Александр Иванович Панфилов родился в феврале 1808 г. в Петербурге. В 1821 поступил в Морской корпус. В 1824 г. юношу произвели в мичманы. Побывал в плаваниях к Исландии, к Портсмуту. Стал членом экипажа корвета «Наварин», крейсирующего в Средиземном море под командой П.С. Нахимова. В 1834 г. Панфилов был переведён вместе с Нахимовым на Черноморский флот старшим офицером линейного корабля «Силистрия», затем командовал тендером «Луч». «Луч» крейсировал в 1836 и 1837 годах у Черноморского побережья Кавказа, после чего перешёл в Константинополь и поступил в распоряжение чрезвычайного посланника. В 1838 г. с тендером молодой офицер вновь оказался у берегов Кавказа и участвовал в высадке десанта при реке Туапсе 12 мая 1838 года.
В ночь на 31 мая ураган при реке Туапсе погубил все стоящие на рейде суда. Команда тендера «Луч» едва спаслась. Двое матросов утонули, один был убит и четверо ранены. Самому Панфилову пушечным станком придавило ногу. Тем не менее, он смог привести экипаж к своим. В письме А.С. Меншикову М.П. Лазарев писал: «Суда погибли, но действия и распоряжения командиров в опасностях, которые их окружали, заслуживают особого внимания, в особенности лейтенанта Панфилова, который в бурю, выплывая с командой на берег противу толпы вооружённых и стреляющих из ружей черкес, прочистил себе дорогу ничем другим, как отражая нападения их каменьями и обломками вёсел….». За усердие при спасении экипажа Панфилова наградили годовым окладом жалования.
По предписанию военного министра А.И. Чернышева от 15 января 1839 г. начальником Черноморской береговой линии назначили Н.Н. Раевского, а к нему придали дежурным штаб-офицером по морской части капитан-лейтенанта Панфилова. В том же году моряку вновь пришлось участвовать в десанте. В приказе на высадку в устье реки Субаши (Шахе) М.П. Лазарев поручил Корнилову командовать гребными высадочными судами, а в помощь для командования правым флангом дал капитан-лейтенанта Панфилова. Гребные суда должны были идти к берегу двумя плотными линиями, причём передовым следовало вести огонь из небольших носовых пушек, чтобы не позволить неприятелю выйти к берегу после прекращения огня кораблей.
Ещё до десанта Панфилов как дежурный офицер провёл подготовку к высадке, зафрахтовал 9 купеческих судов и до прибытия флота успел нагрузить их тяжестями отряда, инструментом для строения укреплений, лошадьми, рабочими волами, телегами, фуражом и прочим. Привёз и необходимое количество каменного угля для пароходов.
При высадке десанта у реки Субаши 3 мая 1839 г. капитан-лейтенант командовал одним из флангов десантных гребных судов.
Действовали моряки чрезвычайно слаженно и успели высадиться до того, как к берегу прибежали черкесы.
Высадка при Субаши
Едва войска успели выйти на берег, едва успели выгрузить два горных орудия и выслать передовые цепи, как толпа более тысячи горцев хлынула на равнину и молча, без выстрела понеслась на передовое прикрытие. Впереди всех бежало несколько мулл в белых чалмах. Подбежав, горцы со страшным гиком кинулись на передовую цепь. «Мне кажется, — говорит в своих записках очевидцев этого боя Н.И. Лорер, — что я никогда не забуду страшного впечатления, произведенного на нас этой неожиданной атакой. Два предводителя горцев верхами на белых конях отважно неслись впереди толпы». Генерал Кашутин бросился с батальоном Тенгинского полка, но горцы, выхватив шашки, дерзко шли вперед. В это самое мгновение 3-й батальон Навагинского полка подполковника Танского появился на равнине из чащи леса, ударив в штыки во фланге неприятелю с барабанным боем и криком «ура». Черкесы приостановились, начали стрелять и подались назад. Но было поздно — охваченные с двух сторон навагинцами, они бились отчаянно в рукопашной свалке, отступая в то же время шаг за шагом.
