажного храма; его окна размещались на расстоянии 10 аршин от поверхности земли. Но после выкладки стен святитель Питирим пожелал сделать храм двухэтажным. По его распоряжению в нижнем этаже пробили окна, возвели своды над алтарями и устроили лестницы в верхний этаж. Закончить начатое строительство епископ Питирим не успел — он скончался в 1698 году; его похоронили в соборе, у южной стены в приделе Святителя Николая.
По материалам исторического архива за 1756 год, каменное здание церкви «обширностию стены в длину 46, в ширину 33 аршин с четвертью и тем строением при жизни оного Питирима, епископа Тамбовского, возведено вышины той каменной церкви 20 аршин, а по смерти его та соборная церковь осталась без окончания и стояла по 738 год праздна, в недостройке, а в оном по указу Святейшего Синода при духовном правлении управителя Александра Уланова... за неимением к достроению камнем и кирпичем вкладчиков достроена деревянным сосновым строением»50.
Через 18 лет надстройка и колокольня при соборе пришли в полную ветхость и тамбовская канцелярия была вынуждена дважды (в 1756 и 1757 годах) обращаться в Сенат с донесением о бедственном состоянии церкви и необходимости средств в размере 7000 рублей для ее достройки: «...ко оной соборной церкви на верхнюю достройку каменного здания до сводов принадлежит стены 12 аршин, своды на четырех столбах до шеи 20 аршин и на сводах пять глав с крестами, от сводов вышины настоящей средней главы с крестом 12 аршин, а всего оная церковь имеет быть с достройкою вышиною в 64 аршина» 5*.
В 1783 году тамбовский купец Матвей Бородин взялся за достройку каменного собора. В записи саратовского паломника Скопина за 1788 год говорилось, что в этот период церковь еще не была достроена, но для строительных работ было заготовлено много дикого камня и кирпича. Позже каменные стены были возведены на 4 аршина, сведены своды и крыша покрыта железом.
При достройке стены алтарей были выведены наравне с церковными стенами; средний купол был устроен перед царскими вратами, а западные купола располагались там, где надлежало быть главному. Маленькие главы совершенно не соответствовали массивности всего здания.
С. А. Березнеговский отмечал, что собор был заложен в древневизантийском стиле а закончен в новогреческом, и «полусферические крыши над куполами и главы с шейками нисколько не гармонируют с древневизантийским стилем» 5 2.
В течение 148 лет кафедральный собор оставался неоштукатуренным. Матвей Бородин намеревался полностью благоустроить летнюю церковь на верхнем этаже и установить в ней трехъярусный иконостас. К этому времени два яруса уже были изготовлены и для иконостаса выписаны иконы. Расстройство торговых дел Бородина расстроило и его планы. Работы в храме были приостановлены, а иконостас без применения пролежал в подвале купеческого дома. Освидетельствование иконостаса, проведенное по распоряжению епископа Феофила, показало, что дорогие художественные работы покоробились и частично сгнили.
Другой благотворитель, купец Матвей Малин, в 1801 году восстановил верхнюю церковь и заказал для нее новый иконостас. Он был выполнен и установлен в 1802 году. Однако этому иконостасу в 1837 году был нанесен некоторый урон местным живописцем, неправильно покрывшим лаком иконы.
В 40-х годах XIX столетия весь Спасо-Преображенский собор уже требовал крупного капитального ремонта.
Множество чудес, исходивших от гробницы святителя Тамбовского Питирима, привлекали большое количество паломников. В соборе накапливались пожертвования, что позволило завершить ремонт и строительство собора, начатое в 1843 году по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Николая под руководством протоиерея С. А. Березнеговского. Работы были закончены в 1849 году. С. А. Березнеговский составил полное описание этих работ: «...крыши на соборе перекрыты вновь, фонари на четырех главах переделаны, обиты железом, главы построены новые, на среднем куполе собора и колокольне убраны позлащеными звездами, а кресты с яблоками все вообще позлащены червоным золотом»53.
Лестницы, ведущие в верхнюю церковь, на четверть сокращали помещения собора, поэтому в 1841—1842 годах лестничные своды были разобраны и по плану С. А.^Березнеговского с западной стороны пристроена двухэтажная паперть, в которой расположились новые лестничные пролеты.
В верхнем храме были выровнены и оштукатурены стены и своды, у подкупо-льных столбов поставлены резные капители коринфского ордера, окрашены стены и расписаны на темы Ветхого и Нового Заветов. В процессе ремонта были заменены и выкрашены полы, установлены новые оконные рамы. После ремонта в верхней церкви был установлен новый иконостас, выполненный в Москве столичными мастерами. Шесть икон для иконостаса написал художник Муханов.
На нижнем этаже здания тоже были проведены ремонтные работы: заменены
рамы и полы, отремонтированы и окрашены стены. После ремонта в нижнем храме был установлен деревянный резной иконостас, выполненный в стиле рококо.
