Байков Анатолий Сергеевич 1950-1983
Байков Анатолий Сергеевич, (1950 – 1983). Создатель и режиссёр народного театра «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ» на БАМе.
На городском кладбище г. Чухломы, рядом с могилой известного драматурга XIX века Катенина (о нем упоминал А.С. Пушкин в «Евгении Онегине»: «Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый») стоит обелиск в виде горящего факела. Его установили ребята из прославленной строительной бригады БАМа, Героя Социалистического труда Александра Бондаря. Под обелиском покоится замечательный человек, талантливый организатор, режиссёр и актёр, создатель знаменитого БАМовского театра. Анатолий Сергеевич прожил короткую жизнь, но оставил такой неизгладимый след, о котором до сих пор слагают легенды. Как писал А.П. Чехов, «подвижники нужны, как солнце, составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества».
Анатолий Сергеевич родился в 1950 году в деревне Галузино. Эта маленькая деревенька в галичском заозерье дала миру многих талантливых людей.
Вот как вспоминает об Анатолии Вера Клевич, его друг, его сверстница: «Эта документальная повесть "Он вчера не вернулся из боя" (речь идёт о документальной повести В. Каширской и Т. Шубиной, изданной в 1987 году издательством «Молодая гвардия») изобилует фактами, описаниями и снимками из жизни Анатолия Байкова – строителя БАМа, известного режиссёра, создавшего в Звёздном театр. Самые теплые, самые значимые слова написаны в книге теми, кто его знал, и даже Робертом Рождественским. Но, во-первых, посмертно. Во-вторых, в книге нет первой главы. Той самой, которую можно и нужно было писать с наших слов. Нет ничего о том, что Толя начинался здесь, в Галузине, начинался как человек, как личность, как режиссер и актер.
Ведь они, писавшие, не знали, что этот худой, длинный, не очень-то улыбчивый мальчишка, здорово получавший от своего отца, именно в родной деревне впервые вышел на крохотную сцену деревянного клуба, читал стихи, играл в "Ревизоре" вместе с моей се строй. Они не знали, что наши репетиции в овине или на лугу, за домами, длились по 3-4 часа чуть ли не ежедневно. Они не видели, как он, Толя, изображал повара в танце "Поварята щи варят", как мы пели "Чум-чум-чумчаряря" и танцевали "Маугли" и "Абдуллажан".
О, это был театр! Со всеми его жестокими законами, с конкуренцией и критикой, с изготовленим костюмов из старых тряпок, со слезами и со смехом и всегда-всегда с толпой благодарных и очень доброжелательных зрителей».
Талантливые люди – талантливы с детства. Восмилетку окончил в селе Муравьище. Надо было учится дальше. 9 и 10 классы оканчивал в Чухломе, живя у тёти, Веры Александровне Груздевой, которая относилась к нему, как к сыну. Однажды, на школьном вечере, девятиклассник Анатолий читал наизусть поэму Р. Рождественского «Письмо в тридцатый век». Читал в абсолютной тишине актового зала, читал так, как будь то он, был автором этих слов. Уже в школе он сформулировал для себя мечту – создать театр, зовущий души к самостроительству.
Потом была служба в армии, культпросветучилище. Вернулся в Чухлому и создал народный театр «Современник», который был гордостью города. В 21 год поступил в Московский институт культуры. В стране началось строительство БАМа.
Анатолий подаёт запрос в Иркутск о возможности устройства на работу в качестве зав. клубом. Получает ответ: «Принять можем. Проживание в палатке. Подъёмных не выплачиваем».
Всё началось с Усть-Кута. Октябрь. Там была уже зима. В аэропорту, попутчик Анатолия сказал: «Специальность у тебя, студент, дефицитная, везде нужна». Появился борт, и Анатолий понял, что летит в Звёздный, в бригаду Александра Бондаря. Была осень 1974 года. 11 декабря 1974 года он создал театральную студию первых шести человек.
