Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Киевская Русь


Киевская Русь – раннефеодальное восточнославянское государство, сложившееся в Восточной Европе в 8-9 веках и пришедшее в упадок к 12 веку. Сначала столицей государства был город Новгород, потом Киев. Киевская Русь находилась на огромной территории: от Там

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Киевская Русь
RSS

Автор статьи: Павел Иванов-Остославский
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 #


Киевская Русь

Киевская Русь – раннефеодальное восточнославянское государство, сложившееся в Восточной Европе в 8-9 веках и пришедшее в упадок к 12 веку. Сначала столицей государства был город Новгород, потом Киев. Киевская Русь находилась на огромной территории: от Таманского полуострова на юге, Днестра и Верховьев Вислы на западе, до верховьев Северной Двины на севере. Не даром многие историки-медиевисты сравнивали Киевскую Русь с империей Карла Великого.
История Киевской Руси делится на пять этапов. Начальный этап – 800-882 годы: образование русского феодального государства со столицей в Киеве. В этот период государство охватывало не всех восточных славян, а только земли: полян, руси, северян, древлян, дреговичей, полочан и, возможно, славен. Проявлением зрелости государства является поход киевских русичей на Византию в 860 году. Второй этап – (882-911 годы). Захват власти в Киеве Олегом, который по всей вероятности был предводителем варяжской дружины. Третий этап: 911-1054 годы. На это время приходится рассвет раннефеодальной монархии Киевской Руси, обусловленный подъёмом производительных сил, успешной борьбой с кочевниками-печенегами, Византией и варягами и развитием феодальных отношений. В этот период Киевская Русь объединила почти все восточнославянские племена. Четвёртый этап – 1054-1093 годы. Этот период характеризуется первыми ощутимыми явлениями распада Киевской Руси. Происходит бурный рост производительных сил связанный с прогрессивной ролью феодальной формации в это время. Боярство, стоявшее во главе вотчинной системы, было в то время передовым элементом господствующего класса, князья же, оторвавшиеся от боярства и расшатывавшие Киевскую Русь борьбой за перераспределение феодальной ренты, часто оказывались реакционным элементом. Пятый этап – 1093-1132 годы. Характеризуется новым усилением феодальной монархии, возникшем благодаря объединению князей пред лицом половецкого нашествия конца 11 века. В этот период снова создаётся более или менее единая империя. После победы над половцами государственное единение перестало быть насущной необходимостью. Усиление феодальных центров, возросшая роль бояр – всё вело к самостоятельности отдельные русские княжества. В 1132 году Киевская Русь распалась, и начался период феодальной раздробленности.


В эпоху образования Киевской Руси пашенное земледелие с упряжными почвообрабатывающими орудиями постепенно (на севере несколько позднее) сменило допашенное мотыжное с примитивными способами обработки почвы. Преобладала трёхпольная система земледелия. Высевались: пшеница, овёс, просо, рожь, ячмень и другие культуры. Летописи упоминают также хлеб яровой и озимый. Население занималось скотоводством, разведением домашней птицы, рыболовством, охотой и бортничеством. Деревенское ремесло имело подчинённое значение. Ранее всего выделилось железообрабатывающее производство, использовавшее в качестве сырья местную болотную руду.


Основой общественного строя являлась феодальная собственность на землю с постепенно возрастающим закрепощением свободных общинников. Первые столкновения простого люда с феодалами происходят в 10 веке (945 год). Результатом закабаления деревни явилось её включение в систему феодального хозяйства, основанного на отработочной и продуктовой ренте. Наряду с этим сохраняются и остатки рабовладения (холопство).


