Статья, которую я помещаю ниже, написана довольно давно, но автор - Станислав Васильевич Кирилец прислал мне её только что. Меня порадовало, что в ней вполне явно выражены генеалогические мотивы и размышления. Кроме того мне близки интересы главной героини этих заметок - она не только автомобилист, но и одна из первых лётчиц России.
КНЯГИНЯ Софья Алексеевна Долгорукая 25.12.1887 - 08.12.1949 Кирилец С.В.
ДОЛГОРУКАЯ Софья Алексеевна (25.12.1887-08.12.1949), княгиня - представительница известного в России графского рода, происходящего от Алексея Григорьевича Бобринского, родившегося 11 апреля 1762 года, как это видно из собственноручного письма Екатерины II от 2 апреля 1781 г., и возведённого в графское Российской Империи достоинство императором Павлом I 12 ноября 1796 г. По рождению – Бобринская, дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852-1927) – сенатора, обер-гофмейстера, министра Сельского хозяйства, председателя Императорской Археологической комиссии и пр. и Надежды Александровны Половцевой (1865-1920). Изучала в Женском институте медицину, в период 1907-1912 гг. в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I. Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и лётчиц. Увлекалась автомобилями, совершенствовалась в их вождении, была членом Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО). Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на Приз Его Императорского Величества Николая II с 16 по 29 июня 1910 года по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилёв - Киев - Гомель - Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург протяжённостью 3200 км, причем все время она сама управляла автомобилем «Делоне Бельвиль» 18/19 л.с. (Delaunay-Belleville 18 CV) под стартовым номером 19. Только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке (случайно разбил радиатор въехавший в её автомобиль один из участников), на последнем этапе перед финишем в Санкт-Петербурге, не позволил ей войти в зачётный состав.
Княгиня Долгорукая на автомобиле "Делоне-Бельвиль" 18 л.с. Рядом с ней сидит ее муж, князь Сергей Александрович Долгорукий. 1910 год. Киевский автопробег. Ее брат, граф Г.А. Бобринский, также принимавший участие в пробеге на немецкой машине "Гаггенау" (Gaggenau), благополучно завершил всю дистанцию в 3200 км без штрафных очков и завоевал Первую медаль французского автоклуба. Aвтомобиль княгини Долгорукой «Делоне-Бельвиль» был зарегистрирован в Санкт-Петербурге вначале под № 456 по адресу – Английская набережная, дом 70 (данные 13.08.1912), а затем под № 752 по адресу - Галерная, дом 73 (01.07.1913).
В начале 1910-х годов Софья Алексеевна увлеклась нарождающейся авиацией, в 1912 г. прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба под руководством г-на Блерио (Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, окончила Высшие женские курсы. Затем поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и в июне 1914 г. получила удостоверение лётчицы (авиатриссы, как иx называли).
Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912
Её ходатайство о назначении в военную авиацию было отклонено, тогда она yшла на фронт сестрой милосердия в отряд Красного Креста имени Государственной Думы, сначала служила на фронте под Варшавой, затем в Персии в корпусе генерала Н.Н. Баратова, была награждена четырьмя медалями. В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в корпусной авиаотряд (26-й КАО). Распад армии лишил её возможности воспользоваться назначением.
Княгиня Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробега 1910 года на промежуточном финише в Киеве
Вероятно, в 1913 или в 1914 году княгиня развелась со своим мужем. Называлась она тогда графиней Бобринской, но многие её знали по-прежнему, как княгиню Долгорукую, по фамилии первого мужа, князя Долгорукого Сергея Александровича (1872 - 1933) - флигель-адъютанта, полковника Конного лейб-гвардии полка, члена Императорского Яхт-клуба и Императорского Российского Автомобильного Общества, членa многих благотворительных обществ. С 1915 года Свиты Его Императорского Величества генерал-майора, состоявшего при Императрице Марии Фёдоровне, матери Императора Николая II. Уже при Советской власти в Петрограде 12.11.1918 г. графиня Бобринская вышла замуж вторично за князя Петра Петровича Волконского (1872-1957), но вынуждена была уехать за границу. В 1921 г. из Англии съездила в Россию, вызволила там своего мужа из тюрьмы и вместе с ним вернулась в Лондон. Пробовала работать по воспитанию детей и в медицине, но не имела соответствующих документов. В 1926 г. уже во Франции вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927-1928 гг. работал в Дьеппе (Dieppe) в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. С 1928 г. стала работать секретарем у маркиза Ганея (Ganay). Софья Алексеевна - aвтор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации «Горе побежденным» (1934, Париж), статей и обзоров в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 г. посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции, похоронена на одном из кладбищ Парижа.
Существуют и другие версии биографии княгини Софьи Долгорукой. Некоторые исследователи российской генеалогии утверждают, что первым мужем княгини Софьи Алексеевны был князь Петр Александрович Долгоруков (Долгорукий - Князья Долгорукие и Долгоруковы - древнейшие российские дворянские фамилии, ведущие свою родословную от Великих князей Рюриковичей и князей Оболенских) (1883 - 1925), чиновник Государственной канцелярии, титулярный советник в должности церемонимейстера Высочашего двора. Все данные говорят о том, что эта версия неверна. А некоторые историки российской авиации утверждают, что во время Гражданской войны княгиня Долгорукая уехала в Германию, где работала в Берлинe, в госпитале. Там Софья Алексеевна якобы вышла замуж за немецкого лётчика, которого сама выходила после тяжёлого ранения. Других сведений у авиаисториков о С.А. Долгорукой нет, a эта версия не подкреплена никакими фактами. В энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. 1916 г. написано: "Долгоруковы и Долгорукие - русский княжеский род, происходящий от Святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Потомок его в седьмом колене, князь Иван Андреевич Оболенской, прозванный Долгоруким, был родоначальником князей Долгоруковых и Долгоруких. Из этого рода было шесть бояр, четыре окольничих, один фельдмаршал. Род князей Долгоруковых и Долгоруких разделился на три ветви, происходящие от окольничего князя Федора Федоровича (умер в 1664 г.) и бояр Юрия (умер в 1682 г.) и Димитрия (умер в 1674 г.) Алексеевичей. Он внесен в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, С.-Петербургской, Симбирской, Тульской и Черниговской губ. (Гербовник I, 7)." В генеалогических исследованиях всегда была путаница с этими фамилиями, эта путаница происходит и до сих пор, причем все запутано так, что уже вряд ли возможно установить истину. Не обошел этот казус и наше краткое исследование: княгиня Софья Алексеевна почти всегда в письменных источниках ХХ века носила фамилию Долгорукая, но в некоторых публикациях она называлась Долгорукова. Надеямся, что генеалогия рано или поздно найдет истину в этом вопросе.
Перед стартом пробега на Приз Императора, Царское Село, 16.06.1910
К этому "фамильному ребусу" можно добавить, что по данным "Автомобильного Справочника С.П.Б. 1913-14 гг." инженера А.М. Пашкевича (4-й выпуск), среди владельцев частных автомобилей числятся четыре представителя рода Долгоруких/Долгоруковых: - Княгиня Долгорукая С.А. (Галерная 73), героиня нашего очерка, на имя которой был зарегистрирован под номером 752 автомобиль "Делоне-Бельвиль" с кузовом ландоле налоговой мощностью 16 л.с. Но на фотографиях с Киевского пробега 1910 г. мы видим "Делоне-Бельвиль" с кузовом дубль-фаэтон. Вероятно, позже Софья Алексеевна приобрела другую машину той же марки. Это объясняет и замену регистрационного номера; - Князь Долгорукий С.А. (Галерная 77), имевший два автомобиля "Панар-Левассор" - с кузовом ландоле 18 л.с. под номером 1082 и с кузoвом лимузин 20 л.с. под номером 1083; - Княгиня Долгорукова С.М. (Захарьевская 20), за ней под номеpом 1948 записана машина "Руссо-Балт" с кузовом ландоле, 18 л.с.; - Князь Долгоруков М.М. (Песочная 16а), имевший под номером 324 лимузин "Фиат" 22 л.с.
Фото из архивов Ю.А. Мелентьева и С.В. Кирильца
Страницы: 1 2 #
|