САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ АВТОМОБИЛЬ-КЛУБ (СПАК) – один из старейших и влиятельных автоклубов в России, основанный в столице 24.11.1902 на учредительном собрании из 14 энтузиастов автомобилизма и автомотоспорта. Большую организационную работу по созданию клуба провёл А.П. Нагель, который подготовил для обсуждения и зачитал проект устава создаваемого клуба. На втором собрании клуба 09.12.1902 в гостинице «Англетер» был утверждён проект значка клуба. На общем собрании 26.01.1903 членов СПАК в количестве 26 человек был избран временный комитет, в который вошли В.А. Рейс (председатель), В.А. Лебедев и Е.М. Кузьмин. Официально клуб получил право на существование с 26.02.1904 – со дня утверждения устава СПАК; по этому поводу 14 марта состоялось собрание членов-учредителей, а 21 марта – общее собрание (присутствовало 22 человека из 94 членов клуба). В период 1-й Русской революции 1905-1906 гг. активность клуба была слабая, а число его членов стало сокращаться – с 54 членов в 1905 г. до 9 человек к концу 1906 г. С 1907 г. председателем стал П.Н. Беляев и деятельность клуба вновь стала оживать, к концу 1912 г. в клубе состояло уже 80 человек, а к середине 1914 г. число членов СПАК приблизилось к 200 человек. Вступительный взнос в 1905 г. составлял 10 руб., а членский 15 руб в год, с 1907 года взносы были повышены до 15 руб.– вступительный и – 25 руб – ежегодный членский, a с 1916 года вступительный и членские взносы были установлены из-за инфляции до 50 рублей каждый. Изначально клуб имел целью «распространение автомобилей, поощрение автомобильной техники и промышленности, сближение автомобилистов и упорядочение езды по городу», позже цели клуба были значительно расширены. В начале 1903 г. журнал «Автомобиль» писал: «Как всякий из нас знает, клубы и общества, в том числе и спортивные, могут быть двух родов: действующие и бездействующие. Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб принадлежит к первой категории. У него есть помещение (Невский пр. 61) и гараж на 30 автомобилей». При гараже СПАК находилось «Техническое бюро» – авторемонтные мастерские и агентура по продаже французских автомобилей Renault и бельгийских мотоциклов Sarolea. В техническом отделе «Автомобиль-Клуба» все желающие могли также приобрести различные автомобильные принадлежности и запчасти, аккумуляторы, инструменты, бензин и смазочные материалы; для членов СПАК были предусмотрены значительные скидки. С 01.09.1907 клуб получил новое помещение в доме 108 на Невском проспекте. В 1910-1911 гг. клуб переехал на Боровую улицу, дом 10. В последующие годы адрес клуба менялся: Владимирский пр. 8, вновь (1914 г.) Боровая, дом 10 квартира 4. Перед революционными событиями в России 1917 г. свою квартиру номер 3 на Литейном проспекте в доме 36, для клуба предоставил А.П. Нагель, здесь также располагалась редакция его журнала «Автомобиль». Дом исторический, здесь жили: Некрасов, Добролюбов, Пирогов, певец Фигнер, о чём свидетельствуют 4 мемориальные доски. Деятельность СПАК благотворно сказывалась на развитии автомобилизма и автомотоспорта не только в столице, но и в целом по России. Проводилось большое число автопробегов и рекордных заездов на верстовых гонках. Основным местом проведения автогонок и ежегодных рекордных заездов служило Волхонское шоссе. Для мотогонок использовался разборный деревянный трек в Михайловском манеже. Активное участие клуб принял в организации и проведении первых в России международных автогонок и международных автомобильных выставок. Последняя спортивная программа СПАК в сезоне 1914 г. включала: февраль – гонка по льду Санкт-Петербург – Кронштадт; 27 апреля – открытие летнего сезона, товарищеская поездка в имение Рябово; 11 мая – ежегодная традиционная гонка на 1 версту на Волхонском шоссе; 18 мая – международная кольцевая гонка «Большой Приз СПАК»; 24-26 мая – поездка в Гунгербург; 15 июня – товарищеские поездки-прогулки членов клуба; 13 июля – поездка в Финляндию; 20 июля – гонка мотоциклеток; 8 сентября – закрытие сезона, поездка в Павловск. «Санкт-Петербургский Автомобиль-Клуб» состоял под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества Великого Князя Сергея Михайловича*. Председательствовали в клубе в разные годы: владелец фабрики «Титан» В.А. Рейс (1903-1907), победитель первой в России «гонки моторов» П.Н. Беляев (1907-1912), известный автомобилист доктор В.П. Всеволожской (1912-1916), бывший командир 1-й Автомобильной учебной роты, начальник Военной автомобильной школы генерал-майор П.И. Секретев (1917) и после Февральской революции до конца 1917 гoда снова доктор Всеволожской. Великий князь Сергей Михайлович * П.Н. Беляев Г.А. Дюперрон В.А. Лебедев А.П. Нагель В.А. Михайлов С.А. Овсянников П.М. Пузанов В августе 1914 с началом войны с Германией город Санкт-Петербург был переименован в Петроград и соответственно изменилась эмблема клуба и его название – «Петроградский Автомобиль-Клуб» (ПАК). Во время первой мировой войны 1914-1918 гг. клуб сыграл большую роль в обеспечении автомобильного обслуживания русской армии, включая формирование санитарно-автомобильных отрядов. В советское время его преемником стал Ленинградский автомотоклуб. Таблица 1. Состав членов-учредителей СПАК, 1902-1903 гг. В.А. Рейс – председатель | П.М. Пузанов | В.А. Пруссаков | С.Н. Корибут-Кубитович | Ф.А. фон Гейман | Н.Н. Лохвицкий | К.И. Капустин | Н.Н. Фигнер | А.П. Нагель | В.М. граф Стенбок | Б.С. Постников | Н.Г. Кузнецов | М.А. фон Витт | П.Н. Беляев | С.И. Окулич-Казарин | В.А. Михайлов | М.Е. Зиман | Ф.И. Танской | Г.А. Дюперрон | Е.М. Кузьмин | А.А. Марков | В.А. Лебедев | Таблица 2. Состав руководящих органов СПАК, 1902-1907 гг. Руководство клуба: | Техническая комиссия: | В.А. Рейс – председатель | А.А. Коровин | П.Н. Беляев - товарищ председателя ( | Б.С. Постников | Члены комитета: | Ф.И. Танский | К.И. Капустин – казначей | Н.Г. Кузнецов | В.А. Михайлов – командор | И.А. Голубов | С.А. Степанов - секретарь | Ревизионная комиссия: | Ф.А. фон Гейман - секретарь | Ж.Д. Шторн | А.П. Нагель | Е.Е. Колесников | Б.В. Фарих | П.Н. Терлецкий | Доктор Всеволожской на автомобиле Pipe и члены президиума СПАК во время пробега Петербург – Рига – Петербург, 1909 год. Таблица 3. Состав комитета и комиссий СПАК, 1913 г. В.П. Всеволожской | председатель | Спортивная комиссия: | Н.И. Котович | заместитель | И.Я. Галковский | председатель | С.А. Степанов | секретарь | А.А. Дерингер | | Р.М. Дидерих | казначей | Т.Я. Торнтон | Н.Г. Кузнецов | командор | Техническая комиссия: | А.П. Нагель | член комитета | В.П. Всеволожской | председатель | Т.А. Балкашин | член комитета | Н.Г. Кузнецов | | Ревизионная комиссия: | А.И. Ефрон | Ф.А. Стивенс | председатель | В.А. Зенченко | Н.П. Головин | | В.А. Михайлов | К.А. Большаков | В.И. Шишкин | Е.В. Рожин | юрисконсульт | В.Х. Беккер | П.Г. Кондржевский | доктор | | Таблица 4. Состав комитета и комиссий СПАК, 1914 г. В.П. Всеволожской | председатель | Спортивная комиссия: | Н.И. Котович | заместитель | Н.Г. Кузнецов | председатель | С.А. Степанов | секретарь | В.И. Шишкин | | Р.М. Дидерих | казначей | А.Ф. Баталин | Н.Г. Кузнецов | командор | Г.М. Суворин | А.Ф. Бубырь | член комитета | Е.И. Шарко | Т.А. Балкашин | член комитета | М.М. Егоров | Ревизионная комиссия: | Техническая комиссия: | Ф.А. Стивенс | председатель | В.П. Всеволожской | председатель | Н.П. Головин | | М.М. Оганесов | | Н.П. Овсянников | А.И. Ефрон | Е.В. Рожин | юрисконсульт | Ф.Ф. Баталин | В.В. Моментович | доктор | Г.Г. Рейс | Таблица 5. Состав комитета и комиссий ПАК, 1916 г. В.П. Всеволожской | председатель | Спортивная комиссия: | Г.В. Босняцкий | заместитель | Е.И. Шарко | председатель | И.И. Бибиков | секретарь | В.И. Шишкин | | Р.М. Дидерих | казначей | М.М. Егоров | А.Ф. Бубырь | член комитета | Д.Н. Талалаев | Г.С. Иоаниди | член комитета | Р.Ф. Островский | Д.Н. Талалаев | член комитета | А. Рождественский | М.М. Егоров | член комитета | А.Г. Кох | А.Ю. Дитмар | член комитета | Котловский | Я.М. Берлин | член комитета | Дембовский | Т.А. Балкашин | член комитета | Полянский | Техническая комиссия: | М.М. Оганесов | Е.Ф. Климович | Г.С. Иоаниди | Ф.Ф. Баталин | М.Б. Фабрикант | А.М. Пашкевич | Л.В. Дехтярёв | А.П. Нагель | Н.Н. Пантелеев | | Таблица 6. Состав комитета и комиссий ПАК, январь 1917 г. П.И. Секретев | председатель | Спортивная комиссия: | вакансия | заместитель | Н.Г. Кузнецов | председатель | вакансия | секретарь | Е.И. Шарко | | Р.М. Дидерих | казначей | Г.А. Суворин | Н.Г. Кузнецов | командор | Ревизионная комисия: | А.Ф. Бубырь | член комитета | Ф.А. Стивенс | председатель | Т.А. Балкашин | член комитета | А.Ю. Дитмар | | Е.В. Рожин | юрисконсульт | С.К. Будзынский | В.В. Моментович | доктор | Техническя комиссия: | В.А. Михайлов | М.М. Оганесов | А.М. Пашкевич | А.И. Ефрон | *Великий Князь Сергей Михайлович (Сергiй Михаилович) Романов Сергей Михайлович 1869-1918. Младший сын Великого Князя Михаила Николаевича, брата ЕИВ Александра II. служил артиллерийским офицером. При Императоре Николае II был генерал-инспектором артиллерии. Сергей Михайлович был близким другом Царя и находился при Государе в ставке до последних дней существования Российской Империи. 20.05.1918 Великий Князь был арестован большевиками и заключен в тюрьме г. Алапаевска Пермской губернии. 18.07.1918 растрелян на шахте Нижняя Селимская в 18 км от Алапаевска и мертвым сброшен в шахту. ЛИТЕРАТУРА: Мелентьев Ю.А. Автомотострасти Росийской Империи. СПб. 2005 Пашкевич А.М. Автомобильный справочник СПб 1913 - 1914 гг. СПб. 1914 Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. Москва. 2003 Шляхтинский К.В. Автомобили в России. Москва. 1993 Шляхтинский К.В. Россия: гении и дороги. Москва. 2007 Prinz Heinrich – Fahrt und Bilder aus dem Sportleben 1911. Hannover. 1912 © Melentjew & Kiriletz Публикация 1914 года.
|