В том же стиле были исполнены украшения по карнизу и фризу. Вся резьба и рамы покрыты позолотой. В 1871 году нижняя церковь была снова отремонтирована, а стены и своды оштукатурены под мрамор. Следовательно, к началу XX века в нижнем храме росписей уже не существовало, а стены и потолок, имитированные под белый мрамор, не соответствовали постройке конца XVII века.
В 1905—1906 годах была увеличена паперть во всю ширину западного фасада церкви. Эти работы осуществлялись под руководством городского архитектора А. Ф. Миролюбова. С этого времени паперть собора больше не перестраивалась. Но весь собор был освидетельствован в августе 1913 года перед канонизацией святителя Питирима. По настоянию епископа Тамбовского и Шацкого Кирилла предлагалось извлечь железные связи между колоннами и стенами, установленные для прочности при строительстве верхнего храма. Для определения степени риска были приглашены тамбовские архитекторы Ф. О. Чеботарович, Н. О. Диамандиди, В. И. Фрейман. Обследование показало, что над окнами первого и второго этажей в подоконных частях и сводах были обнаружены трещины, некоторые из них были сквозными. В двух оконных проемах нижнего этажа были выломаны колоды-перемычки и подоконные части стен для устройства дверей.
По открытии фундамента с северной стороны оказалось, что он сложен из валунов на известковом растворе с щебенкой из кирпича. От времени и влаги щебенка разрушилась полностью. Состояние фундамента не могло не отразиться на прочности стен при их неравномерной осадке. Городские архитекторы рекомендовали с большой аккуратностью и осторожностью подходить к осуществлению ремонтных работ, так как собор неоднократно перестраивался за долгие годы существования.
При подготовке храма к канонизации святителя Питирима были проведены работы по очистке и ремонту стен, реставрации иконостасов и окраске крыш. Роспись верхнего храма была посвящена сюжетам из жизни святителя Питирима.
После перестройки в нижнем храме было три придела: Благовещения, южный — во имя Николая Чудотворца и северный — в честь иконы Смоленской Божией Матери, празднуемой 28 июля в день кончины святителя Питирима.
До начала XIX века колокольня при Спасо-Преображенском соборе оставалась деревянной, не выше пяти сажен с крестом, построенной еще при Романе Бобарыкине — первом воеводе Тамбова и его строителе. В 1809 году епископ Феофил выдал церковному ключарю сборную книгу для сбора средств на строительство каменной колокольни. В 1811 году она была заложена на расстоянии 10 сажен от собора «о трех ярусах, с палаткою и фонарем» 54. Фасад колокольни проектировался применительно к фасаду собора. Строительство было окончено в 1812 году. По проекту, разработанному в 1841—1842 годах, от колокольни до паперти предполагалось строительство крытой колоннады на столбах, но из-за отсутствия средств галерея не была построена. К 60-м годам XIX столетия колокольня была уже оштукатурена, побелена известковым раствором, покрыта железом и украшена позолоченными звездами.
В 1879 году был утвержден план строительства двух флигелей при соборной церкви. Они располагались с южной и северной сторон от здания собора и завершали архитектурную композицию. Невысокие одноэтажные каменные здания подчеркивали грандиозность Спасо-Преображенского собора.
Длительный период строительства и перестроек главного храма города завершился в начале XX столетия, сконцентрировав в себе талант русских мастеровых разных эпох, искусство архитекторов и художников.
Более 220 лет Спасо-Пребраженский собор был духовным центром Тамбова.
Главные церковные и гражданские события были связаны с этой святыней. На соборной площади у Спасо-Преображенского собора дружинам ополчения, отбывающим на фронт 13 сентября 1914 года, как символ верности Родине, торжественно вручались боевые знамена, хранившиеся в кафедральном соборе с 1865 года.
В XVII—XIX веках кафедральный собор стал местом упокоения тамбовских епископов: в нем были похоронены епископ Питирим, святитель Тамбовский (1685—1698), Феодосии (1766—1786), Феофилакт (1821—1824) 55.
Архитектурный ансамбль, создававшийся на Соборной площади в течение многих десятилетий, не сохранился: уничтожена колокольня, на месте одного из флигелей возведен типовой жилой дом как яркий пример профессиональной безответственности. Но горькие уроки не идут впрок: у собора спроектирована очередная типовая пристройка в два этажа...
Передача здания верующим убережет собор и от полного разрушения, и от типовой архитектуры: ведь для каждого нового поколения Спасо-Преображенский собор по-прежнему остается святыней и одним из интереснейших памятников истории и культуры.
Церковь в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Знаменская)Тамбовский исследователь П. И. Пискарев отыскал в делах Шацкого архива список московской грамоты, составленной в 1638 году. В ней говорилось, что по указу царя Михаила Федоровича Николаевский Черниев монастырь направил в Тамбов игумена Моисея с братией: «...наряжены они были к нашему тамбовскому к городовому делу, и они-де городового дела сделали одним своим монастырем: поставили на речке на Липовице острог, да в Тамбове городе поставили в Казачьей Слободе церковь во имя Знамения Пречистые Богородицы, а в ней три престола, да они ж-де поставили в городе две большие башни, одну на четырех мостах, а другую на пяти мостах» 56.
Возведение Знаменской церкви с внешней стороны крепости в Стрелецкой слободе датируется 1636—1637 годами. По тому времени трехпрестольная церковь была крупным сооружением и являла собой умение и мастерство первых строителей Тамбова.
В описании тамбовской крепости, составленном воеводой Полевым в 1659 году, Знаменская церковь упоминается как построенная вне города — в остроге.
В 1775 году Стрелецкая слобода была дотла выжжена пожаром; та же участь постигла и Знаменскую деревянную церковь. В 1791 году на средства, собранные горожанами, на прежнем месте было построено новое каменное здание Знаменской церкви.
С ростом города и увеличением прихода в конце первой четверти XIX столетия возникает острая необходимость «распространения» приходской церкви. Эти работы начались в 1833 году.
Процесс «распространения» церкви заключался в сохранении части старых стен и строительстве нового здания по новому проекту; от старой постройки практически ничего не оставалось. В результате Знаменская церковь приобрела вид, характерный для большинства церковных зданий первой четверти XIX столетия.
Пятикупольный храм, построенный по принципу деревянного зодчества — восьмерик на четверике, был оформлен с западной стороны четырехколонным портиком. Малые колоколенки поднимались над пристроенными приделами на высоте алтарной части церкви. Окна алтаря и подкупольной части были отделаны сандриками; четырехъярусная массивная колокольня в виде квадратной башни, примыкавшей к храму, завершалась высоким шпилем с крестом.
Очередной крупный капитальный ремонт старейшей тамбовской церкви проводился с 1894 по 1898 год. К этому времени в храме существовало два придела — в честь Сретения Господня и во имя Преподобного Сергия Радонежского.
После революции Знаменская церковь несколько лет принадлежала церковной общине. В мае 1931 года комиссия освидетельствовала церковное здание и запретила пользоваться им в связи с возможным обвалом потолка. Церковной общине было рекомендовано срочно провести ремонт, а в случае отказа церковь подлежала разборке. Средств для ремонта община не имела, сборы с верующих были запрещены; судьба Знаменской церкви была предрешена.
Архивные документы сохранили память о первых строителях Знаменской церкви. В памяти старожилов осталось лишь название улицы, на которой она располагалась, одноименное с названием церкви — Знаменская (ныне ул. Октябрьская).
Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская)В описании Тамбова, составленном воеводою Полевым в 1659 году, отмечалось, что в Покровской слободе, расположенной к югу от крепости, находятся две церкви: первая — церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы и вторая — церковь во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Обе церкви располагались в одном деревянном здании.
Во время сильного пожара в 60-х годах XVIII столетия деревянная постройка была полностью уничтожена. На ее месте в 1763 году было начато строительство новой каменной церкви. Имена авторов проекта и строителей этого оригинального сооружения не дошли до нас. Но следует заметить, что каменная Покровская церковь строилась при епископе Пахомии (Симанском; 1758—1766). В это время архитектура провинциальных храмов определялась вкусами и наклонностями правящего архиерея.
Церковный историк протоиерей Г. В. Хитров сообщал, что Покровская церковь была сложена в два этажа и соединена папертью с колокольней. «Ясный, лаконичный силуэт здания с его высоким центральным объемом — четвериком, несущим восьмигранную башню с легкой главкой на невысоком барабане», олицетворял подлинный образец национального русского зодчества 5 7.
После возведения нового Покровского храма в 1869 году судьба старой церкви оставалась неопределенной.
В ноябре 1870 года духовная консистория обратилась в строительное отделение с просьбой провести тщательное обследование старой Покровской церкви и дать заключение, может ли «она быть оставлена навсегда в том виде, в каком она теперь находится»58.
Обследование церкви проводилось всем составом техников и архитекторов строительного отделения Тамбова. В акте отмечалось, что старая Покровская церковь «во всех своих частях прочна, при постройке ее выдержан древний русско-византийский стиль и по давности времени постройки она принадлежит к числу самых древних зданий в г. Тамбове, то и должна... поддерживаться и оставаться в таком виде навсегда» 59. Этот документ был подписан архитектором Карабутовым инженером Садовским и видным тамбовским архитектором А. С. Четвериковым.
