СИБИРЯКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1849-1933
СИБИРЯКОВ АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ 1849-1933. Золотопромышленник, меценат, исследователь Сибири. Именем Сибирякова назван о. в Карском м. и ледокол.
СИБИРЯКОВ Александр Михайлович. Иркутский купец 1 гильдии, почетный гражданин, известный исследователь Сибири
Александр Михайлович принадлежал к старинному купеческому роду Сибиряковых обосновавшемуся в Иркутске еще в начале XVIII века. Его родители - Михаил Александрович и Варвара Константиновна Сибиряковы. В семье было шестеро детей: Александр, Константин, Иннокентий, Ольга, Анна и Антонида.
Александр Михайлович Сибиряков успешно продолжил предпринимательскую деятельность отца, оставившего после себя около 5 миллионов рублей. Он получил право на участие в нескольких золотопромышленных компаниях, в том числе "Прибрежно-Витимской К°" и "К° промышленности..." и стал членом "К° Ленско-Витимского пароходства...", наиболее крупного пароходного предприятия в системе Лены. Определенный доход приносила продукция Алексадро-Невского стекло-делательного завода и писчебумажной фабрики, приобретенной им в начале 1870-х годов.
С конца 70-х в 80-е гг. XIX в. Сибиряковым были сделаны крупные вложения капиталов в водную транспортную сеть Сибири. Пароходовладение, наряду с золотопромышленностью, стало основной сферой его предпринимательской деятельности. В 1885 г. иркутский купец открывает "Ангарское пароходство": ему предстояло организовать буксирное пароходство по Ангаре от устья до Братского острога. Выполнение задачи было сопряжено с большими трудностями, но все же плавание пароходов в нижнем и среднем течении реки было освоено. Пороги же близ Братского острога оказались непроходимыми, и Александр Сибиряков в середине 1890-х гг. ликвидировал предприятие. С этого времени его внимание приковано к водным сообщениям Дальнего Востока. В августе 1894 года им совместно с Петровым А.И. был подписан контракт на учреждение "Амурского общества пароходства и торговли". Среди его акционеров значились крупные российские и сибирские фирмы, отдельные коммерсанты.
В начале XX в. Александр Михайлович отходит от активного предпринимательства: капиталы обращаются в процентные и гарантийные бумаги, облигации. Он покидает Иркутск и подолгу живет на юге России (в Батуме ему принадлежало имение "Ангара"), в Швейцарии и Франции.
Умер Александр Михайлович Сибиряков в Ницце, в больнице Пастера, 2 ноября 1933 года.
Однако не только и не столько предпринимательской деятельностью снискал А.М.Сибиряков внимание и память сибиряков. В 1893 году иркутский городской голова В.П.Сукачев, преподнося ему звание почетного гражданина, говорил на заседании Думы: "Александр Михайлович проявляет особую сердечную отзывчивость, как затратою личного почина и трудов своих, а равно громадными материальными жертвами в делах поднятия народного образования и религиозно-нравственного чувства в народе, а также в предприятиях, имеющих целью поднять и развить экономические силы на благо не только Иркутска, но и всего родного края - Сибири". Среди наиболее крупных пожертвований Сибирякова - взнос 100 000 рублей. в 1880 году на строительство Томского университета, 50 000 рублей - на учреждение в Иркутске Высшего Технического училища (1882), 950 000 рублей - "на дела просвещения": открытие народных школ, обустройство Томского университета, на выдачу премии за лучшее сочинение о Сибири...
Еще большую известность снискал А.М.Сибиряков научно-практической деятельностью по изучению Сибири, главным образом, ее водных путей. "Там, где реки имеют громадные протяжения, как у нас в Европейской и Азиатской России, - писал он, - они, казалось бы, и должны играть в организме страны подобающую им роль... Сибирь богата своими водными путями.., стало быть, естественно предполагать, что наша задача состоит в том, чтобы ими воспользоваться как должно; если это необходимо, создать систему сообщений, имеющую своим выходом море... Наступило время подумать об этом".
