Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Происхождение фамилий от мирских имен


Издревле русские люди знают о судьбоносном значении имени. Подбору имени всегда придавалось очень большое значение. Правильно выбранное имя: «им» - «я», т.е. моё «я» для кого-то, - залог будущей благополучной жизни человека.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Происхождение фамилий от мирских имен
RSS



Происхождение фамилий от мирских имен.

Издревле русские люди знают о судьбоносном значении имени. Подбору имени всегда придавалось очень большое значение. Правильно выбранное имя: «им» - «я», т.е. моё «я» для кого-то, - залог будущей благополучной жизни человека. Полагали, что не имя определяет судьбу человека, а с помощью имени притягивается его «Я» с соответствующим роком, судьбой. Если после наречения имени ребенок заболевал, думали, что имя было найдено неверно и его «перекрещивали». То же самое проделывали, если хотели переломить судьбу уже взрослому человеку. Люди думали, что произнесение имени со злым умыслом чужим, недобрым человеком может привести к сглазу, порчи, болезни, несчастью и даже смерти именуемого. Поэтому настоящее имя человека скрывалось (его знали только самые близкие люди). Нарекая младенца настоящим именем, мать потом никогда так не звала его, а придумывала какое-нибудь обиходное имя, мирское (для мира, для всех остальных) на которое ребенок и откликался.
С введением христианства на Руси люди попали в затруднительное положение. Детей после рождения необходимо было крестить в церкви и давать церковное, каноническое имя из святцев. Многим родителям это не нравилось, так как странные по звучанию еврейские, греческие, римские имена были непривычны и непонятны для русского человека. Поэтому вскоре был найден необычный выход. К основному имени, официальному, полученному при крещении, добавлялось второе, называемое «мирским» или некалендарным. Многие из них были просто именами собственными, другие возникали как прозвища. Имя обычно давалось ребенку любящими родителями, домашними, ближайшим окружением при рождении или в детстве. Прозвище – как правило, давалось подростку или уже взрослому человеку по его внутренним или внешним отличительным особенностям, обстоятельствам жизни, по каким-то аналогиям, по происхождению и другим мотивам односельчанами, соседями, друзьями, сослуживцами. Прозвище могло быть принадлежностью только одного человека, а могло быть родовым, которое передавалось из поколения в поколение.
Определить в наше время, к чему отнести, к имени или прозвищу фамилеобразующее слово бывает порой очень сложно, а то и вовсе невозможно. Иногда эту грань можно провести только интуитивно.
Двуименность была своеобразная дань древней славянской традиции. В старину на Руси каждый человек имел два имени (могло быть и больше), одно - тайное, только для него самого и близких людей, другое – ложное, для всех остальных. Второе имя служило для сокрытия основного, главного имени с целью ввести «злые силы» в заблуждение, сбить с толку, обмануть. «Ненастоящее» имя употреблялось, чтобы уберечься от «чужих», которые не должны были узнать истинного имени человека. Не имея ключа к сущности человека, причинить ему зло гораздо сложнее.
Во времена двоеверия, так называемого «языческого христианства», вплоть до XVII-XVIII вв. у каждого русского человека мирно уживались два имени. Так и писали в документах: «Серпень, зовомый Никифор» (Серпень – месяц август, т.е. рожденный в августе), «Вторуша, крещеная Аксинья» (Вторуша, т.е. рожденная из детей второй), «Волк Иван», «Балда Кондрат», «Раскоряка Василий» и т. д. Как видно, первое имя чисто русского происхождения с определенным значением, простое, понятное и зачастую уникальное и неповторимое. Неудивительно, что впоследствии фамильное прозвание потомков записывалось чаще всего от этого привычного мирского имени родоначальника.