В 1903 году здание церкви было передано во временное пользование военному
ведомству и использовалось как солдатская церковь 7-го запасного кавалерийского полка, базировавшегося в Тамбове после реорганизации войсковых частей. С этого времени за Покровской церковью закрепляется новое название — Солдатская. В том же 1903 году военное ведомство предприняло работы по реставрации храма. Перед началом работ ведомству предписывалось сделать фотографии наружного и внутреннего видов церкви, уполномочив на это архивариуса духовной консистории А. И. Самоцветова. Возможно, эти редкие снимки когда-нибудь удастся отыскать краеведам...
После 1918 года здание старой Покровской церкви для богослужений не использовалось. В 1923 году одна из городских церковных общин просила передать ей пустующий храм, но местное руководство на это сообщало, что «означенная церковь подлежит окончательному закрытию», так как такого типа церквей — солдатских — в республике нет60.
С этого времени вплоть до 1943 года храм-памятник использовался и как общежитие, и как складское помещение. Ныне это действующий Покровский кафедральный собор (ул. Кронштадтская, 5).
Время сохранило для города удивительную красоту небольшого храма, созданного двести двадцать лет назад руками простых мастеровых. Легкая, стремительно взметнувшаяся ввысь, церковь с примкнувшей к ней изящной колокольней— единственный сохранившийся в городе памятник русской архитектуры середины XVIII столетия.
Новая Покровская церковьУказом Святейшего Синода от 18 ноября 1843 года был утвержден проект новой Покровской церкви. Место для строительства определили возле старого здания в Покровской слободе. Строительство новой Покровской церкви, начатое в 1844 году, финансировалось Иваном Михайловичем Байковым и продолжалось до 1867 года. Растянутость строительства объяснялась тем, что новый храм обрушился, не выдержав своих сводов. В столбах, поддерживающих своды и главный купол, оказались серьезные повреждения. Для облегчения конструкции Святейшим Синодом было дозволено возведение деревянного купола вместо каменного. Достройка церкви осуществлялась уже на средства вдовы Байкова. Ее строительство завершилось в 1869 году при активном участии неклассного художника Снегирева. В акте обследования Покровской церкви по окончанию строительства тамбовские архитекторы Садовский и Мейшер отмечали, что она построена из доброкачественных материалов, толщина стен фонаря составляет 4 кирпича, трещин в арках и колоннах не отмечается, кроме вертикальной трещины в первоначальной кладке стены, отделявшей алтарь от церкви.
Некоторое время после 1918 года новая Покровская церковь была действующей, но к 1933 году судьба ее была предрешена. В связи с полной необеспеченностью основных городских строек кирпичом церковь была передана горстройтресту для разборки. Разборку здания и выравнивание территории трест обязан был осуществить к 15 мая 1941 года.
До столетнего юбилея новой Покровской церкви оставалось три года...
Церковь в честь Святой Живоначальной Троицы (Троицкая)В 1642 году возле Студенца была заложена деревянная церковь в честь Святой Троицы. Она располагалась в Пушкарской слободе, определившей второе название церкви: Троицко-Пушкарская (ныне это место пересечения ул. Советской и Московской).
Во второй половине XVIII века уже упоминается двухэтажная деревянная Троицкая церковь. В 1771 году вместо обветшавшей деревянной церкви была построена двухэтажная каменная церковь. Отсутствуют описания архитектурных достоинств или недостатков новой церкви, но сохранились отрывочные свидетельства о том, что вид каменного храма в течение многих лет радикально менялся за счет многочисленных пристроек. Общая композиция церкви создавалась постепенно в течение десятилетий.
Со временем в сводах боковых пристроек обнаружились трещины, храм был полностью разобран, а на его месте появился новый — величественный, пятиглавый. Строительство храма осуществлялось в 1846 году на средства прихожан и крупные вклады тамбовских купцов; Малина, Жемарина и Мандрыкина. Эти годы были временем широкого церковного строительства в Тамбове, осуществлявшегося под непосредственным руководством епископа Тамбовского и Шацкого Николая. Архитектура нового храма соответствовала русско-византийскому стилю, повсеместно принятому в России.
Новый храм имел три престола — в честь Святой Живоначальной Троицы, Рождества Пресвятой Богородицы и Святителя Николая.
Как священная реликвия в Троицкой церкви хранилась древняя икона Николая Чудотворца. Помощь и заступничество Святителя Николая Чудотворца снискали ему особое почитание среди верующих, поэтому множество церквей и приделов Тамбовщины были освящены во имя этого святого. Освящал новый придел во имя своего Небесного покровителя епископ Тамбовский и Шацкий Николай. Все эти обстоятельства обусловили еще одно название церкви — Никольская.
Церковь была построена по образцовым проектам 40-х годов XIX столетия — огромная, монументальная, с массивной главой и многоярусной колокольней. Сразу же после постройки она стала главной доминантой старого городского района.
В сентябре 1933 года по решению горсовета Троицкая церковь была обследована для определения ее технического состояния и имущества. С этого времени договоры с церковными общинами на использование здания для богослужений больше не возобновлялись. В 1938 году Троицкая церковь была официально закрыта, а в 1941 году здание было передано гороно для использования в качестве строительного материала.
Истории Троицкой церкви не хватило до своего трехсотлетия только одного года.
Церковь во имя Михаила Архангела (Архангельская)Деревянная церковь во имя Михаила Архангела упоминается в описании Тамбова, составленном воеводой Полевым в 1659 году. В просторечье ее называли Архангельской церковью. На месте деревянной постройки в 1851 году на средства благотворителей была возведена каменная двухпрестольная церковь. В 1911 году в этой церкви уже упоминаются три престола, из которых главным по-прежнему является Архангельский, а два других — во имя Иоанна Богослова и святителя Митрофана Воронежского.
По своим размерам Архангельская церковь значительно уступала Троицкой и Покровской церквам. Длина здания составляла 43 аршина и 10 вершков, ширина — 30 аршин, высота — 40 сажен.
Фасады здания оформляли створчатые двери, застекленные в верхней своей части. Они располагались с южной, северной и западной сторон здания. Главными были западные двери. Над ними находились круглые окна типа готической розы с узорными железными рамами. Трапезная часть церкви завершалась небольшой главкой с золоченым крестом. Наружные стены здания были окрашены в синеватый цвет, кровля храма — в зеленый.
По курсу 1918 года здание Архангельской церкви оценивалось в 30 тысяч рублей. Стоимость иконостаса этой церкви лишь немного уступала стоимости всего церковного здания и составляла 20 тысяч рублей. В трехъярусном деревянном резном и золоченом иконостасе находились редкие иконы московского письма.
К церкви примыкала каменная трехъярусная колокольня, которая завершалась главой с золочеными крестами. Из девяти медных колоколов самый большой весил 508 пудов, а самый маленький—16 фунтов.
В мае 1938 года здание Архангельской церкви было предназначено на слом; исходный материал от разрушенной церкви предполагалось использовать для строительства новой школы на 880 мест.
На месте бывшей Архангельской церкви — современная площадь имени Л.Н.Толстого.
Церковь во имя архидиакона СтефанаВ 1686 году поселенцами Ямской слободы была построена небольшая деревянная церковь-часовня во имя апостолов Петра и Павла, освященная вторым Тамбовским епископом — святителем Питиримом. Рядом с нею в 1771 году была заложена каменная церковь, строительство которой завершилось в 1778 году. Эта церковь была обетной; она строилась по обету в благодарность за избавление от грозной холерной эпидемии, охватившей Тамбовский край. Храм возводился в смутное для страны время — время крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева.
Нередко церковь называли Уткинской в память о И. Ф. Уткине, финансировавшем строительство. Пожалуй, это единственная в Тамбове церковь, которая имела одновременно четыре названия: Уткинская, Архидиаконовская, Стефаниевская и Богородичная.
После завершения строительства церковь была освящена епископом Тамбовским и Пензенским Феодосием (Голосницким; 1766—1786) во имя первомученика архидиакона Стефана.
В 30-х годах XIX столетия началась перестройка церкви в духе нового времени. Поиски русского национального стиля приводили к синтезу различных архитектурных направлений при возведении церковных сооружений. Под их влиянием и осуществлялась перестройка Уткинской церкви. Эти работы продолжались с 1835 по 1857 год. В архитектуре нового здания церкви сочетались элементы древнерусского зодчества, византийской архитектуры и русского барокко.
Это была крупная городская церковь, построенная по крестообразному плану, в ее основе заложены простые геометрические формы — объемный куб, небольшая трапезная, соединяющая основное здание с притвором, над которым располагалась трехъярусная колокольня. Основной объем церкви дополнялся четырехколонными портиками на южном и северном фасадах. Портики со сдвоенными колоннами оформляли и центральный барабан верхнего этажа со всех четырех фасадов.
Декоративные мотивы в рисунках наличников окон, карнизов куполов и колокольни отличались большой простотой и изяществом. Пятиглавый храм стал одним из красивейших зданий Тамбова.
Новые приделы Архидиаконовской церкви были освящены в честь иконы Бо-жией Матери Тамбовской — охранительницы Тамбова и во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Окончание строительства церкви в Тамбове в 1857 году совпало со 105-летним юбилеем со дня обретения мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского *. В его честь и был освящен новый придел городской церкви епископом Тамбовским и Шацким Николаем.
В 1873 году возле Богородичной церкви построена часовня. В ней находилась копия иконы Тамбовской Богоматери, которая также была чудотворной.
До 30-х годов XX столетия Богородичная церковь была одной из красивейших церквей города.
