СТРУВЕ ПЕТР БЕРНГАРДОВИЧ 1870-1944
СТРУВЕ ПЕТР 07.02.1870 - 26.02.1944. Родился в Перми. Внук , основателя Пулковской обсерватории, сын губернатора и мемуариста. Выпускник Петербургского университета. Ученый (философ, экономист, историк), приват-доцент, политеческий деятель и публицист. В 1917 действительный член Российской академии наук. Теоретик «Легального Марксизма». Автор Манифеста 1го Съезда РСДРП в 1898. Участник Лондонского конгреса 2-го Интернационала. С 1900 либерал, член ЦК партии КаДетов, Депутат Государственной думы (всех созывов). Участник белого движения (член правительств при Деникине и Врангеле). Эмигрировал (в Софии редактировал журнал «Русская мысль»). Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа с женой АНТОНИНОЙ АЛЕКСАНДРОВНОЙ (1868-1943). Там же похоронены: СТРУВЕ АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ (1905-1951), СТРУВЕ ВЕРА КИРИЛЛОВНА (в браке кн. МЕЩЕРСКАЯ), СТРУВЕ ВАДИМ МИХАЙЛОВИЧ (капитан л-гв. Измайловского полка, 1894-1974), СТРУВЕ, урожденная КАТУАР, ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА 1896-1978, СТРУВЕ ЕЛЕНА КИРИЛЛОВНА (в браке ОРЛОВА), СТРУВЕ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ 1890-1949, СТРУВЕ МАРИЯ КИРИЛЛОВНА (в браке ШЕВИЧ), СТРУВЕ ПЕТР АЛЕКСЕЕВИЧ, протоиерей, доктор медицины, 1925-1968. Некоторые из детей: 1898-1985, АЛЕКСЕЙ. Жена ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА КАТУАР (Дочь обрусевшего француза, купца первой гильдии АНДРЕЯ-ГЕНРИХА КАТУАРА и его жены АЛЕКСАНДРЫ НИКОЛАЕВНЫ урожденной ЛОМАН 1864-1952, брат АНДРЕЙ ГЕНРИХОВИЧ КАТУАР, 1890-1976, сестра ОЛЬГА АНДРЕЕВНА по мужу ). Дети: ПЕТР 1925-1968 (протоиерей, погиб в автомобильной катастрофе), 16.02.1931, КОНСТАНТИН (Иеромонах САВВА) 1903-1948. Воевал в Белой армии в Сибири. Эмигрировал во Францию. Окончил Богословский институт в Париже (первый выпуск). Основал Сергиевское братство в Париже и занимался изданием "Сергиевских листков". После окончания Института принял монашество с именем Савва и подвизался в Прикарпатской Руси в г. Ладомирове (Чехословакия). Скончался в Ладомирове."Брокгауз и Ефрон":Струве, Петр Бернгардович - публицист, внук астронома В. Я. С.; род. в 1870 г.; вскоре по окончании курса на юридическом факультете СПб. унив. выпустил книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (СПб., 1894), давшую первое в русской печати изложение той программы, которая с средины 1890-х годов господствует в молодых кружках русской журналистики. В этих "Заметках", характера полемического, С., объявив себя учеником Маркса, противопоставил его доктрину экономического материализма "социологическому мировоззрению, традиционно господствующему в нашей прогрессивной литературе" и имеющему "два основных источника: 1) определенное учение о роли личности в истории и 2) непосредственное убеждение в специфическом национальном характере и духе русского народа и в особенных его исторических судьбах". По мнению С., идеалы создаются действительностью, а не действительность - идеалами; нравственность, право и общественные формы являются надстройками над экономическою базою; поэтому социология может игнорировать личность, как величину ничтожную. Сводя исторический процесс к смене экономических форм и рассматривая капитализм как неизбежную ступень этого развития, С. утверждал, что этот фазис должна пережить и Россия, что "отделение обрабатывающей промышленности от земледелия" (а вместе с тем и отделение рабочих, занимающихся в сельском хозяйстве, от рабочих, занятых в обрабатывающей промышленности) есть формула экономического роста России, отдельными, частными моментами которого явятся неотвратимые обезземеление части крестьянства и разложение общинного землевладения. Отвергая вообще личные идеалы, сводя значение личности к роли бесстрастного наблюдателя, С. закончил свои "Заметки" призывом: "признаем нашу некультурность и пойдем на выучку к капитализму". Уже в первом своем труде, однако, С. признал теорию экономического материализма философски не обоснованною и фактически не проверенною. В силу этого признания С. при свойственном ему нервном искании истины не мог застыть в доктринерском марксизме. Попытавшись найти философское обоснование экономического материализма в критической теории познания, С. вскоре убедился в противоречии между социологической и экономической формулами Маркса, отказался от его теории трудовой ценности, отверг фатальную необходимость падения капитализма в силу естественных законов экономики и признал в "социальных противоречиях" движущую силу общественных преобразований. Последним и наиболее характерным пунктом в этой эволюции идей является небольшая заметка С. о Лассале по поводу 75-летия со дня его рождении ("Мир Божий", 1900 г., № 11). Указав, что задачи государства Лассаль усматривал в сознательном устроении всей человеческой жизни на основе свободно признаваемого и в то же время общеобязательного морально-общественного идеала, С. признает необходимость "создания положительного миросозерцания на новых, более широких, т. е., в сущности, на старых идеалистических основах". Недавно еще восклицавший: "вперед, наука!" (т. е. экономический материализм), он заканчивает свою последнюю заметку призывом: "назад к Лассалю!". Под редакцией С. вышло много переводных книг, которые он обыкновенно снабжал предисловиями. Из журнальных статей его особенно выдаются: "Австрийское крестьянство и его бытописатель" ("Вестн. Европы", 1893, № 7); "Немцы в Австрии и крестьянство" (там же, 1894, № 2); "Основные понятия политической экономии" ("Мир Божий", 1896, № 2); "Свобода и историческая необходимость" ("Вопросы философии и психологии", 1897, № 1); "Еще о свободе и необходимости" ("Новое слово", 1897); "Очерки из истории общественных идей и отношений в Германии" (там же, за подписью С. Т. Р.). С марта по декабрь 1897 г. С. был фактическим редактором "Нового слова" (вместе с М. И. Туганом-Барановским), в котором вел внутреннее обозрение ("Текущие вопросы внутренней жизни"), а под псевдонимом Novus поместил ряд статей "На разные темы", между прочим, и критико-литературные. В 1899 г. С. был фактическим редактором (также вместе с М. И. Туган-Барановским) журнала "Начало", в котором вел внутрен. обозрение и напеч. ст. "Попытки артельной организации крепостных крестьян". После закрытия "Начала" С. стал писать в "Мире Божьем" ("Основные моменты в развитии крепостного хозяйства в России в XIX в.", 1899 и др.), в "Жизни" ("К критике некоторых основных проблем и положений политической экономии", 1900) и в "Северном курьере" ("Усложнение жизни", "Высшая ценность жизни" и др.). С. поместил также ряд ст. в "Arch. f. soz. Gesetzgebung und Statistik" Брауна (важнейшая "Die Marxische Theorie der soz. Entwickelung", 1899), в "Neue Zeit." ("Zwei unbekannte Aufs a tze von K. Marx aus d. 40 J.", 1896) и в "Soziol polit. Zentralblatt" (позже "Soz. Praxis"), в последнем статьи об экономич. развитии в России. В настоящем словаре С. поместил ст. Заработная плата, Картели, Лассаль, Маркс, Рабочий класс и др.
Сообщение отправлено: 14 июня 2005 13:57 (
Ne administrator)
Сообщение отредактировано: 9 июля 2006 21:15 |