Несколько матросов с гребных судов, горя желанием участвовать в этом блестящем деле, бросились в ряды Навагинцев вслед за капитаном 2-го ранга Корниловым, капитанами-лейтенантами Панфиловым и Ивановым, флигель-адъютантом Глазенапом и другими офицерами. Мичман 5-го флотского экипажа Фредерикс, бросился в свалку и был поражен пистолетным выстрелом в живот навылет. Первую помощь мичману оказал художник Айвазовский И.К. Матрос 41-го экипажа Александр Селезнёв обратил на себя общее внимание примерною храбростью: он заколол штыком двух черкесов, бросившихся на него с шашками.
Исследователь топонимики Сочи В.И. Ворошилов считает, что название ущелья на окраине Головинки «Матросская щель» получено в честь подвига моряков, участвовавших в этом десанте.
Следующий раз Панфилов участвовал в высадке десанта при Псезуапсе. Ещё до завершения постройки у Субаши, 30 июня, прибыла эскадра для перевозки войск, но была вынуждена удалиться до завершения строительства укрепления. Вечером 3 июля эскадра прибыла вторично, но не дошла до места из-за штиля и сильного течения. Н.Н.Раевский писал в журнале: «Ночью на 4-е число сделался сильный с моря ветер. Эскадра вынуждена была удалиться. Между тем, в эти три дня с необыкновенной деятельностью и распорядительностью капитан-лейтенант Панфилов погрузил все тяжести на военные транспорты и зафрахтованные суда…»
5 июля эскадра прибыла к берегу, 6 июля начала погрузку войск. Ею распоряжались дежурный штаб-офицер по морской части капитан-лейтенант А.И. Панфилов и капитан-лейтенант Н.Х. Кокараки. В 8 часов утра начался прибой, постепенно усиливаясь, он затруднял амбаркацию; в полдень она прекращена. Прибой разломал все временные пристани, многие гребные суда повреждены. По неимению пристаней солдаты шли водою к гребным судам, набегавшие валы покрывали их совершенно, но, пользуясь отливом вала, моряки вытаскивали солдат на гребные суда. Погрузка артиллерии представила чрезвычайные затруднения. При всем том вся амбаркация кончена к 8 часам вечера без всякого несчастья. Ночью подул ветерок с берега, эскадра снялась с якоря и в 8 часов утра 7 июля была уже против реки Псезуапе.
Высадку при Псезуапсе произвели утром 7 июля. Вновь Панфилов руководил флангом гребных судов, на сей раз левым. Несмотря на то, что после высадки первой волны десанта ветер и волнение усилились, Панфилов и другие офицеры, командовавшие гребными судами, делали почти невозможное, организуя выгрузку среди волн прибоя. Доставка на берег подкреплений и артиллерии позволила войска оттеснить неприятеля и закрепиться. Командовавший эскадрой С.П. Хрущев среди других отличившихся упомянул и Панфилова.
16 апреля 1841 г. Панфилова за отличие произвели в капитаны 2-го ранга. Он находился в Керчи для распоряжения перевозкой грузов и войск в укрепления Черноморской береговой линии, потом находился в экспедиции против горцев. В 1844 году, командуя восемью азовскими барказами с десантом, Панфилов участвовал в десанте против контрабандистов в ущелье Чемитоквадже (Зубова щель). Десант вступил в бой с черкесами, были сожжены два контрабандных судна и захвачена трёхфунтовая пушка турецкого производства.
Командуя семью азовскими баркасами, Панфилов высадил в ночь с 1 на 2 апреля 1845 г. десант у мыса Мамая (Мамайки), к живущим там шапсугам, сжёг судно контрабандистов и взял ещё одно орудие.
С 1849-го по 1853 г. Панфилов командовал флагманским кораблём вице-адмирала П.С. Нахимова «Двенадцать Апостолов». Это был один из лучших кораблей того времени.
С ноября 1853 года контр-адмирал Панфилов командовал отрядом пароходофрегатов и участвовал с ними в Синопском сражении. Занимались тем, что отводили во время сильной зыби далее от горящих неприятельских судов парусные корабли Черноморского флота. Наиболее повреждённые корабли пароходы отбуксировали до Севастополя.