В 1931 году горисполком в срочном порядке провел осмотр здания церкви. В акте осмотра отмечалось, что оно не ремонтировалось в течение ряда лет, в стенах и потолке имеются трещины, стена с восточной стороны имеет отклонение от вертикали, крыша в некоторых местах прохудилась. Стоимость необходимых ремонтных работ ориентировочно оценивалась в 25000 рублей. В акте отмечалось и неудобное положение церкви в центре улицы Интернациональной, затрудняющее движение автобусов.
Комиссия предложила церковной общине провести срочный ремонт церкви. Но община не располагала необходимыми средствами и это обрекало церковь на снос с использованием полученного материала на культурное строительство. Таким образом, нарядный ансамбль Богородичной церкви и небольшой часовни, расположенной с южной стороны, хранивших главную святыню города — икону Тамбовской Божией Матери — был безвозвратно утрачен.
Городской собор в честь Рождества Христова (Христорождественский)Обычай сооружать церкви на базарных площадях получил широкое распространение в городах России. Обычно они посвящались святой великомученице Параскеве Пятнице или Святителю Николаю как помощникам в торговых делах.
История этого храма начинается с 1836 года, когда почетный гражданин Тамбова Иван Алексеевич Суворов оставил своим душеприказчикам завещание построить во второй части города, на Базарной площади, храм во имя Николая Чудотворца, определив для этого 50 000 ассигнациями и соответствующие с них проценты. В 1856 году местные купцы А. Р. Спирин и М. С. Ашурков, выполняя завещание, запросили в духовной консистории разрешение на строительство церкви. Но выбор места под церковь на Базарной площади породил ряд серьезных препятствий к строительству. По рапорту губернского архитектора Гаккеля «построить посередине Сенной Базарной площади каменную церковь, которая непременно должна быть обнесена оградою, нет никакой возможности» 61. Базарная площадь была полностью занята постройками: каменным Гостиным двором, торговым рядом, различными лавочками, которые занимали большую половину площади. Архитектор отмечал, что даже для хлебной и конной торговли оставалось очень мало места. Особенно заметно это было в осеннее и зимнее время, когда все прилегающие улицы были заставлены возами. Немаловажными причинами, препятствующими строительству, были потенциальные потери доходов от торговых оборотов, которые поступали в городской бюджет. Хозяйственный департамент очень беспокоили и возможные убытки в бюджете, связанные с вознаграждением владельцев за слом ветхих деревянных лавок.
В течение трех лет продолжалась тяжба за место строительства. Она завершилась решением Александра II, к которому в конце концов обратились тамбовские купцы за помощью. По его указанию Святейший Синод разрешил А. Р. Спирину и М. С. Ашуркову строительство каменной церкви во имя Николая Чудотворца на Базарной площади. К этому времени строители пожелали устроить в храме еще один престол — во имя святого благоверного князя Александра Невского, выделив на строительство дополнительно 10000 рублей ассигнациями. К 1859 году был решен вопрос с выбором архитектора: «назначить по желанию нашему и известности об отличных познаниях в строительном искусстве архитектора Садовского» 62. Тамбовские губернские ведомости» за 1860 год сообщали: «В понедельник 9 мая в г. Тамбове происходила торжественная закладка церкви на западной стороне базарной площади в присутствии начальника губернии, вице-губернатора, других высших чиновников — гражданских и военных, почетных граждан и многочисленного стечения всех сословий» 63.
Епископом Тамбовским и Шацким Феофаном был совершен крестный ход от Знаменской церкви к месту будущей церкви 64. После молебна епископ собственноручно уложил камни в фундамент и освятил место строительства. В фундамент храма под алтарями «положена была медная четвероконечная доска с вырезанною на ней в память потомства надписью: «При державе благочестивейшего государя императора Александра Николаевича, при епархиальном начальнике Преосвященном епископе Тамбовском Феофане Говорове начался строением храм сей во имя Чудотворца Николая с приделами во имя преподобного Иоанна Лествичника и святого благоверного великого князя Александра Невского 1860 года мая 9-го дня иждивением доброхотных дателей при попечителях тамбовских купцах Александре Романовиче Спирине и Михаиле Степановиче Ашуркове под руководством архитектора Садовского» 6 5.
«Ведомости» сообщали: «По красоте плана и объему храм будет великолепный, длина его со стенами и папертью 63 арш., ширина 40 арш. Если что можно сказать относительно местности, избранной для постройки храма, то это только то, что он воздвигается не на открытом месте и вид его от города заставлен корпусам* лавок»66.