В мае 1975 года с постановкой пьесы А. Арбузова «Город на заре» родился новый знаменитый БАМовский театр. Режиссёр Байков в конец пьесы вставил свой монолог, о своей стройке. Впоследствии Арбузов скажет об этом: «Как они прекрасно молоды, как талантливы! Этот мальчик, режиссёр, Байков. Нет, не только режиссёр, работает в бригаде, на трассе. Ну, что тут скажешь?! Он правильно сделал, вставив в конец пьесы свой монолог о своей стройке. Это же замечательно: вписать в героическую драму о прошлом кусочек настоящего. Значит, во все времена правда тянется к правде, искусство – к жизни. И этот Байков – художник, причём смелый, убеждённый в том, что его поймут».
Свой дипломный спектакль по окончании Московского института культуры, Анатолий Байков сделал через 1,5 года работы на БАМе. Спектакль состоялся в мае 1976 года, и это была «Молодая гвардия» А. Фадеева. В притрассовых посёлках «Молодую гвардию» ждали как самый настоящий праздник, а актёрский коллектив от спектакля к спектаклю сыгрывался, набирал силу. Театр получил звание народного имени «Молодой гвардии». Репертуар пополнялся новыми спектаклями. Только в 1977 году было поставлено пять новых спектаклей. Среди них «Золушка» Т. Габбе, «Баня» В. Маяковского, «Свои люди – сочтёмся» А.Н. Островского. Лучшие драматурги и писатели присылали Анатолию Байкову свои пьесы для постановки в театре «Молодая гвардия». На апрель 1978 года труппа театра «Молодая гвардия» состояла из 57 человек. Из них мужчин – 26, женщин – 31, служащих – 16, рабочих – 41. Со спектаклями театр прошёл всю трассу БАМа. На Восточно-Сибирской студии был снят короткометражный фильм о режиссёре Анатолии Байкове и его «Молодой Гвардии». Фильм назывался «У Вечного огня» и был снят по сценарию Фёдора Пилюгина, работавшего в бригаде плотников.
На БАМе Анатолий встретил свою судьбу – сибирячку Людмилу. Потом родились дочери – Юля и Настя. Анатолий продолжал совершенствовать своё режиссёрское мастерство, занимался в лаборатории теоретической работы режиссёров. Мечтал поставить «Как закалялась сталь» Н. Островского с акцентом на строительство БАМа.
Весной 1983 года, когда прошла «Театральная весна», Анатолий почувствовал бесконечную, глухую, душевную усталость. Она навалилась сразу, чернело в глазах и приходилось с усилием вдыхать воздух. Врачи запечатали анализы в конверт и приказали: «Срочно летите туда, где вы родились». Из Чухломы его направили в Костромскую областную больницу, а оттуда в Москву – в Боткинскую больницу. Диагноз – лейкоз. В сентябре 1983 года Анатолия Сергеевича Байкова не стало. А было ему всего 33 года.
29 сентября 1984 года на разъезде Балбухта, на 877 километре трассы, произошла стыковка БАМа. Бригада Бондаря с одной стороны и бригада Варшавского – с другой уложили последнее звено БАМа. На путеукладчике Бондаря был большой портрет Анатолия Байкова и надпись: «Толя! МЫ ДОШЛИ!». Этого он уже не увидел.
Москва чествовала героев – БАМовцев. Был приём в ЦК комсомола. А бригадиру, Герою Социалистического труда, герою БАМа Александру Бондарю вспомнилась весна 1977 года. Звёздный. Он вышел из зала. Спросил: «Где тут можно купить цветы?» и, через несколько часов, с белыми розами, укутанными в газету, уже ехал в поезде «Москва – Соликамск» в Галич. Отсюда, поймав машину, устремился в Чухлому, чтобы возложить эти цветы на могилу своего друга, замечательного режиссёра Анатолия Байкова.
Решением ЦК ВЛКСМ Байков Анатолий Сергеевич (посмертно) был занесён в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ – за активное участие в сооружении Байкало-Амурской магистрали, большой вклад в организацию культурно-массовой работы среди строителей трассы. В Звёздном одна из улиц носит имя Анатолия Байкова. Разъезд Окусинская на БАМе переименован в разъезд Байкова. В Чухломском краеведческом музее есть экспозиция, посвящённая Анатолию Сергеевичу.