Интерес к водным путям Сибири был не случаен и во многом диктовался практическими нуждами сибирской буржуазии. Неразвитая сеть путей сообщения (как водных, так и сухопутных) при значительных расстояниях между рынками сбыта и закупками товаров создавали крайне неблагоприятные условия для ведения торговых операций, в значительной степени сдерживали рост товарооборота между Сибирью, европейской Россией, с одной стороны, и Востоком, с другой; отрицательно сказывались на общем экономическом развитии Сибири. В данном случае узкие интересы определенного класса объективно совпадали с общенациональными - необходимостью развития прогресса на восточных окраинах российской империи.
В 1880-х гг. правительство усилило внимание к водным путям Сибири, но реальные результаты были невелики. Даже представители речной администрации высказывались по поводу курса властей нередко очень критически. Главная инициатива в вопросе освоения новых, более выгодных путей сообщения сосредоточивалась в частных руках. В связи с этим деятельность А.М.Сибирякова по освоению сибирских рек носила, несомненно, позитивный характер.
В течение 1870-90-х гг. Сибиряков предпринял ряд серьезных экспедиций, в ходе которых были исследованы устья рек Печоры, Енисея, Оби, Амура; побережья Карского моря и Охотского в районе Аяна; сухопутные маршруты между реками Западной и Восточной Сибири.
Ход и результаты многочисленных путешествий Александр Михайлович изложил в ряде статей в отдельных книгах. Судя по ним, мечтою исследователя было связать все уголки восточной части России (Западную и Восточную Сибирь, Якутский край, Дальний Восток, Камчатку) посредством водных артерий (Оби, Иртыша, Печоры, Енисея, Ангары, Лены, Амура) в единый хозяйственный механизм; открыть новые порты для активизации внешней торговли Сибири. Исследовательская деятельность иркутского предпринимателя была широко известна и получила признание в России и за рубежом. Именитый сибиряк имел знаки отличия французского и шведского правительств, серебряную медаль Русского Географического общества.
Своеобразным итогом деятельности А.М.Сибирякова стала его книга "О путях сообщения Сибири и морских сношениях ее с другими странами" (СПб., 1907). В ее основе лежат научные и публицистические работы ранних лет. Книга состоит из введения и семи глав, в которых представлены и детально описаны возможные в будущем маршруты путей сообщения Сибири ("О морских сношениях через Карское море и устье Печоры", "О сообщениях Тобольска с Печорой, устье Таза и о канале между Тазом и Туруханском", "О путях сообщения в Якутской области", "О внешних рынках Сибири", "О сношениях Приморской области с Китаем"). Написанная легко и интересно, эта книга мыслилась автором не только как исследовательская работа, она явилась как бы концентрированной формой выражения его мыслей по проблемам "современного состояния Сибири, ее нужд и потребностей", о которых Сибиряков писал и которые пытался частично претворить в жизнь в ходе своей активной благотворительной, исследовательской и предпринимательской деятельности.
Книга Сибирякова вышла в 1907 г. после окончания Русско-японской войны, показавшей отсталость России и тяжело сказавшейся на социально-экономическом и политическом положении страны, в том числе и ее восточных окраин. Книга стала в определенной степени реакцией сибирского предпринимателя на результаты войны, желанием в связи с этим привлечь в очередной раз внимание правительства к Сибири, требованием необходимости быстрейшего развития этого региона, укрепления его экономического потенциала не только в хозяйственных интересах, но и стратегических целях, учитывая увеличивающуюся мощь Японии и Китая.
Сибиряков мыслил масштабно: нужно улучшить и реорганизовывать не только экономическую базу Сибири, но и ее управление; предоставить сибирякам право самим решать многие жизненно важные вопросы. В данном случае он выступал сторонником региональной политики, децентрализации управления.
Немалую роль отводил иркутский меценат и росту культуры в Сибири как неотъемлемой части общего прогрессивного развития этой территории.