Строительство пятиглавого каменного храма осуществлялось вплоть до 187 года. В начале января он был освящен в честь Рождества Христова, приделы освя~ щены во имя святого благоверного князя Александра Невского и Святителя Николая. Это был квадратный четырехстолпный храм с небольшой папертью и восьмигранным невысоким шатром «под колоколы», завершенным главкой-луковицей Угловые башенки-колокольни повторяли архитектурную форму центрального шатра. Наличники в стиле XVII века, строгий треугольный фронтон и килевидны кокошники у основания шатра напоминали образцовые проекты 40—50-х годо XIX века, предложенные архитектором К. А. Тоном. Христорождественскир храм приближался к типу петербургского Благовещенского храма, построенного также архитектором Садовским для лейб-гвардии конного полка. Отмечалось бо гатство внутреннего убранства городского храма, которым он был обязан щедро сти купцов-строителей. Священной реликвией этой церкви были дары Афонскогс русского монастыря — частица мощей великомученика Пантелеймона.
В 1876 году Христорождественский храм получил статус городского собора.
После 1918 года собор постепенно приходил в упадок. Некоторое время он принадлежал религиозной общине жителей Покрово-Пригородной волости. В 1931 году железная ограда Христорождественского городского собора была снята и использована для нужд литейного производства завода Ревтруд.
В 1933 году было принято решение о закрытии собора и передаче здания семеноводсоюзу; после 1939 года городской собор в архивных материалах не упоминается.
Церковь в честь введения во храм Пресвятой БогородицыВ 1876 году в удаленном от центра районе Тамбова началось строительстве новой церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Народ называл ее Введенской церковью. План строительства был утвержден 27 мая 1875 года. Фундамент церкви был заложен на пересечении Покровской и Базарной улиц (ныне ул. Кронштадтская и Сакко и Ванцетти), но уже в начале следующего года строительство было приостановлено.
В 1877 году техническая комиссия в присутствии строителей церкви купцов Слетова и Григорьева и городского архитектора Снегирева осмотрела фундамент возводимого храма и установила, что в осенне-весенний период он не был защищен строителями от воздействия снега и дождей. Грунт у подошвы фундамента пропитался водой и изменил плотность. По заключению специалистов, это могло вызвать неравномерную осадку стен и сказаться на прочности всего возводимого здания.
Одновременно комиссия отмечала использование в строительстве несортированного кирпича и некачественного известкового раствора. Проверкой было установлено, что использованный при возведении цоколя «слишком тощий раствор подымает три кирпича по прошествии 3-х суток после намазывания, а... раствор приготовленный по указанию, поднял 5 кирпичей по прошествии тех же трех дней» 6 7.
Архитекторы строительного отделения предложили строителям технически* решения для осушки грунта и устранения дефектов строительства.
К этому времени сменились меценаты, финансировавшие работы, а новый строитель церкви купец В. С. Ашурков предложил заложить храм на новом месте, отодвинув стройку от линий тротуаров по Покровской улице на 13 саженей и по
Базарной — на 2 сажени.
23 июля 1879 года духовная консистория представила строительному отделению новый план строительства Введенской церкви с обширной пояснительной запиской. Однако в записке отсутствовали расчеты на прочность и устойчивость подкупольных столбов, поддерживающих массивный восьмигранный барабан, завершаемый высоким куполом.
Вес барабана со сводами и кровлей ориентировочно составлял 35 420 пудов. По заключению специалистов, строителям рекомендовалось увеличить фундамент под такую массивную постройку. Строительство храма продолжалось около восьми лет.
В апреле 1885 года строительство Введенской церкви в основном было окончено и архитектор Ф. А. Свирчевский с депутатом духовного ведомства составили акт освидетельствования здания. В нем отмечалось, что церковь построена прочно, из материалов надлежащего качества и работы по внутренней и наружной отделке могут производиться беспрепятственно.
19 сентября 1887 года инженер-архитектор А. С. Четвериков сообщал министру внутренних дел об окончании строительства Введенской церкви.
Монументальное здание, завершающееся высоким барабаном с декоративными фрагментами и куполом с легкой луковичной главкой, с четырехъярусной колокольней, примыкавшей к зданию, вызывало у прихожан чувство надежности и величия. В его возведении принимали участие талантливые тамбовские специалисты: архитектор В. М. Бетюцкий, свободный художник по архитектуре М. Снегирев, инженер-архитектор А. С. Четвериков, архитектор Ф. А. Свирчевский, инженеры-строители Маркелович и Марленов.
Решение о закрытии Введенской церкви было принято в 1934 году. Перед закрытием здание было освидетельствовано специальной комиссией. В акте отмечались нарушения в содержании церкви и необходимость ее срочного ремонта. Введенская община верующих просила разрешения на добровольный сбор средств с верующих для оплаты налогов и на приобретение отопления для церкви. Однако сбор средств на нужды церквей был запрещен...
В 50-х годах XX столетия на старом фундаменте Введенской церкви была построена городская средняя школа № 9.
Церковь во имя великомученицы Варвары (Варваринская)Центром новой застройки в южной части города стала Варваринская церковь. Впервые она упоминается в 1806 году. Это была небольшая летняя церковь с главным престолом во имя великомученицы Варвары и придельным — во имя великомученицы Параскевы Пятницы. Одноэтажный однокупольный храм был оформлен с фасадов четырехколонными портиками и трапезной соединялся с трехъярусной колокольней.
Капитальный ремонт и перестройка Варваринской церкви впервые осуществлены в 1885 году — через восемьдесят лет после ее открытия. В это время были перестроены приделы и открыт новый — во имя Святой Троицы. Недостаток средств не позволил благоустроить церковь. Купол главного храма был слишком тонким и промерзал в зимнее время, даже устройство водяного отопления не решило проблемы.
В 1909 году был осуществлен новый крупный ремонт и одновременно утепление холодного храма. Все эти работы велись в срочном порядке; финансировал их известный тамбовский фабрикант М. В. Асеев. В 1908 году прихожане избрали его старостой церкви и все заботы по ее содержанию и ремонту он взял под свою ответственность. Смету и объем работ по реконструкции церкви по заданию М. В. Асеева составил городской архитектор И. Ф. Федоровский.
Полную реконструкцию главного купола Варваринской церкви осуществила московская фирма Банакиных по заказу другого тамбовского мецената — Л. В. Вышеславцева. Свод и стены купола были покрыты новым изоляционным пробковым слоем, который после штукатурки явился прекрасной поверхностью для живописи.
После реконструкции длина храма с алтарем и притвором составляла 23 сажени, ширина в трапезной— 14 сажен, высота под сводами—13 аршин, под куполом— 32 аршина. Общая высота храма с куполом и крестом составляла 15 сажен.
Для утепления под полом храма был установлен котел для парового отопления церкви.
В завершение реконструкции церкви были сделаны настенные росписи и устроены новые иконостасы. Проведение этих работ потребовало от М. В. Асеева дополнительных затрат в размере 8000 рублей. Иконостасы были украшены золочеными колоннами с искусной резьбой.
Потолки церкви были расписаны на сюжеты из Священного Писания, арки — орнаментами византийского стиля. Иконы в придельных иконостасах написаны на цинковых листах.
Каменная трехъярусная колокольня завершалась шпилем с золоченым крестом. На ней размещалось девять колоколов, главный из которых весом в 225 пудов был поврежден при неосторожном звоне в дни Пасхи 1916 года.
Церковь была окружена каменной оградой, располагавшейся на расстоянии 5 сажен с востока, 8 сажен с юга и 3 сажен с западной стороны. Каменные столбы, установленные на расстоянии двух саженей друг от друга, соединялись железными решетками.
Варваринская церковь была официально закрыта в 1935 году, хотя подготовка к этому началась с 1929 года.
Ныне на месте старых церковных построек находится сквер Первомайской площади.
Церковь во имя Святителя Николая (Никольская)Самой поздней церковной постройкой в Тамбове стала Никольская церковь— небольшой однокупольный храм с празднично-нарядной шатровой колокольней над папертью. В ее декоративном оформлении — обилие арочных вариаций с каменным узорочьем и множеством мелких деталей с чисто русским звучанием. Никольская церковь была построена в 1908 году на отчисления от заработной планы рабочих железнодорожных мастерских. Она располагалась за полотном железной дороги (ныне ул. Ворошилова).
Строительство Никольской церкви осуществлялось в тот период, когда в Тамбове уже в полную силу работал замечательный епархиальный архитектор В. И. Фрейман.
Время существования этой церкви в городе было самым коротким. В июне 1924 года был расторгнут договор с церковной общиной на пользование зданием и Никольская церковь была закрыта. Постановлением губисполкома верующие обвинялись в нелояльности к Советской власти и поминовении на службах Патриарха Тихона и Тамбовского епископа Зиновия, ложно обвиненных в уголовно-политических преступлениях. Протесты, верующих, направленные в адрес Президиума ВЦИК, не изменили постановления; центр лишь подтвердил правильность решения местных властей. Городские власти планировали использовать здание Никольской церкви в культурно-просветительских целях, поэтому первоначально оно было передано Учпрофсожу.
В 30-е годы в церкви планировалось открыть художественный музей, но ремонтные работы запущенного здания требовали затрат в 10 000 рублей. Городской бюджет не имел такой суммы, и Никольская церковь была списана. На ее месте теперь расположены общежития и жилые дома ТВРЗ.
В эти же годы были уничтожены и каменные кладбищенские церкви: Кресто-воздвиженская, построенная в 1818 году; Успенская, построенная в том же году на средства тамбовских купцов Ситнева и Толмачева, и Петропавловская, воздвигнутая в 1820 году купцом И. В. Шихаевым.
Эту информацию мне прислал Сергей Фурсов, я думала, он и набирал.... Ну, вот вы ссылку и поставили, пусть будет, раз так вышло...