По возвращении в Севастополь пароходный отряд Панфилова продолжал активные действия. Утром 5 декабря 1853 г. Панфилов с пароходами «Крым», «Одесса», «Херсонес» вышел к Батуму, чтобы перехватить три турецких парохода, угрожавшим Черноморской береговой линии.
Как только в Чёрное море вошла англо-французская эскадра под командованием Э.Лайонса, положение укреплений Черноморской береговой линии стало чрезвычайно опасным. Снятие гарнизонов было поручено пароходному отряду Панфилова. Имея флаг на пароходофрегате «Крым», с отрядом пароходов и транспортов Панфилов успешно выполнил задание 4 и 5 марта 1854 г., вывезя солдат, женщин и вольнопромышленников (8849 человек) в Новоросссийск.
3 июня 1854 г., командуя отрядом из шести пароходофрегатов, Панфилов пытался преследовать группу английских и французских пароходов и 2,5 часа вёл с ними перестрелку. Догнать их не удалось из-за малой скорости русских пароходов.
После высадки союзников в Крыму, Панфилов стал начальником 3-го отделения оборонительной линии Севастополя. Был одним из самых авторитетных руководителей обороны города славы русских моряков.
Севастополь
27 августа 1855 г. Панфилов последним оставил Южную сторону Севастополя…
После Крымской войны служил на Балтике. 1 января 1866 г. стал адмиралом. Скончался А.И. Панфилов 13 мая 1874 года и похоронен в Санкт-Петербурге.
Генерал Г.И. Филипсон писал о Панфилове: «Это была олицетворённая доброта и честность. Отличный практический моряк, он был довольно плохо образован. Умственные способности его были не выше среднего уровня, но самыми замечательными чертами его характера были: чувство долга, энергия и беззаветная храбрость, без всякого притязания на эффект. На берегу он любил весело пожить, на море же был строгий и справедливый начальник… С первого знакомства и до самой смерти я был с ним в искренней дружбе. Да будет мир душе его!»
* * *
Здесь же, по просьбе Александры Гандолфи, которой хотелось разобраться со своими предками по линии Панфиловых, публикую биографию отца адмирала Панфилова А.И., которую тоже нашла в интернете: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/98634/
Панфилов, Иван Кузьмич — кораблестроитель, отец адмирала Александра Ивановича П. (см.), род. в 1764 г. Начав службу ластовым подмастерьем по кораблестроительной части в ведомстве Адмиралтейства, П. в 1798 г. получил первый чин, а в 1800 г. — звание корабельного подмастерья. С этих пор он постоянно и с отличием работал над постройкой судов: в 1800 г. он получил чины 13-го и 12-го класса за участие в постройках, спуск и проводку на камелях 74-пушечных кораблей: "Зачатие св. Анны" и "Михаила", 130-пушечного "Благодати" и 84-пушечного "Рафаила". В 1803 г. П. вышел в отставку с чином 9-го класса, но уже в 1806 г. (7-го февраля) "по приглашению начальства" снова поступил на службу с званием помощника корабельного мастера и был командирован в Олонецкую губернию на Серьмянскую пристань для заготовки материалов, а потом переведен снова в Петербург в Главный гребной порт; здесь он занимался починкой кораблей и получал командировки для осмотра судов в Ригу и Архангельск. В 1819 г. выйдя в отставку, П. в следующем году поступил корабельным мастером в Кронштадтскую контрольную экспедицию, где в 1821 г. за отличие получил орден св. Владимира 4-й ст., а в 1827 г. при новом образовании Морского Министерства определен был по Высочайшему повелению непременным членом Учетного Кораблестроительного Комитета. Умер он в 1835 г. Формулярный список 1828 г.; Архив Капитула Орденов; Опис. дел Архива Морского Министерства, т. III, СПб., 1882 г., стр. 834. Б. Л. {Половцов} Количество посещений с 22.07.2010 |