ПОЛЗУНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ 1728-1766
ПОЛЗУНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ 1728-1766 Солдатский сын. В 1742 окончил горнозаводскую школу в Екатеринбурге. Теплотехник. В 1763 разработал проект универсального теплового двигателя - первой в мире пароатмосферной машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось.
На его вдове женился его ученик Дмитрий 1738-1777
Иван Иванович Ползунов (1729-1766) - выдающийся изобретатель, создатель первого в мире пароатмосферного двигателя для приведения в действие заводских механизмов. Родился в Екатеринбурге в семье солдата. Окончил словесную школу (1736-38), перешел в арифметическую, но еще до окончания ее, как один из лучших, определен в "механические ученики" к механику Никите Бахореву (1742).
С начала 1747 — гиттеншрейбер (плавильный писарь) на Барнаульском сереброплавильном заводе. Одновременно привлекался для выполнения различных поручений: выбора места и строительства Красноярской пристани на Чарыше, чертежных работ, выявления причины брака на Барн. стекольном заводе. Настойчиво просил предоставить возможность обучаться горному и плавильному делу, практиковался в качестве смотрителя за работой плавильщиков на Барнаульском заводе (май-ноябрь 1753), изучал горное дело на Змеиногорском руднике, построил там "пильную мельницу" (лесопилку). В 1758 из-за нехватки офицеров сопровождал в Петербург караван серебра. В 1759 произведен в шихтмейстеры — первый офицерский чин, дающий право на дворянское звание. Со 2-й половины 1761 — на Колыванском заводе "у прихода и расхода денежной казны", с апреля 1762 — "у лесных и куренных дел" на Барнаульском заводе.
Занимаясь самообразованием, стал одним из самых технически грамотных офицеров Колывано-Воскресенских заводов. Горнозаводские производственные процессы того времени находились в полной зависимости от водяного колеса, основного источника энергии. Задавшись целью "водяное руководство пресечь", Ползунов в апреле 1763 представил нач. заводов А. И. Порошину проект "огненной ма-шины". Идею пароатмосферного двигателя он взял из книги И. Шлаттера "Обстоятельное наставление рудному делу..." (СПб., 1760). Но двигатель Ползунова коренным образом отличался от англ. двигателей Севери и Ньюкомена. Те были одноцилиндровые и пригодны лишь для откачки во-ды из шахт.
Двигатель Ползунова — двухцилиндровый, непрерывного действия, мог подавать дутье в печи, откачивать воду. В дальнейшем изобретатель рассчитывал приспособить его и для др. нужд. Проект был представлен в Кабинет, о нем доложили Екатерине II. Она распорядилась произвести Ползунова в "механикусы с чином и званием инженерного капитан-поручика", наградить 400 руб. и, по возможности, направить на учебу в Академию наук. Шлаттер, которому проект был дан на отзыв, хотя и высказал ряд неверных положений, однако признал, что "сей его (Ползунова) вымысел за новое изобретение почесть должно".
В апреле 1764 по решению Канцелярии Ползунов приступил к строительству машины, в 15 раз более мощной по сравнению с проектом 1763, она должна была обслуживать дутьем 10-12 печей. Несмотря на увеличение расходов, руководство округа работы поддержало. Местом для строительства определили стекольный завод (в верховьях пруда); котел, цилиндры и др. крупные детали делались в одном из цехов сереброплавильного завода.
Строительство большой машины (высотой ок. 11 м) сразу с листа, не опробованной даже на модели, без специалистов, ряда нужных станков потребовало огромного напряжения сил. 12 марта 1766 машина была построена, в апр. началась кладка 3 плавильных печей около нее. 16 (28) мая Ползунов скончался от чахотки, не дожив одной недели до начала испытаний. Они проводились под руководством его учеников Ивана Черницына и Дмитрия Левзина, участие в них принял и К. Д. Фролов.
7 августа машина подала первое дутье и работала с небольшими перерывами до 10 ноября, окупив за это время расходы на ее постройку и дав чистой прибыли 11016 руб. 10 ноября у нее прогорел котел, больше он не восстанавливался. Решено было, что "пущать ее в действо, по изобилию в здешнем заводе воды, за нужно не признавается". Конечно, машина оказалась ненадежной в эксплуатации, но главная причина в том, что эра механизированного промышленного производства в России еще не наступила. Ползунов опередил свой век.
Простояв без действия 15 лет 5 месяцев и 10 дней, машина была разобрана (1782), а имя Ползунова, "мужа, делающего честь своему Отечеству", было надолго забыто даже на Алтае. Ныне именем Ползунова названы в Барнауле улица и Алтайский технический университет, близ которого в 1980 установлен памятник Ползунову (скульптор И. Д. Бродский, архитекторы А. А. Шимин, Г. А. Сыромятников). Именем Ползунова названы Колыванский камнерезный завод, ж.-д. станция (у пос. Южный), котлотурбинный НИИ в Петербурге, горно-металлургический техникум в Екатеринбурге, один из океанских теплоходов.