Много было имен по названиям конкретных предметов и явлений, которые считались или использовались в качестве оберегов. Славянин полагал, что знанием тайной силы вещей можно обеспечить себе и своей семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Вся жизнь и окружение наших предков были пронизаны магически – заклинательной символикой. Одно из таких магических средств – обереги. К оберегам относятся чудесные предметы, вещи, даты (числа), пища, цвета, растения, заклинания, животные – все, что способствует достижению поставленной цели. Смысл оберега состоит в том, чтобы создать преграду между охраняемым объектом и опасностью, магически «закрыть» охраняемый объект, сделать его невидимым, нейтрализовать носителя опасности, нанести ему вред, уничтожить его, отогнать опасность или же наделить сам охраняемый объект защитными свойствами и способностью сопротивляться злу.
Оберег не способен все сделать сам, ему необходима помощь его хозяина. Оберег дает человеку точку опоры, помогает проявить себя в трудной ситуации и раскрыть резервы души. Главное, что дает оберег, - это чувство уверенности, что все получится или обойдется. Именно это чувство и вера в могущество оберега обеспечивают помощь в делах и защиту от невзгод. Нужно верить в оберег, в его силу, и тогда все будет хорошо!
Защитная функция имени - оберега определялась по названному предмету, свойствам, которыми этот предмет наделен. Выбранное имя связывалось с названным предметом некоей таинственной и магической связью, способной предупредить, оградить и защитить своего носителя. Такие имена суеверные родители давали своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем, от нежелательной опасности, от болезней, от сглаза и всякой нечисти. Надо сказать, что многие неблагозвучные, сердитые, ругательные и обидные имена на самом деле были словесными талисманами.
Имена, данные по названиям малоценных предметов, которые имелись в каждом доме, были непривлекательны и не вызывали ни у кого зависти. Ведерка, Ложка, Черпак, Горшок, Телега, Щеколда, Кочерга, Косяк, Капля, Кошель, Мешок, Мочало, Струна, Труба, Чашка, Шапка, Шуба, Всячина.
«Профилактические» имена, служили противоядием, заклятием против тех недостатков, на которые указывали эти имена: Негодяй, Нелюбим, Неудача, Некрас, Невежа, Нехороший, Небогатый, Несчастье, Несмеян, Неупокой, Безобраз, Безум, Безпута (имена с отрицательными приставками не-, без-), Золотуха, Краснуха, Горе, Беда, Печаль, Плохой, Дурак, Вырод, Блуд, Жадный, Оболдуй, Розгильдей и множество других. Так Дурак (Дураков, Дураковский, Дураченко, Дуров, Дурень, Дурасов, Дурило, Дуринов, Дурляй, Дурнов, Дурняга, Дурышкин и др. ), в представлениях родителей, должен вырасти умным, Некрас – красивым. Небогатым или Безденежным назвали ребенка, чтобы оградить его от бедности, Нелюбом, чтобы пользовался у окружающих любовью. Имена Нехороший и Плохой призваны были сделать человека хорошим во всех отношениях. Невежа и Оболдуй, очевидно, не должны были стать невежами, грубиянами и оболтусами. Одна забота была у любящих родителей, дающих эти и подобные имена, чтобы названная в имени напасть не коснулась в жизни их чада и обошла стороной.
«Обманные» имена призваны были убедить чужих духов, что это «не тот» ребенок: Неведом, Ненаш, Неждан, Немир, Несвой, Найден, Находка, Продан, Куплен и другие.
Имена демонов давали детям, чтобы уберечься от них самих, так как считалось, что упоминание имени лишает демона могущества: Анчутка, Банник, Бес, Водяной, Ворогуша, Злыдня, Игоша, Леший, Лошак, Мора, Полевик, Сатана, Страх, Смерть, Черт, Чур, Шиш, Шишига.
Многие из мирских имен существовали в отдельных семьях на протяжении нескольких поколений, подчеркивая тем самым принадлежность человека к данному роду. С началом процесса образования фамилий именно мирские имена в первую очередь стали выполнять функции фамильных прозвищ, а, передаваясь из поколения в поколение, превратились сначала в уличные фамилии, а потом и в официальные.

Многие мирские фамилии интересны сегодня для науки, так как могут немало рассказать об истории нашего родного языка. Они доносят до нас из старины множество забытых, никем не записанных слов и многие утраченные живой речью формы. Они хранят в своих основах память о событиях, предметах, явлениях, свойственных тем эпохам, когда они создавались. Эти фамилии, своего рода, живой памятник истории, народного фольклора, древнейших обычаев и традиций русского народа.

А. Чепухин, 2009 г.




Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта