Председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба
Василий Павлович Всеволoжскoй 1871 - ?
Председатель Санкт-Петербургского/Петроградского Автомобиль-Клуба (СПАК/ПАК, 1912-1916 гг. и с весны до осени 1917 г.). На эту должность потомственный дворянин доктор В.П. Всеволoжскoй* был избран 24 февраля 1912 года на собрании СПАК. Действительный член Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО). Почётный председатель Царскосельской Автомобильно-Спортивной Дружины (ЦСАСД) и Царскосельского Автомобильно-Спортивного Общества (ЦСАСО), активный деятель автомобилизации и автоспорта в Российской Империи и Санкт-Петербурге, доктор медицины, главный врач больницы в поселке Рябово Петербургской губернии. Василий Павлович Всеволoжскoй призёр автопробега 14-18 августа 1909 года по маршруту Санкт-Петербург - Рига - Санкт-Петербург (1177 км), в котором он участвовал на бельгийском автомобиле «Пип 12/24 л.с.» и занял первое место в категории IV, получив дополнительно две награды - приз города Риги и переходящий кубок Данилова и Нобеля. В пробеге на приз Императорa Николая II 16-30 июня 1910 года (Санкт-Петербург - Киев - Москва - Санкт-Петербург) доктор Всеволoжскoй на машине «Пип» прошел всю дистанцию 3200 км без штрафных очков и получил особый приз В.В. Гудовича.
В.П. Всеволoжскoй. на автомобиле Pipe 12/24 СV. Рижский пробег 1909.
Доктор Всеволожской был организатором, судьёй и участником многих соревнований по автоспорту. Он активно содействовал автомобилизации армии, участвовал на своем автомобиле в военных маневрах 10-13 августа 1910 года близ Красного Села. С 1912 года Василий Павлович Всеволoжскoй стал инициатором и руководителем Всероссийской добровольной автомобильной дружины, призванной помогать Военному ведомству. Под его руководством разрабатывалось положение о Дружине и готовилась законодательная инициатива для предания ей официального статуса. В том же году доктор Всеволожской стал одним из организаторов и активных участников испытательного автопробега Военного ведомства, проведенного 24.05-11.06.1912 по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Двинск - Вильна - Ковно - Гродно - Барановичи - Минск - Орша - Смоленск - Вязьма - Юхнов - Москва - Тверь - Кресты - Новгород - Санкт-Петербург. В 1916 году зауряд-полковник В.П. Всеволoжскoй стал помощником начальника Всероссийской авиационно-автомобильной дружины. Доктор Всеволoжскoй y автомобиля Pipe 12/24 СV, пробег Петербург-Рига-Петебург, 18 августа 1909. Фотография издательства Continental Pneumatik (Германия). Согласно ежегодным «Автомобильным справочникам С.П.Б.», издаваемых инженером А.М. Пашкевичем, в списке владельцев автомобилей в Санкт-Петербурге на 13 августа 1912 года значились пять бельгийских автомобилей «Пип» под номерными знаками 102, 103, 104, 130 и 131, записанными на имя его жены, Лидии Филипповны Всеволoжской по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гоголя, 22. А на 1 июля 1913 года на имя графини Л.Ф. Всеволожской были зарегистрированы уже по адресу Морская ул., 53 три автомобиля «Пип» с кузовами торпедо (2) и лимузин (1) под номерами 356, 358 и 359.
Лидия Филипповна Всеволoжская, урожденная Собинова, по первому браку Маркс, умерла 05.02.1932 в Париже. Владелица популярного российского журнала «Нива» и книгоиздательства «Маркс». В 1906 году графиня приобрела имение Рябово Петербургской губернии, ставшее одной из любимых целей летних «автомобильных прогулок» известных столичных автомобилистов, коллег Василия Павловича по Санкт-Петербургскому Автомобиль-Клубу. После Октябрьской революции 1917 г. В.П. и Л.Ф. Всеволoжские эмигрировали во Францию. Рекламные объявления бельгийской фирмы Compagnie Belge de Construction Automobile Pipe. Только машины этой марки были во владении Всеволoжских. Организаторы испытательного пробега Военного ведомства. На переднем плане автомобиль Pipe доктора Всеволoжского.СПб, Марсово поле, 1912 год.
*В оригинальных документах и прессе начала ХХ века постоянно встречаются четыре варианта написания фамилии Василия Павловича – Всеволoжской, Всеволжской, Всеволожский и Всеволжский.
Иллюстрации из коллекции автора.
Автор выражает глубокую благодарность за помощь соратникам - Ю.А. Мелентьеву и В.М. Маслову.
© Kiriletz
|