Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Народные поверья и обычаи в нек. селах Рязанской губернии


(по данным "Рязанских епархиальных ведомостей") М.Б. Оленев 2006-2007 гг.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Народные поверья и обычаи в нек. селах Рязанской губернии
RSS



Дружко: "Что же вы это делаете с ними, отоприте?!"
Ему отвечают: "Сейчас, соколики, сейчас!"
Вдруг дверь отворяется ... сваха стоит на пороге в вывороченной овчинной шубе с пустым стаканом в руке, голова у нее повязана замазанной тряпкой.
Дружко наливает в стакан водки и все идут в избу. Невеста в это время сидит за столом и, при входе жениха, выходит из-за стола. Сваха подводит ее к жениху, отец и мать невесты благословляют их обоих. По благословении одну невесту заводят за стол и, рядом с ней садится ее крестный отец.
Дружки, обращаясь к нему, говорят: "Что ты за человек?"
Крестный: "Я - крестный. Я - купец, товар красный продаю. А ты не озорничай. Если желаешь купить - продам".
Дружко: "Я купил вчера".
Крестный: "Если вчера купил , вчера бы и брал. Нам осеребри четыре угла стола, средину его озолоти и налей стакан вина (пустой стакан стоит посреди стола), тогда и бери товар".
Дружко вынимает пять монет, кладет их по углам, а на середину стола наливает стакан вина. Крестный выходит, жениха заводят за стол. Следует опять угощение поезжан.
Затем жениха и невесту выводят из-за стола, сажают на поезд и едут в церковь. Проводивши поезд, отец и мать невесты садятся за стол с двумя стаканами браги. Дружко и жених, отъехав немного, возвращаются к дому невесты и входят в избу.
Дружко: "Батюшка с матушкой! Будущий князь просит вас на хлеб-соль!"
Тогда будущая теща выходит из-за стола и, утирая платочком будущего зятя, говорит ему: "Зятюшка-батюшка! Платочком утирайся - моей дочкой не измывайся, сей конопи, спрашивай рубахи" и влагает этот платок за пазуху жениху.
Дружко с женихом уезжают и нагоняют поезд. При этом, некоторые в узких местах деревни делают преграды поезду и, получив выкуп по стакану водки, пропускают свободно.
Следует венчание. При венчании придерживаются следующего обычая. Если кто, жених или невеста, наступит ногой впредь в церковь или на подножки, тот будет иметь верх над другой половиной. У кого венчальные свечи больше сгорят при венчании, тот прежде умрет.
Невеста венчается с распущенной косой и лицо ее закрывают платком. После венчания сваха заплетает косы у молодой и убирает ее голову как следует быть у женщин.
Из церкви идут в дом отца жениха, молодого. Не доезжая немного до деревни, дружко выделяется из поезда и едет вперед в дом с запросом: "Батюшка с матушкой, желаете ли молодых детушек принять к себе в дом?"
Ему отвечают: "Милости просим!"
Дружко быстро возвращается назад к поезду, который подъезжает ко двору.
Посреди двора накрыт стол, на котором лежит ситный хлеб и жареная курица, присланные из дома невесты. Отец и мать встречают молодых с иконой и с хлебом-солью и благословляют их. Когда молодых поведут в избу, дружко разламывает приготовленные хлеб и курицу и раздает молодым.
Затем следует пирование, продолжающееся, смотря по состоянию, от 3-х до 5-ти дней.
Такой обычай соблюдается при свадьбах в деревнях, но в селе Истье бывает совсем иначе.
В день брака приглашается причт в дом жениха и служится молебен Божией Матери. После молебна, при пении "Достойно есть", отец и мать - родные и крестные, благословляют жениха. По благословении дружко заводит жениха за стол и приглашает причт присесть. Предлагается закуска и разносится по три рюмки водки.
В заключение дружко наливает три рюмки и ставит их на стол. Этим заканчивается церемония, и все идут к дому невесты вместе с причтом.
В доме невесты бывает то же, что и в доме жениха. Отслуживши молебен в доме невесты, причт вместе с женихом, невестой и поезжанами едут (а большей частью идут) в церковь. Следует венчание.
После брака причт провожает молодых до дому, иногда в венцах. В доме (на дворе или в сенях) молодых встречают отец и мать: отец - с иконой, а мать - с хлебом-солью и, при пении причтом "О тебе радуется", благословляют новобрачных.
Затем предлагается закуска, а где и чай - как молодым, так и причту. По окончании беседы, священник преподает благословение новобрачным и вместе с причтом уходит. Вечером уже собираются родственники и следует свадебный пир.

С. Ибердус Касимовского уезда8

Ибердусовские жители не чужды некоторых суеверий и предрассудков, свойственных необразованному простому народу; из них известны следующие:
Верят в существование домовых и оборотней: у кого сыта и здорова скотина, это значить - домовой любить ее и холить, т. е. ухаживает за нею.
Мертвецы удавленники свободно могут выходить из своих могил, и вредить живым. Чтобы отвратить гибельное влияние мертвецев, нужно будто бы вбивать между лопаток мертвеца осиновый кол. Хотя, надобно заметить, на деле никогда не было и не бывает таких случаев.
Если кто икает легко, то говорят, что его в это время кто-нибудь поминает, а если - сильно, то бранят.
У кого свербит переносица, тому слышать про покойника.
У кого свербит под глазами, тому в этот день о чем-нибудь плакать.
Деньги медные видеть во сне означает слезы.
Выезжать в дорогу в понедельник не должно: понедельник день тяжелый, в пути благополучно быть не может; также не предвещает добра, когда перебежит дорогу заяц.
Когда кто кричит в лесу или на берегу, то эхо обыкновенно повторяет слова его. Суеверные утверждают, что это отзывается леший, имея намерение заманить того человека в свое жилище, который кричит. Леший бывает по величине в рост леса.
Простолюдины утверждают, что земля держится на 4-х великих китах.
Суеверные думают, что ко вдовым женщинам летают ночью огненные змеи и являются им в виде их мужей.
Видя на болотах или кладбищах блуждающие огни, почитают их за дьявола.
Когда кошка умывается к себе лапой, то это предвещает, что к хозяину в тот день будут гости.
Когда насекомое кузнечик ползает и чирикает по углам горницы, суеверный полагает, что он выживает живущего из дома.
Птица - кукушка почитается за предсказательницу. Сколько раз она прокричит, столько лет остается жить тому человеку, которому она кукует.
Когда ворон прилетит, сядет на кровле дома, и станет кричать; то это предзнаменует, что непременно в той дому умрет кто-нибудь, или будет какое-нибудь несчастие.
Если курица запоет петухом, то это предвещает, что с хозяином случится какое-нибудь несчастие, что называется не перед добром, и тогда курице этой отвертывают голову, или режут ее.
У кого чешется ладонь, тому получать деньги.
Когда появится летучий огонь - болезнь, случающаяся у детей; тогда велят больному присечь из кремня и огнива огонь, и удостоверяют, что болезнь от того пройдет.
Когда в каком-нибудь доме собака воет, то уверяют, что быть там беде.
Вышедший из утробы младенед с сорочкой почитается от простолюдинов счастливым, отчего и произошла пословица в сорочке родился.
Ежели в каком-нибудь доле стены трещат, то значить, что из сего дома живущие в скором времени перебираться должны.
Тараканов почитают предчувствующими, и когда в каком-нибудь доме быть пожару, то уверяют, что все тараканы дня за два из того дома станицами выходят.
У кого горят уши, то где-нибудь в то время переговаривают: когда же в ушах зазвенит, то, загадав что-нибудь, спрашивают, в котором ухе звенит? И когда отгадают, в каком ухе звенит, то загаданное сбудется.
Если загадать пред новым годом, то можно узнать будущее. В то время льют в воду олово или воск, и, смотря по форме того или другого слитка, предвещают кому венец, кому гроб.
В день Благовещения птица гнезда не вьет.
В великий четверг, кто имеет лихорадку, или накожную сыпь, должен искупаться до восхода солнца. В этот же день завязывают в полотно кусок соли, обжигают его в печи, и сохраняют для подачи на стол в светлый праздник. Говорят, эта соль полезна для овец, для коров, от боли живота, от сглаза.
Боязнь грома, излечивается хлебом, на котором есть плесень. Надобно сесть этот хлеб во время грозы.
Когда кто похвалит младенца, то мать, или старшая кто-нибудь из женщин в доме, облизывает ему лице три раза, плюет на землю, чтобы не появлялась болезнь с глазу.
Когда придет кому в голову мысль, и случится, что в то время другой нечаянно чахнет; то это значить, что задуманное действительно сбудется.

С. Ибердус Касимовского уезда9

а) Распространено убеждение и вера в силу, и значение "Сна Пресвятой Богородицы" и уважение к 12-ти пятницам. Думают, что
1) кто постится (ничего ест) в пяток 1-й недели Великого поста, тот не умрет внезапно;
2) кто постится в пяток страстной недели, тот сохранен будет от врага;
3) кто постится в пяток перед Вознесением Господним, тот сохранен будет от водного потопления;
4) постящийся в пятницу перед Троицыным днем будет сохранен от острого меча;
5) постящийся в пятницу перед Рождеством Иоанна Предтечи сохранен будет от недостатка и скудости;
6) постящийся в пятницу перед празднованием в честь Космы и Дамиана от великого греха сохранен будет;
7) постящийся в пятницу перед днем Илии пророка избавлен будет от вечной муки;
8) постящийся в пятницу перед праздником Успения Божией Матери записан будет на престоле у Пресвятой Богородицы;
9) постящийся в пятницу перед праздником Архангела Михаила избежит мытарств сатанинских;
10) постящийся в пятницу перед Рождеством Христовым при смерти своей узрит Пресвятую Богородицу;
11) постящийся в пяток перед Благовещением Пресвятой Богородицы от убийства будет сохранен;
12) постящийся перед Богоявлением Господним узрит имя свое написанным в книге живота;
б) Верят также в существование домовых и оборотней. Оборотень по их понятиям, есть никто другой, как дитя, умершее без святого крещения. Душа его, не принятая на небе, принуждена блуждать на земле по лесам и другим местам.
в) Отзывающееся в лесу от чьего-либо крика эхо ее есть простей отзвук кричащего голоса, но голос лешего, старающегося заманить его в свое логовище.
г) Затмение солнца или луны, равным образом появление кометы с длинным хвостом есть предвестие войны, или мора, голода, и т.п.; точно также размножение на полях мышей во время зимы предвещает или общий неурожай хлеба, или войну.
д) Родившийся младенец в отонке почитается счастливцем: в сорочке рожден он, обыкновенно говорят о человеке, который неожиданно, получает в чем-либо удачу.
е) Тараканы черные, ползущие массами из дома, предвещают пожар.


Страницы: 1 2 3 4 5 #

Текущий рейтинг темы: Нет