Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

МЕЩЕРА


Попытка обобщить собранный противоречивый материал о Мещере, на правах рукописи.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   МЕЩЕРА
RSS

Автор статьи: Илько
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника    
Страницы: 1 2 3 4 #


ИСТОРИЯ МЕЩЕРЫ

О Мещере больше всего написано поэтических слов как об одном из красивейших
уголков центра России. Меньше всего изучена она исторически, хотя Мещера занимает особое место в этнической истории России. О мещере написаны десятки и сотни статей и книг, как дореволюционными историческими деятелями, так и современными историками и краеведами. Но до сих пор Мещера остается загадкой, разгадать которую до сих пор не удалось никому.
Под "Мещерой" в настоящее время понимается территория Мещерской низменности, расположенной в междуречье рек Оки и Клязьмы. Географически Мещерская низменность находится в пределах Московской, Владимирской и Рязанской областей. Но исторически этим именем обозначалась гораздо более обширная территория. Летописи XV-XVI вв., не давая точных указаний для определения положения области мещеры, объединяют ее вместе или помещают в южном соседстве с областью расселения мордвы в Среднем Поволжье, между нижним течением Оки и Сурой (Труды восьмого археологического съезда в Москве. 1890. М. 1897, с. 65).
Историк Ю.В.Готье так определяет границы Мещеры ; ''Под Мещерой в ХVI - ХVIII вв. разумелся край, когда-то заселенный носившим это название племинем. Он занимал обширные пространства на Оке, Мокше и Цне, в пределах нынешних Рязанской, Тамбовской и Пензенских губерний. От Касимова, носившего тогда название Городца Мещерского, до Кадома и Темникова '', ''Мещерой на административном языке ХVI и ХVII вв. назывался именно Шатский уезд'' включавший в себя три стана : Подлесный, Борисоглебовский и Замокшский. Последний был самым обширным станом. Он тянулся по течению реки Мокши от ее устья почти от нынешнего г. Краснослободска, обнимая территорию всего бывшего Темниковского уезда и части Елатомского и Краснослободского. ( Ю.В.Готье. Десятни по Владимиру и Мещере, 1590 и 1615гг., 1911,кн.1-2,стр.55-56)
К концу XVI в. по мере развития русской колонизации границы Мещеры расширились за счет присоединения.южных земель по Цне и Мокше. В 1553 г. центр Мещеры перемещается в Шацк — он становится административным центром всей Мещеры, за исключением незначительного округа г. Касимова. Позднее из состава Мещеры выделяются Елатомский, Шацкий и Кадомский, затем Темниковский, Краснослободский, Троицкий, Спасский уезды Тамбовской губернии, Керенский, Чембарский — Пензенской
губернии. В состав Мещеры входила и часть Наровчатского уезда '. Приведенные данные свидетельствуют о том, что Мещерская земля не совпадает с границами мещерской равнины. (Чекалин Ф.Ф. Мещера и буртасы по сохранившимся о них памятникам.)
В книге Орлова А.М. '' Мещера, мещеряки, мишари'', достаточно подробно и полно описываются различные мнения о Мещере, позаимствовав оттуда толику исторического материала, добавив информацию из других источников, попробуем коротко рассказать об основных известных моментах истории Мещерского края.
Чтобы понять, что такое Мещера, Мещеряки - необходимо уточнить значение этого термина, поскольку «Мещера» употребляется в нескольких значениях:
1)Мещера как географическое понятие;
2)Мещера как княжество, область,земля;
3)Мещера как производное от города,городка;
4)Мещера как этнос, т.е., народ.
Мещера как область, земля упоминается в связи с историей мещерских князей, в «Родословной книre», где сообщается что «в лето 6706 (1298 г.) князь
Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее...».
Как город Мещера впервые упоминается в 1393 году в летописном сообщении, где хан Тохтамыш пожаловал московскому великому князю Василию Дмитриевичу «Новгородское княжество (173)Нижнего Новгорода, Муром, Мещеру, Торсу». (ПСРЛ, т. XI, СПб., 1897, стр. 148; М. К. Любавский. Образование основной государственной территории великорусской народности, Л., 1929, стр. 92.). В этом же смысле упоминается Мещера в завещании Ивана III, который передает сыну «Мещеру с волостьми и с селы и со всем что к ней потягло и с Кошковым». (СГГД, т. 1, № 144).
Этот текст повторяет завещание Грозного, причем Мещера здесь прямо названа городом «Да ему же даю город Мещеру с волостьми и селы...»(ДАИ, т.1, № 222).
В то же время источники упоминают Городок Мещерский. Так, в 1508 г дана была инструкция послу в Крым, что если Крымский царевич Ах-Курт попросит у государя Казань, Городок Мещерский или Андреев Городок, дать такой ответ: «Казанский царь Махмет Аминь ныне нам друг и брат, а в Городке Мещерском Янай царевич, и те места оба непорожни, и нам тех мест обеих непригоже ему дати... Андреев городок к городку ж за Янаем царевичем: того государю нашему непригоже ж дати» (Сб. РИО т. 95, СПб., 1895, стр. 14-15. Об Андрееве городке см. у М. И. Смирнова О князьях мещерских XIII—XV вв. «Труды Рязанской ученой архивной комиссии». Рязань, 1903, т. XVIII, вып. 2, стр. 196 и др.) В данном сообщении речь идет о г. Касимове, который в XVI в. чаще назывался «Городком», реже — «Царевым городком» и «Касимовым». Последнее название полностью утвердилось за ним в XVII в («Городком», называет Касимов наряду с Мещерою «Древнейшая разрядная книга». П. Н. Милюков. Древнейшая разрядная книга официальной редакции. «Чтения ОИДР», кн. I, М., 1902, стр. 116 и 141). По всей видимости г.Касимов был построен неподолеку от г.Мещеры.
Последнее упоминание о г. Мещере, вероятно, содержится в отписке устюжан к пермичанам от 1609 г.: «государевы бояре и воеводы Федор Иванович Шереметев с товарищи государевы городы: Муром и Касимов, Мещеру, Елатьму, Кадому, Володимер и Суздаль очистили. (ААЭ, т. 2, СПб., 1836, № 104, II).
Одной из первых в русской письменности этноним Мещера упоминает ''Толковая Палея ''(1350 г.)
Исторические сведения о мещерском племени очень противоречивы. Не однозначны и трактовки этих сведений. Есть суждения, что мещеры как народности не было. Другие же считают, что мещерские племена были, но они ассимилировались: частью с русскими, частью — с татарами. Третьи же полагают, что мещера переместилась к черемисе и слилась с нею, поскольку мещера, как и черемиса, относится к угро-финской группе народов. Этногинез Мещеры не выяснен, масса маститых историков трактуют его по разному, иногда высказывая противополярные мнения. Преобладают две основные версии – это спор между фино-угорскими и тюркскими корнями древней мещеры. Также, неоспоримые факты говорят нам о существовании Русской мещеры.
Большинство историков и этнографов считают с различными вариациями, что древняя мещера это одно из племен Чуди (чудь в дореволюционной России собирательное название фино-угров) обитавшего, согласно русским летописям, между муромой и мордвой. Современная ономастика включает это имя в одну группу с самоназванием венгров "мадьяры", а также с названием этнографических групп в составе двух тюркских народов татар-мишарей и башкир-можар. Иногда "мещеряк" в русских документах XV века обозначается как "мочярин", что еще больше сближает по звучанию вышеперечисленные имена. Иными словами, предполагается, что предки мадьяр, мещеры, мишарей и можар составляли этническую общность. Территория этого племени, "Великая Венгрия" по определению Л.Н.Гумилева, локализуется в Среднем Поволжье, в пределах современной Башкирии. Затем предки венгров ушли в Паннонию, основав там собственное государство, существующее и по сей день. Мещеряки оказались на Средней Оке и были полностью ассимилированы русскими. Часть племен, оставшаяся на Волге, участвовала в генезисе волжских тюркских народов, образовав соответствующие группы в их составе. Мещера как этническая целостность упоминается в русских источниках до конца XV века. Правда, прозвище "мещеряк" встречается в русских документах частных лиц и двумя веками позднее. Давалось ли это прозвище по этническому или географическому признаку, определенно сказать нельзя.
П. П. Семенов, считает, что мещеряки или мещера — это потомки отатарившегося, отчасти обрусевшего финского племени, уцелевшие ныне только в Оренбургской, Пермской, Пензенской и Саратовской губерниях. В прежние времена они обитали в так называемой Мещерской области. Мещера оказалась разделенной на две части — восточная часть оказалась под властью и влиянием татар, западная — под влиянием русских, сохранив от своих предков только цоканье.
С другой стороны, приверженцы гипотезы тюркского (татарского) происхождения Мещеры, оппонируют родословием князей Мещерских, созданной вероятно в конце ХVII века : Мещера как область, земля впервые упоминается в связи с историей мещерских князей В «Родословной книre», сообщается что «в лето 6706 (1298 г.) князь Ширинский Бахмет, Усеинов сын, пришел из Большой орды в Мещеру, и Мещеру воевал и засел ее...» Известно также, что его сын Беклемиш принял крещение, был назван Михаилом, в Андрееве городке поставил храм во имя Преображения Господне и с собою крестил многих людей. «У князя Михаила сын князь Федор, у Федора Юрий, и, князь Юрий был на Дону, пришел из Мещеры к великому князю Дмитрию Ивановичу с своим полком. У Юрьи сын.князь Александр». Есть сведения о том, что князь Юрий пал в Куликовской битве и что кроме рода Бахмета были и другие владетели — мещерские князья, принимавшие,участие в битве с Мамаем.
Приводятся и другие доводы в поддержку тюркской гипотезы, например А. И. Черепнин, исследовавший могильники Мещеры IX — XI вв., заключает, «в период образования рязанско-окских могильников эта часть населения (речь идет о восточно-финских племенах) не была уже господствующей в долине средней Оки,— население финского происхождения уже утратило свою самостоятельность и вынуждено было уступить главенство пришлому воинственному конному племени, которое в период образования могильников составляло значительную и высшую часть местного населения, отличавшуюся по своему характеру от коренного населения рязанского края. Пришлые завоеватели по многим признакам принадлежали к степным кочевникам тюркской народности».
Некоторые исследователи считают, что название Мещеры перенесено на князей тюркского происхождения, ставших владельцами земель по р. Цна и в низовьях р. Мокша. Есть и противоположная гипотеза. В частности, П. Н. Петpoв подвергает сомнению широко распространенное утверждение о том, что родоначальник князей мещерских Гусейя Ширинский является выходцем из Большой Орды, который якобы в 1298 г. пришел в Мещеру и начал распространять здесь магометанство. Своемнение он обосновывает тем, что к тому времени Золотая Орда еще не была мусульманской. Петров видит в нем «местного уроженца, воспринявшего учение Магомета в Булгаре и, явясь на родину, начавшего обращение ея огнем и мечом» .


Страницы: 1 2 3 4 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта