Версия для печати

-   Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника //baza.vgd.ru
--  Капризы памяти //baza.vgd.ru/18/
--- Василий Павлович Всеволoжскoй //baza.vgd.ru/18/76809/



Автор статьи: Станислав Кирилец
Первоисточник: личный сайт И.М.Яковлевой


Председатель Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба
(http://www.radikal.ru/) (http://www.radikal.ru/) (http://www.radikal.ru/) (http://www.radikal.ru/)

Василий Павлович Всеволoжскoй
1871 - ?



     Председатель Санкт-Петербургского/Петроградского Автомобиль-Клуба (СПАК/ПАК, 1912-1916 гг. и с весны до осени 1917 г.). На эту должность потомственный дворянин доктор В.П. Всеволoжскoй* был избран 24 февраля 1912 года на собрании СПАК. Действительный член Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО). Почётный председатель Царскосельской Автомобильно-Спортивной Дружины (ЦСАСД) и Царскосельского Автомобильно-Спортивного Общества (ЦСАСО), активный деятель автомобилизации и автоспорта в Российской Империи и Санкт-Петербурге, доктор медицины, главный врач больницы в поселке Рябово Петербургской губернии.

 


     Василий Павлович Всеволoжскoй призёр автопробега 14-18 августа 1909 года по маршруту Санкт-Петербург - Рига - Санкт-Петербург (1177 км), в котором он участвовал на бельгийском автомобиле «Пип 12/24 л.с.» и занял первое место в категории IV, получив дополнительно две награды - приз города Риги и переходящий кубок Данилова и Нобеля. В пробеге на приз Императорa Николая II 16-30 июня 1910 года (Санкт-Петербург - Киев - Москва - Санкт-Петербург) доктор Всеволoжскoй на машине «Пип» прошел всю дистанцию 3200 км без штрафных очков и получил особый приз В.В. Гудовича.

 

В.П. Всеволoжскoй. на автомобиле Pipe 12/24 СV. Рижский пробег 1909.

     Доктор Всеволожской был организатором, судьёй и участником многих соревнований по автоспорту. Он активно содействовал автомобилизации армии, участвовал на своем автомобиле в военных маневрах 10-13 августа 1910 года близ Красного Села.
     С 1912 года Василий Павлович Всеволoжскoй стал инициатором и руководителем Всероссийской добровольной автомобильной дружины, призванной помогать Военному ведомству. Под его руководством разрабатывалось положение о Дружине и готовилась законодательная инициатива для предания ей официального статуса. В том же году доктор Всеволожской стал одним из организаторов и активных участников испытательного автопробега Военного ведомства, проведенного 24.05-11.06.1912 по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Двинск - Вильна - Ковно - Гродно - Барановичи - Минск - Орша - Смоленск - Вязьма - Юхнов - Москва - Тверь - Кресты - Новгород - Санкт-Петербург. В 1916 году зауряд-полковник В.П. Всеволoжскoй стал помощником начальника Всероссийской авиационно-автомобильной дружины.

Доктор Всеволoжскoй y автомобиля Pipe 12/24 СV, пробег Петербург-Рига-Петебург,
18 августа 1909. Фотография издательства Continental Pneumatik (Германия).

     Согласно ежегодным «Автомобильным справочникам С.П.Б.», издаваемых инженером А.М. Пашкевичем, в списке владельцев автомобилей в Санкт-Петербурге на 13 августа 1912 года значились пять бельгийских автомобилей «Пип» под номерными знаками 102, 103, 104, 130 и 131, записанными на имя его жены, Лидии Филипповны Всеволoжской по адресу: Санкт-Петербург, ул. Гоголя, 22. А на 1 июля 1913 года на имя графини Л.Ф. Всеволожской были зарегистрированы уже по адресу Морская ул., 53 три автомобиля «Пип» с кузовами торпедо (2) и лимузин (1) под номерами 356, 358 и 359.

     Лидия Филипповна Всеволoжская, урожденная Собинова, по первому браку Маркс, умерла 05.02.1932 в Париже. Владелица популярного российского журнала «Нива» и книгоиздательства «Маркс». В 1906 году графиня приобрела имение Рябово Петербургской губернии, ставшее одной из любимых целей летних «автомобильных прогулок» известных столичных автомобилистов, коллег Василия Павловича по Санкт-Петербургскому Автомобиль-Клубу.
     После Октябрьской революции 1917 г. В.П. и Л.Ф. Всеволoжские эмигрировали во Францию.
 
          

Рекламные объявления бельгийской фирмы Compagnie Belge de Construction
Automobile Pipe. Только машины этой марки были во владении Всеволoжских.

 
 
(http://www.radikal.ru/action.aspx#)
 
Организаторы испытательного пробега Военного ведомства.
На переднем плане автомобиль Pipe доктора Всеволoжского.СПб, Марсово поле, 1912 год.

 
(http://www.radikal.ru/action.aspx#)

(http://www.radikal.ru/)

(http://www.radikal.ru/)

(http://www.radikal.ru/)


*В оригинальных документах и прессе начала ХХ века постоянно встречаются четыре варианта написания фамилии Василия Павловича – Всеволoжской, Всеволжской, Всеволожский и Всеволжский.



Иллюстрации из коллекции автора.

Автор выражает глубокую благодарность за помощь соратникам -
Ю.А. Мелентьеву и В.М. Маслову.

© Kiriletz