юртах все были явны"; он "ведал их во всем и должен был беречь накрепко, чтобы им татарам ни от кого обиды и насильства и продажи и бесчестья и убытков не было; а кто юртовского татарина изобидит, он должен был сказывать о том воеводе с товарищами". ''Мещера занимает особое место в этнической истории России, поскольку здесь, вступили в отношения все три основные группы народов нашей страны — славянские, тюркские и угро-финские племена и народы. Мурома, меря, кривичи, мордва, бесермены, маджары, булгары, буртасы, кипчаки, ногайцы, татары, русские, башкиры — далеко не полный перечень народов, заявивших о себе здесь и обитавших рядом в течение многих веков. Лишь осколки некоторых из этих народов сохранились за пределами Мещеры — это бесермены в Удмуртии, мордва-каратаи в Татарии, остальные слились с более крупными народами. Можно смело сказать, что в Мещере в миниатюре зародилась модель будущей многонациональной России. Отсюда эта модель, увеличиваясь в объеме, распространилась на другие регионы — к востоку, юго-востоку, по всему Поволжью, Приуралью, вовлекая в свою сферу все новые народы''. ( Орлов А.М.''Мещера, Мещеряки, Мишары''.Казань.,1992.) Хочется окончить данную главу, не историческим архивным документом, а выдержкой из рассказа Петра Шарганова «Мещера»: ''Дед раскурил люльку, посадил меня на колени, тряхнул седым чубом и начал свой сказ: Давно это было. Прошла бесчисленная вереница лет. Канули в вечность племена и роды, позабыты их обычаи и нравы. Укрыла матушка земля травой-муровой, буреломами и гнилью, бугорки погостов и пожарища весей. Мало кто помнит теперь отчины и дедины. Тем паче вы, казацкие дети. А ты, знай наперёд: Запорожская Сечь твоя отчина, а Мещера твоя дедина. Мещерские леса, непроходимые чащобы, извилистые бурливые речки, зловещие топи - в них сокрыта душа нашего рода, его давнее прошлое...''.
Страницы: 1 2 3 4 #
|