В 6-7 веках на месте поселения рода или небольшое семьи городища исчезают. На смену им приходят неукреплённые деревенские селища крестьян, а также крупные укреплённые дворы феодалов. Складывается вотчинное хозяйство. Центр вотчины – «княж двор», в котором временами живёт князь. Его хоромы окружены домами бояр, дворян, слуг, рядовичей, смердов и холопов. Вотчиной управляет боярин «огнищанин», распоряжающийся княжескими «пиунами». Представители вотчинной администрации имеют как экономические, так и политические функции. В вотчинном хозяйстве существовало своё ремесло. С усложнением вотчинной системы усадебная замкнутость несвободных ремесленников начинает исчезать, возникает связь с рынком и конкуренция с городскими ремесленниками. Развитие ремесла и торговли обусловило развитие в Киевской Руси городов. Самые древние русские города: Новгород, Киев, Чернигов, Переяславль, Смоленск, Ростов, Ладога, Псков, Полоцк. Основным жизненно важным центром города был базар, где реализовывалась ремесленная и сельскохозяйственная продукция. В городах существовали различные виды ремёсел: доменное дело, кузнечно-слесарное, оружейное дело, обработка цветных металлов (ковка, чеканка, теснение, штамповка, филигрань, зернь), ремесло гончарное, кожевенное, портняжное, ткачество, производство стекла, эмали, книжное дело, а также обработка дерева, кости и рога, камня, строительное дело и другое. Во второй половине 10 века появляются клейма мастеров, возникает производство проволоки способом волочения. В конце 10 века под влиянием Византии возникает сложное производство эмали. В крупных городах существовали особые торговые подворья для ночлега заезжих «гостей».
История торговли Киевской Руси делится на два периода. В первый период (9-11 века) усиливается роль арабов, крепче становятся связи с Византией и Хазарией. Кроме транзитных товаров, идущих с арабского востока и по пути «из варяг в греки», Киевская Русь экспортировала много мехов, рабов, воск, мёд, лён, полотно, серебряные изделия. Ввозились в страну дорогие ткани (византийские паволоки, парча, шелка), ввозилось серебро в диргемах, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные растения, красящие вещества, византийские предметы культа. Во втором периоде (середина 11-12 века) крайне изменившаяся международная обстановка (крушение арабского Халифата, пришествие половцев на южнорусские земли, первый крестовый поход 1096-1099 годов). Изменились направления торговых путей, многие страны потеряли связь с Русью. Проникновение иностранных купцов в бассейн Чёрного моря, конкуренция генуэзцев и венецианцев парализовали торговлю русских купцов на юге. К концу 12 века русская коммерция в основном активно развевалась на севере – в Новгороде, Смоленске и Полоцке. Торговый путь в Иран и Арабский халифат проходил по Волге, через Итиль и далее по Каспийскому морю. Путь в Византию и Скандинавию (путь из варяг в греки), помимо главного направления Днепр-Ловать, имел ответвление через Западную Двину. На запад вели два направления: из Киева в Центральную Европу (Моравия, Чехия, Польша, Южная Германия) и из Новгорода и Полоцка через Балтийское море в Скандинавию и Южную Прибалтику.


Основным способом правления в Киевской Руси была раннефеодальная монархия. Власть принадлежала Киевскому князю, который был окружен дружиной, зависящей от него и кормящейся в основном за счёт его доходов. Деятельность князя в начальный период существования Киевской Руси направлялась и ограничивалась родоплеменной знатью («старцы градские»), которую в некоторых случаях приглашали для совета. Некоторую роль играло в это время и вече – реликт родоплеменной организации. Управление страной осуществлялось при помощи тысяцких и сотских, то есть по признаку военной организации. Доходы князя имели различные источники. В 10-11 веках это в основном «полюдье», дань, получаемая с городов ежегодно. В 11-12 веках, с началом видоизменения раннефеодальной монархии, положение значительно изменилось. В связи с появлением крупного землевладения с различными видами феодальной ренты функция князя значительно усложнилась. Владея собственным крупным доменом, князь вынужден был вести в нём сложное хозяйство, подобно рядовым феодалам назначать посадников волостей, тиунов, руководить всей многочисленной администрацией. Как и раньше он был военным руководителем государства, но теперь ему приходилось организовывать не столько дружину, сколько феодальное ополчение, приводимое вассалами, нанимать иноземные войска, прибегать к чрезвычайным мобилизациям. Усложнились мероприятия по укреплению и защите внешних границ. Функции князя расширились и юридически закрепились. Князь стал крупным феодальным монархом. Власть князя, в общем и целом не ограниченная, всё же в определённой мере направлялась и корректировалась высшей аристократией: боярством. Роль вече в это время значительно снизилась. Оно полностью находилось в руках феодальной знати. Княжий двор стал административно-бюрократическим центром, куда сходились все нити управления государством. Появилась целая иерархия административных органов, которые стали делиться на центральные и местные. Во главе городов стоял местный патрициат, сформировавшийся в 11 веке из крупных местных землевладельцев – «старцев» и дружинников, имена которых тесно сплетаются с историей того или иного города. Большим влиянием в городе пользовалось купечество. Необходимость охраны товара при его транспортировке обусловила хорошую вооружённость купцов, среди городского ополчения они занимали первое место. Самую многочисленную часть городского населения составляли ремесленники, как свободные, так и зависимые. Особое место занимало духовенство. Во главе церкви стоял митрополит, обычно назначаемый Византией, ему подчинялись епископы. Монастыри с игуменами во главе подчинялись епископу и митрополиту.


Сельское население состояло из крестьян-общинников, ещё не попавших под власть феодалов, закрепощённых крестьян-общинников и лиц, оторванных от общины и не имеющих средств производства. Они служили рабочей силой внутри феодальной вотчины.


В Киевской Руси неоднократно поднимались народные бунты. Особенно крупномасштабные недовольства произошли в 60-70 годы 11 века. Их причинами стал голод и нашествие половцев. В эти годы была создана Правда Ярославичей, некоторые статьи которой предусматривали наказание за убийство представителей администрации феодальной вотчины. Народ боролся за уменьшение феодальных податей, за землю и личную свободу.


На протяжении всей истории своего существования Киевская Русь была вынуждена бороться с кочевыми азиатскими ордами, попеременно заполнявшими причерноморские степи. Особенно серьёзными были столкновения с хазарами, уграми, печенегами, торками, половцами, монголо-татарами. Кочевья печенегов к концу 9 века заняли южнорусские степи от Саркела на Дону до Дуная. В 10 веке они представляли настолько могучую силу, что русский князья и Византия пытались использовать союз с ними в своих целях. Активность печенегов заставила Владимира Святославича укрепить южные границы Киевской Руси: строить города-крепости. Ярослав Мудрый в 1036 году практически уничтожил западное объединение печенегов. Место разгромленных печенегов в южнорусских степях заняли торки, которым в 1060 году объединёнными силами русских князей было нанесено поражение. Позднее остатки торков, поселившихся южнее Киева, участвовали в междоусобных войнах русских князей. Начиная со второй половины 11 века, степи от Волги до Дуная стали занимать половцы. Они стали контролировать важнейшие торговые пути между Европой и Азией. Первую крупную победу половцы одержали над русскими князьями в 1068 году. Следующий натиск половецких дружин под предводительством Боняка Шелудивого и Шарукана Старого произошёл в 1093-1096 годах. В 1003 году вспыхнула очередная война с половцами. Владимир Мономах и его сын Мстислав разгромили половецкую орду. Честь половцев отошла на юг – в район Северного Кавказа.


Киевская Русь известна благодаря киевским и новгородским летописям, написанным монахами в 10-12 веках. Авторы летописей были близки к княжьему двору, к правящей аристократии. Этим и объясняется, почему в летописях в основном описывается жизнь древнерусских правителей и их приближенных. По данным начальной летописи первым князем Киевской Руси был легендарный Кий, который основал Киев. Благодаря некоторым косвенным данным можно определить, что он жил в 6 веке. Первые датированные сообщения летописи начинаются с 852 года. Середина 9 века рассматривается в летописи в контексте истории западных и южных славян. Позднее в летопись была добавлена легенда о варягах (862), которые пришли на Русь во главе с Рюриком. У Рюрика были Бояре Аскольд и Дир, которые в 882 году захватили Киев. После смерти Рюрика власть перешла варяжскому конунгу Олегу. Он расправился с Аскольдом и Диром и в 882 году захватил Киев. В 883-885 годах он подчинил себе восточнославянские племена: древлян, северян, радимичей. В 907 и 911 годах совершил военные походы на Византию. Сын Рюрика – Игорь - продолжил активную внешнюю политику Олега. В 1913 году он огнем и мечем прошел по всему западному побережью Каспия, разорил Итиль, впоследствии дважды нападал на Византию. В 945 году Игорь был убит древлянами, не хотевшими платить ему чрезмерную дань. После Игоря Русью правила его жена Ольга. Она упорядочила управление на местах и строго установила нормы дани. Сын Игоря и Ольги – Святослав - очистил от кочевников торговые пути на востоке – в землях волжских булгар и хазар. При Ярославе Русь получила выход к Черному морю и к Дунаю (Тмутаракань, Белгород, Переяславец-на-Дунае). После неудачной войны с Византией, Святослав был вынужден отказаться от завоевания Балкан. При возвращении на Русь он был убит в бою с печенегами. Наследником Святослава стал его сын Ярополк, убивший в 977 году своего брата-конкурента Олега Древлянского. Младший брат Ярополка Владимир Святославич во главе варяжской дружины двинулся на Киев. Ярополк был убит, а Владимир стал великим князем. Необходимость замены старой идеологии родоплеменного строя идеологией феодальных отношений – христианством и аристократизмом побудила Владимира ввести на Руси византийское православие и активизировать формирование служилого класса чиновников, способных стать опорой молодой древнерусской монархии. Первыми перешли в христианство социальные верхи, простой же люд еще долго исповедовал древние языческие верования. Княжение Владимира – вершина Расцвета Киевской Руси, границы которой в это время неимоверно расширились: от Прибалтики и Карпат до Северного Причерноморья. После смерти Владимира в 1015 году между его сыновьями возникла усобица, в которой погибли двое из них: Борис и Глеб. Эти князья позднее были причислены к лику святых. Их убийца – Святополк – бежал после войны с братом Ярославом, который стал великим князем Киевским (1019-1054 годы). В 1021 году против Ярослава выступил Брячислав Полоцкий. Через три года против Ярослава выступил его брат Мстислав Тмутараканский. После битвы у Листвена (1024 год) Киевская Русь была поделена по Днепру: Правобережье с Киевом досталось Ярославу, Левобережье - Мстиславу. Так в 20 годы 11 века начало расшатываться ранее прочное государство. После смерти Мстислава (1036 год) единство Киевской Руси было восстановлено. Ярослав Мудрый вел энергичную деятельность по укреплению государства и устранению церковной зависимости от Византии. При Ярославе Мудром значительно расширились и укрепились связи Киевской Руси с Западной Европой. Помимо Византии, Польши и Норвегии, Киевская Русь имела династические, экономические и политические связи с Германией, Францией и Венгрией, а так же с другими странами. Трое сыновей-наследников Ярослава поделили Русь между собой на три части: Изяслав получил Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль. Пытаясь первое время сохранить единство киевской Руси, Ярославичи в последствии всё же не смогли преодолеть феодального распада. Положение осложнилось нападением на Русь половцев (1068 год). После поражение Ярославичей на Альте в 1068 году, народное ополчение потребовало выдать ему оружие для оказания сопротивления врагу. После смерти Святослава и Изяслава, Киевский престол занял Всеволод. Всеволоду не удалось предотвратить распад государства и подчинить себе других князей. Только под угрозой уничтожения государства половцами, нападавшими в 1093-1096 и 1101-1103 годах. После смерти Святополка (1113 год) в городе вспыхнуло городское восстание. Владимир Всеволодович Мономах, приглашенный на киевское княжение, издал компромиссный закон, облегчающий положение должников, после этого укрепил свои позиции, усмирив новгородцев и посадил на княжение своих сыновей в Переяславе, Смоленске и Новгороде. Он почти единовластно распоряжался всеми военными силами киевской Руси, направляя их не только против половцев, но и против непокорных вассалов и соседей. В результате половецкая угроза была временно ликвидирована. Несмотря на усилия Владимира Мономаха, направленные на объединение Киевской Руси, объективные центробежные силы заставляли обосабливаться от Киева и друг от друга отдельные русские княжества. Необычайно выросли и окрепли Чернигов, Галич Волынский, Смоленск. После смерти Мстислава в 1132 году, Киевская Русь распалась навсегда.


Истоки культуры киевской Руси уходят в древнюю народную культуру славянских племён. Древнерусская культура достигла очень высокого уровня, в том числе и по сравнению с западноевропейской культурой. Она ощутила на себе влияние Византии. Средоточием наук и искусств были города. В те времена на Руси широчайшее распространение получила грамотность. Если в Западной Европе грамотными были в основном только священники и монахи (единственной дамой, принадлежащей к французской аристократии и умеющей читать и писать, была королева Франции Анна Ярославна – по происхождению русская великая княжна, дочь Ярослава Мудрого), то в Киевской Руси большинство жителей умело читать и писать. Владели грамотой ни только князья, священнослужители, бояре и дворяне, но и многие купцы, ремесленники и землепашцы. До наших дней дошли берестяные грамоты и пергаментные книги, написанные в эпоху Киевской Руси. Не мало сохранилось переводной литературы, церковных книг, различных изборников. Самой ценной книгой, из числа дошедших до нас, является «Остромирово Евангелие». По указу Ярослава Мудрого в Киевской Софии была организована первая на Руси библиотека. Самыми образованными людьми были монахи. Выдающимися деятелями культуры того времени были: киевский митрополит Илларион, новгородский епископ Лука Жидята, Феодисий Печерский, летописцы: Никон, Нестр, Сильвестр. В Киевской Руси широкое распространение получили школы, причем среди них были и женские. Некоторые лица обучались индивидуально (например, Феодосий Печерский). В Киевской Руси государственным языком был язык, являющийся родным для подавляющего большинства жителей, - русский, в то время, как в Западноевропейских монархиях в качестве государственного языка использовался «чужеземный», а к тому же мёртвый, латинский, на востоке не менее «чужеземный» для многих – арабский. Одним из крупнейших достижений мировой культуры является русский эпос.


Древнерусская архитектура стояла на высоком уровне развития. Если первые русские храмы строились византийскими мастерами (Десятинная церковь в Киеве (989 год), Спасский собор в Черниговне (1036 год), Софийские соборы в Киеве (1037 год), в Новгороде (1045 год), в Полоцке (1044-1066 годы), то в более поздние времена православные храмы создавались русскими зодчими. Переняв опыт Византии и сохранив многовековые традиции возведения национальных языческих деревянных храмов и просто светских зданий, русские строители внесли свежие идеи в византийскую статичную схему каменного церковного зодчества.


Живопись киевской Руси представлена монументальной и станковой (фрески, мозаика, иконы) разновидностями, а также книжной миниатюрой. Для монументальной и станковой живописи характерны простота и лаконизм, подчинение изображения архитектонике здания. Книжной миниатюре присущи утонченность, яркое, орнаментальное окружение фигур, обилие золота, что сближает древнерусскую книжную миниатюру с ювелирным искусством. Особенно выразительно прикладное искусство Киевской Руси. Его деревенская разновидность сохраняет в себе немало языческих черт, городская – отличается высокой художественностью.
В своё время Киевская Русь была одним из самых могущественных государств мира. Она играла заметную роль в политике, экономике и культуре Европы. Мы – русские, украинцы и белорусы – наследники древних русичей, можем только гордиться своими великими и достойными предками.

22.11.2008. Павел Иванов-Остославский



Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта