Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА


СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА (по данным "Рязанских епархиальных ведомостей" за 1865-1894 гг.) М.Б. Оленев 2007-2008 гг.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА
RSS



В 1872 году из духовного звания исключен уволенный из Высшего отделения Рязанского духовного училища Иоанн Раменский.

РЕТКИН
Фамилия происходит от названия села Чемврово (Чамрово, Реткино) Рязанского уезда. Никольская церковь в селе упоминается в платежных книгах 1597-98 года.
В 1865/66 году на Высшем отделении 2-го Рязанского духовного училища обучался Иван Реткин.

РИПИДИН
Рипида (греч. - "опахало, веер") - богослужебный предмет в виде прикрепленного к длинному древку круга из золота, серебра или позолоченной бронзы, с зазубринами в виде лучей по краю и с изображением шестикрылого серафима в центре. Символизируя ангельские силы, отгоняющие злых духов, Р. используется при совершении таинства Евхаристии - осеняет потир и дискос, а также в Крестном ходе с участием епископа и в других важных случаях (у св. мощей, Св. Евангелия на полиелее).
Обычно Р. помещаются в алтаре, по бокам от архиерейской кафедры214.
В 1874 году из духовного звания исключен нигде не учившийся сын диакона села Казарь Рязанского уезда Иоанн Рипидин.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ и РОЖДЕСТВИН
Рождество Христово - один из двунадесятых праздников, отмечаемый 25 декабря (7 января), в день зимнего солце-ворота. В основе праздника евангельское сказание о рождении в Вифлееме Сына Божия Пресвятой Девой Марией.
Первоначально Р. X. праздновалось 6 (19) января, т. е. одновременно с Крещением. Примерно с IV в., сначала на Западе (в Риме), а потом на Востоке Р. X. выделилось в самостоятельный праздник. Одной из причин явилась важность обоих событий, в результате чего день празднования оказывался перенасыщенным. Другой, не менее важной, выступила необходимость противодействия язычеству: 25 декабря (7 января), в день зимнего солнцеворота, в Риме отмечались календы, языческий праздник солнца. Празднование в этот день Р. X., начавшись в Риме, при св. Иоанне Златоусте распространилось и на Востоке. Темой праздника выступило Рождение Иисуса Христа - Солнца Правды, "нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася" (Символ веры).
В 746 г. от основания Рима Цезарь Август издал указ о переписи населения в империи. В связи с тем, что каждый из римских подданных должен был зарегистрироваться в том месте, откуда он был родом, Пресвятая Дева Мария и Иосиф Обручник, жившие в Назарете, вынуждены были отправиться в Вифлеем. После долгого и утомительного (особенно для Марии, которой надлежало скоро родить) пути они прибыли туда, однако все гостиницы и постоялые дворы были заняты. Марии и Иосифу удалось найти приют лишь в пещере, где во время непогоды укрывали скот. Там, в св. ночь 744 г. от основания Рима, или 5508 г. от сотворения мира, и родился Спаситель. Пресвятая Дева спеленала Младенца и положила Его в ясли, где обычно лежал корм для скота.
Первыми о Рождестве узнали вифлеемские пастухи: об этом им возвестили ангелы. Нужную пещеру они нашли благодаря необычайному свету, исходившему от нее. На поклонение к Младенцу пришли с дарами (золото, ладан и смирна) восточные волхвы, узнавшие о священном событии по знамению в виде особенной звезды, появившейся на небе; она и привела их к пещере (Лук. 2:1-20).
Мир ждал прихода Спасителя 5508 лет. Бог многократно через пророков возвещал человечеству о том, как это произойдет.
И тем не менее, Его явление оказалось неожиданным - как по времени, так и по форме. Мессия, Который, как ожидали иудеи, торжественно сойдет на землю в царских одеждах и сиянии славы, появился на свет в пещере для скота и всю земную жизнь являл Собой образец смирения и кротости. Для многих это было и остается камнем преткновения.
Празднику Р. X. предшествует сорокадневный пост - Рождественский, или Филиппов215.
Дьячком села Ярустово Спасского уезда состоял Андрей Рождественский (†1871).

РОЗАНОВ, РОЗИН и РОЗОВ
Роза (Сир. 24:15; Прем. Сол. 2:8 и др.). Роза на Востоке составляет царицу цветов по своему запаху, цвету и красоте наружной формы. В 3 кн. Езд. (2:19) она, вместе с лилиями, представляется, как лучшее украшение садов и как образ полной жизненной красоты. Она вплеталась у древних в венки при торжественных случаях и при религиозных службах. Долина Саронская по своей почве и положению была более способна производить наиболее красивые розы. Некоторые виды роз растут доселе еще в Палестине, но, по мнению некоторых, так называемая Саронская роза, составляет вид тюльпана, или нарцисса, и встречается в большом разнообразии и обилии в долине Саронской. Известная в ботанике роза Иерихонская растет в песчаных степях Сирии, Египта и Аравии; жесткие стебли ее в сухом состоянии свертываются и, вырванный из песка ветром, перекатываются нередко черёз всю степь, в сыром же воздухе растение опять расправляется и его ветви принимают прежний вид216.
Священником села Дубровичи Рязанского уезда (с 1854 года) состоял Павел Петров Розанов (†1894).

РОМАНОВ и РОМАНОВСКИЙ
Фамилии происходят от названия села Романово (есть в Касимовском и Рязанском уездах).
Пономарем села Дубровичи Рязанского уезда состоял Артемий Романов (†1882).

РОСТИСЛАВЛЕВ
Фамилия происходит от названия села Погост Ростиславль Зарайского уезда. Успенская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Священником Троицкой церкви г. Касимова (с 1827 по 1864 гг.) состоял Павел Ананиев Ростиславов (†1889).

РУДИНСКИЙ
Фамилия происходит от названия села Рудинка Скопинского уезда. Троицкая церковь в селе была построена в 1-й трети XVIII века.
Диаконом села Знаменское Раненбургского уезда состоял Иаков Рудинский (†1871).

РЯЖСКИЙ
Фамилия происходит от названия г. Ряжска.
Священником села Марчуки Ряжского уезда (с 1814 по 1830 годы) состоял Иоанн Васильев Ряжский.

РЯСИН и РЯССКИЙ
Название Рясы на Рязанской земле встречается достаточно часто. Это - Благие (Никольские, Благие Рясы) Раненбургского уезда, Верхние Раковы Рясы (Голожохово) Раненбургского уезда, Верхние Рясы Спасского уезда, Лихоревщина (Рясы) Раненбургского уезда, Нижние Раковы Рясы (Зенкино) Раненбургского уезда, Никольское (Пиковы Рясы) Раненбургского уезда и Свищевка (Ягодные Рясы) Данковского уезда.
Толковый словарь В. Даля так определяет понятие ряса - мокредь, мокрота, слякоть; ряз. топкое, мокрое место, мочижина217.
В 1882 году на священническую вакансию в село Вакино Зарайского уезда определен Кирилл Рясский.

С

САБЧАКОВ (СОБЧАКОВ)
Фамилия происходит от названия села Сапчаково (Собчаково) (есть в Сапожковском и Спасском уездах).
Священником села Канино Сапожковского уезда (с 1846 по 1860 годы) состоял Василий Симеонов Сабчаков.

САДОВНИКОВ
Садом называется первое место жительства человека в Едеме (Быт. 2:8). От этого Божьего сада взяты иносказания в Иез. 28:13, 31:4 и дал. Конечная слава изображается также как жизнь в раю (Отк. 2:7, 22:1 и дал.).
Священником села Козлово Зарайского уезда (с 1838 года) состоял Гавриил Матвеев Садовников (†1871).

САМАРИН
Фамилия происходит от названия села Большой Ржавец (Самарино) Раненбургского уезда. Казанская церковь в селе построена в 1835 году.
Причетником села Федоьево Спасского уезда состоял Алексий Самарин (†1885).

САПКОВ
Фамилия происходит от названия села Сапково Михайловского уезда. Успенская церковь в селе упоминается в писцовых книгах 1616 года.
В 1888/89 году в I классе Рязанского духовного училища обучался Александр Сапков.

САПОЖКОВ
Фамилия происходит от названия г. Сапожка.
В 1879 году на священническую вакансию в село Красный Угол Сапожковского уезда определен Георгий Александров Сапожков.

САПФИРОВ
Сапфир (блестящий, сияющий) (Исх. 28:18; Откр. 21:19) - драгоценный камень, по своей красоте, блеску, твердости, уступающий только алмазу. Цвет его глубоко-лазуревый, или васильковый, подобный небесному цвету. Сапфир был вторым камнем во втором ряду камней судного наперсника первосвященника. В книге Откровения сапфир поставлен в числе основных камней св. града Божия Иерусалима небесного218.
Священником села Выжелес Спасского уезда (с 1836 по 1883 годы) состоял Иоанн Григорьев Сапфиров.

САРДОНИКОВ
Сардоникс (Откр. 21:20) - драгоценный камень, соединяющий всебе красный цвет сардиса и белизну оникса, откуда и получил свое название. В Книге Бытия этот камень представляется как особое произведение земли Хавила (Быт. 2:12). На двух таких камнях были вырезаны имена колен сынов Израилевых (Исх. 28:9, 12). В Откровении он значится в числе камней, украшающих основание стен св. града Иерусалима. Сардоникс применяется для перстней, печатных камней и резьбы219.
Диаконом села Гусевский Погост Касимовского уезда состоял Макарий Сардоников (†1874).

САСЫКИН
Фамилия происходит от названия села Сасыкино Спасского уезда. Никольская церковь в селе упоминается в писцовых книгах 1629-30 годов.
Псаломщиком села Юшта Спасского уезда состоял Андрей Сасыкин (†1884).

СВЕТИЛИН
Светило (??????) = осветитель, прояснитель; чаще небесные светила, звезды, свет. В Быт. 1:16 "светило великое", т.е. солнце, которое по своей величине больше всех других светил небесных; "светило меньшее" - т.е. луна, которая менье солнца по объему и меньше имеет силы света220.
Священником села Голдино Михайловского уезда (с 1849 года) состоял Емелиан Космин Светилин (†1881).

СВЕТЛОВ
Свет (???) = евангельское учение и все просвещающее разум человека (Деян. 26:23); так называется Сын Божий (Иоанн. 1:8; 3:19); всякий проповедник евангелия (Мф. 5:14), все светлое как чувственное, или вещественное, так и духовное (Иак. 1:17)221.
Священником села Спасское (Хитрово) Данковского уезда (с 1851 года) Петр Димитриев Светлов (†1876).

СВЕТОЗАРОВ
Светозарный (????????) = светлый, блистательный, цветущий222.
Дьячком села Красная Слобода Сапожковского уезда состоял Михаил Светозаров (†1879).

СВИРЕЛИН
Свирели (?????) = полые внутри, просверленные насквозь инструменты, к типу которых принадлежит нынешняя флейта или кларнет - вообще духовные инструменты (Исайи 5:12)223.
Причетником села Незнаново Ряжского уезда состоял Иоанн Свирелин (†1884).

СВИСТОВ
Фамилия происходит от названия села Свистово (Желобки) Михайловского уезда. Преображенская церковь в селе упоминается в писцовых книгах 1616 года.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта