СЕЛЬВИНСКИЙ ИЛЬЯ ЛЬВОВИЧ
СЕЛЬВИНСКИЙ ИЛЬЯ (КАРЛ) ЛЬВОВИЧ 1891, Симферополь - 1968, Москва. Писатель. В 1923 окончил факультет общественных наук 1-го МГУ. Один из вождей московских конструктивистов ("Кодекс конструктивистов" в сборнике "Бизнес", 1929, и др.), создатель экспериментальных стихов, использующих различные жаргоны (воровской, одесско-еврейский и др.), автор поэмы "Улялаевщина" (опубликована в 1927), романа в стихах "Пушторг" (1929), трагедии "Командарм 2" (1928; постановка В.Э. Мейерхольда, 1929), исторических трагедий (драматическая трилогия "Россия", 1944, и др.). В 1933 участник экспедиции на пароходе "Челюскин", которой посвятил поэму "Челюскиниана", роман "Арктика". Активный участник литературной жизни Москвы (особенно 20-х гг.); среди его друзей и знакомых - литературовед К.Л. Зелинский, поэты В.А. Луговской, В.М. Инбер, Э.Г. Багрицкий, киносценарист Е.И. Габрилович; впечатления этого времени нашли отражение в автобиографическом романе "О, юность моя!" (опубликован в 1966 в журнале "Октябрь"). Жил в Москве в писательских домах: в 30-х гг. по Нащокинскому переулку, 3/5 (дом не сохранился), с 1939 - в д. 17 по Лаврушинскому переулку. Много времени, особенно в последние годы жизни, проводил на своей даче в Переделкине. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
:
Дед поэта имел только имя — Элиогу. Став кантонистом Фанагорийского полка, дед получил фамилию павшего в бою однополчанина: Шелевинский. У сына фамилия переогласовывается в "Селевинский" (сын, между прочим, тоже воюет: из русско-турецкой войны 1877 года выходит инвалидом). Внук получает фамилию: Сельвинский.
Ильей его нарекают родители (скорее всего — в честь дедушки Элиогу). А Карла он приписывает себе сам, и вот почему: двадцати лет от роду влезает в первый том "Капитала" и от восторга перед автором этого сочинения добавляет его имя к своему — во все документы на всю жизнь.
В 1999 г., к столетию со дня рождения поэта, вышла книга И.А. Добровольской, которая восполнила некоторые пробелы его биографии «евпаторийского» периода. Однако не была установлена ни дата переезда семьи Селивинских (Шелевинских) в Евпаторию, ни адрес дома Якубовича по ул. Лазаревской, где они жили, ни многое другое, что оставалось за рамками официальной биографии.
Поскольку Илья Сельвинский является самым известным в мире крымчаком, то в поисках даты переезда семьи в Евпаторию следовало обратиться к материалам синагог, ибо переезд из одного города в другой сопровождался выпиской и припиской купца или мещанина к определенному обществу в соответствии с вероисповеданием и регистрацией сего факта в Городской Управе. Смущало несколько обстоятельств. Первое, почему Лейба Эльшаелов Селевинский регистрировал рождение своего сына Ильи (еврейское имя Эльша, Эльяш соответствует православному Илье) не в крымчакской синагоге (в Симферополе их было две: на ул. М. Фонтанной и на ул. Мечетной, 14). Причем иудейский обряд совершает раввин Перельман (он состоял в это время в должности ученого еврея при Таврическом губернаторе). Мальчик получает имя в честь умершего деда. Это тоже еврейская традиция – давать имя первому сыну в семье в честь деда по отцу или дяди по матери, если тех уже нет в живых: новорожденный не должен торопить «уход» своего тезки.
В Евпатории так же, как и в Симферополе, существовала крымчакская община, но была она гораздо малочисленней. 28 марта 1908 г. уполномоченный от крымчакского общества (этнографическая группа евреев-раввинистов) Нисим-Хаим Меерович Таукчи обратился в Городскую Управу Евпатории за разрешением на постройку молитвенного дома крымчаков и синагоги при нем (до этого в течение 10 лет крымчаки арендовали разные помещения под свой молитвенный дом). 17 августа того же года, когда строительство молитвенного дома будет закончено, состоятся выборы духовного правления (к документу прилагался список всех крымчаков Евпатории, совершеннолетних мужчин). Однако ни в этом списке, ни в последующих имя Лейбы Эльшаеловича Селевинского (Шелевинского) ни разу не встретится вплоть до 1930 г., когда молитвенный дом «Поалей Цедек», располагавшийся по ул. Степовой — Мещанский пер. будет закрыт.
В 1908 г. и в первую половину 1909 г. Селевинские жили еще в Симферополе. Сохранилась архивная запись о том, что 24 июня 1908 г. портной Лейба Шелевинский подал прошение в Таврическую духовную консисторию с тем, чтобы взять подряд на пошив воспитанникам Духовной академии черных суконных пальто и серых костюмов. Подряд № 1032 был выдан ему 4 июля того же года. Разрешение на выдачу подряда было согласовано с руководством Академии. Подряд был действителен в течение одного года. Тот факт, что среди клиентов отца И. Селъвинского были представители православного духовенства, хорошо известен из воспоминаний, а документ, найденный в архиве, это подтверждает.
В книге И. Добровольской указано, что в сентябре 1909 г. семья Селевинских проживала в Одессе, а с августа 1911 г. Илья учился в евпаторийском городском 4-классном училище. Пришлось проверить списки прихожан Главной (купеческой) синагоги Евпатории, но и там не значился Л. Селевинский, что, впрочем, не удивительно: прихожанами этой синагоги были люди состоятельные. Лейба Селевинский оказался прихожанином еврейского ремесленного молитвенного дома «Егие-Капай», который был открыт по указу Таврического губернатора 30 августа 1909 г. в доме православного грека Кирилла Сотировича Кирчо. Он был известен в Евпатории как арендатор скотобойни и владелец гостиницы «Санкт-Петербургской», к которой прилегал одноэтажный флигель со стороны ул. Казначейской. 21 сентября 1909 г. в здании Городской Управы (ул. Караева, 4) состоялись выборы духовного правления молитвенного дома. В присутствии пристава Михальского и казначея Управы И.Х. Ламброва раввин Маркус привел к присяге 131 выборщика, которые поставили свои подписи под ее текстом. В этом листе еще не было имени Л. Селевинского. Спустя три года процедура выборов повторилась, и уже в новом списке из 155 прихожан под № 119 стоит подпись Лейбы Эльшаеловича Селевинского, идентичная той, что стоит на прошении отца Ильи Сельвинского (там он именуется Львом Соломоновичем, хотя в свидетельстве о рождении Ильи он значится Лейбой Эльшаиновым) о приеме сына в седьмой класс гимназии 21 августа 1917 г. Когда Илье было 12-13 лет, он, безусловно, посещал молитвенную школу, читал Тору, соблюдал еврейские традиции и праздники.