КАПУТОВСКИЙ АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОВИЧ (01.04.1894 - 15.06.1921)
Военный летчик. Родился 01 апреля 1894 г., сын священника села Докудова Ельнинского уезда Смоленской губернии . В 1904 г. в возрасте 10 лет поступил на учебу в Рославльское духовное училище, которое закончил в 1908 г. по 1 разряду ("на отлично") и был переведен в Смоленскую духовную семинарию, где проучился полных 4 класса (из 6-ти необходимых). В 1912 г. после окончания 4-го класса уволился из семинарии по собственному желанию (аттестат №744 от 19 июня 1912 г. об окончании Смоленской духовной семинарии, полностью "на отлично").
Поступил для продолжения обучения 31 августа 1912 г. в Николаевское инженерное училище в Санкт-Петербурге. Аттестация, данная Александру Капутовскому младшим офицером роты, заведующим классом, в сентябре 1912 г.: "
Тихий, скромный, старательный. Поступив в училище со стороны, усердно вникал в военную жизнь и быт училища и не без успехов. К училищу и своему новому положению быстро привык: поведения примерного и учится хорошо. Нравственно не испорченный, а душой ещё совершенно ребёнок. С товарищами живёт дружно. Физически развит хорошо. Капитан Кольцов". Заключение ротного командира (сентябрь 1912 г.): "
В общем хорошо. Несмотря на то, что поступил со стороны, очень хороший строевик и гимнаст. Подполковник Журин". Окончил училище в августе 1914 г. С сентября по ноябрь 1914 г. обучался в Военной авиационной школе в Гатчине, где 30 ноября сдал полётный экзамен (будучи уже в звании подпоручика). В январе 1915 г. приказом по Военно-инженерному ведомству удостоен звания "военный лётчик" и назначен в 19-й корпусный авиационный отряд. С октября 1916 г. - поручик, с 17 июля 1916 г. - командир 5-го авиаотряда истребителей. Принимал участие в военных действиях Первой мировой войны. В октябре 1917 г. командирован в Николаевскую военную академию (Всероссийская академия Генерального штаба) в Петроград на сокращённые курсы 3-ей очереди, младший класс (условный год выпуска 3-й очереди ускоренных курсов - 1918 г.).
Награды: ордена Св. Станислава 3-й ст. с мечами и бантом, 2-й ст. с мечами; св. Анны 4-й ст. с надписью "За храбрость", 3-й ст. с мечами и бантом, 2-й ст. с мечами.
Во время Гражданской войны прошел следующий путь:
1918 г. – Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА);
1918-1920 гг. - Добровольческая армия, Вооруженные силы на Юге России (ВСЮР), Русская армия генерала П.Н. Врангеля.
18 февраля 1921 года Александр приехал в Литву и поступил на службу в Литовскую авиацию – преподавал в учебной эскадрилье основы высшего пилотажа, а также служил в 1-ой эскадрилье. По воспоминаниям Й. Пранцкявичюса (J.Pranckevičius): «В марте - апреле были наняты в эскадрилью Капутовский (русский) и Командель (немец), - оба имели большой опыт». Вот так бывшие противники оказались в одной команде. Не имевшая в то время достаточно своих авиаспециалистов, Литва принимала и «легионеров». Из воспоминаний И. Гароля (J. Garolis): «... теорию авиации преподавал по-русски лётчик Капутовский, другие предметы по-литовски, ещё один из предметов по-русски – эстонец, служивший у нас наблюдателем…Маленький Вавилон».
На службе Александр пользовался глубоким уважением своих коллег, показал себя как хороший лётчик, великолепно освоивший высший пилотаж, любил риск. Для своего удовольствия на самолете Halb. CL - IV он выполнял мёртвые петли, на которые не отваживались даже немецкие лётчики, служившие в Литве. После выполнения петель крылья самолёта деформировались и прогибались. У Александра в ангаре были сделаны специальные деревянные козлы, на которые он помещал самолёт крыльями вниз. Под воздействием собственного веса через какое-то время самолёт восстанавливал свои первоначальные формы.
15 июня 1921 года на недавно отремонтированном немецком самолёте Halb. CL - IV (бортовой номер 5814) Александр поднялся в воздух, имея в кабине для лётчика наблюдателя младшего инженера Э.Вацета (E. Vacetas). Из воспоминаний подполковника Л.Пясецкого (L. Peseckas): «Много раз он говорил, что на Halb. петель делать нельзя, - недостаточна прочность». Однако, несмотря на это, на самолёте, поднявшемся примерно на 1000 метров, Александр сделал сначала первую "мёртвую петлю", а при выполнении второй самолёт перешёл в штопор, стал неуправляемым и на большой скорости начал падать на землю. На высоте 300 метров, не выдержав перегрузки, самолёт начал рассыпаться на части. Из самолёта выпали оба лётчика, а обломки упали на остатки железных ферм сгоревшего ранее ангара.
Из воспоминаний аэродромного фотографа В. Жуковского (V.Žukauskas): «... И вдруг, как облако дыма окутало самолёт. И в одно мгновение он весь рассыпался в воздухе на отдельные части ... Потом я увидел, что из разломившегося самолёта выпал один, потом второй лётчик. Парашютов тогда не было, и они в полном сознании падали на землю примерно с высоты в 1000 метров. Один из них странно хватался за воздух руками, а за ними следовали, грустно раскачиваясь, сломанные части крыльев и фюзеляжа».
Из воспоминаний майора авиации Ё. Микенас: «Получается, что самолёт Halb. CL - IV был слишком хрупким. Капутовский, хорошо владевший тайнами высшего пилотажа, незадолго до трагедии после полёта в ангаре ремонтировал крылья самолёта, выпрямляя их. Он все знал, но, несмотря на это, всё равно пошёл на риск, выполняя фигуры высшего пилотажа».
17 июня прошли торжественные похороны погибших лётчиков в сопровождении оркестра и большой толпы людей. Гробы с останками были установлены на фюзеляже самолёта. Во время движения процессии над Ковно летало несколько самолётов лётчиков, желавших проститься с погибшими друзьями. Александр Капутовский был похоронен на Ковенском православном кладбище.
P.S. Из приказа №37 от 22 июня 1921 г. начальника военной авиации: «Вольнонаёмного военного лётчика 1-ой эскадрильи Александра Капутовского и вольнонаёмного младшего инженера механика Эдуарда Вацета, упавших и разбившихся 15 июня этого года в 19 часов 18 минут с высоты около 1000 метров при испытании в воздухе HALB CL - IV №5814 после не выхода из выполненной мёртвой петли, считать погибшими при исполнении служебных обязанностей и вычеркнуть из списка лиц, служащих в воздушном флоте».
Источники:
1) РГВИА, ф. 409, "Послужной список Николаевского инженерного училища"
2) РГВИА, ф.2008, "Дело на подпоручика инженерных войск Капутовского"
3) Ганин А. В. Корпус офицеров Генерального штаба в годы Гражданской войны 1917-1922 гг.: Справочные материалы. – М.: Русский путь, 2010. (стр. 238, 512)
4) «Незабытые могилы. Российское зарубежье: некрологи 1917-1999 г. в шести томах», составитель В.Н. Чуваков, том 3 «И-К», Москва, 2001 г.
5) "Смоленские епархиальные ведомости"
6) Форум
7) Литовский сайт «История Литовской авиации 1919-1940 гг.»: ,
8) S. Lukšys, R.Mintautas, J. Monkevičius, PALŪŽĘ SPARNAI, Viliaus Užtupo leidykla, Vilnius 1997, стр.17.
7) А. Liekis, LIETUVOS KARO AVIACIJA(1919-1940),Lithuaniae Academia Scientiarum, 1999, стр. 269-271.