|
|
|
|
Причетником, исправляющим должность псаломщика при церкви села Малахово Касимовского уезда состоял Аркадий Покровский (†1876).
ПОЛИВАНОВ Фамилия происходит от названия села Поливаново Михайловского уезда. Дмитриевская церковь упоминается в окладных книгах 1676 года. Диаконом села Митино Касимовского уезда состоял Василий Поливанов (†1883).
ПОЛОТЕБНОВ Фамилия происходит от названия села Полотебна (Подовечье) Скопинского уезда. Казанская церковь в селе построена в 1801 году. Священником села Верхний Екимец Раненбургского уезда (с 1877 года) состоял Григорий Иоаннов Полотебнов (†1884).
ПОЛЯНСКИЙ Фамилия происходит от названия села Полянки (есть Зарайском и Пронском уездах). Дьячком села Полянки Пронского уезда Андрей Полянский (†1874).
ПОМЕРАНЦЕВ Померанец (Citrus aurantium) - цитрусовый представитель семейства Рутовых (Rutaceae). Дерево с длинными острыми колючками. Плод оранжево-красный, похожий на апельсин с толстой шероховатой коркой, вкус горький, несъедобный. Священником Сергиевской церкви села Половнево Михайловского уезда Иоанн Померанцев (†1872).
ПОНОМАРЕВ Пономарь (официально - парамонарь; от греч. paramonarios - "приставник", "привратник") - низшая церковная должность. С сер. XX в. наименование "П." заменяется на "алтарник"203. Пономарем Красно-Чулковского прихода Пронского уезда состоял Василий Пономарев (†1877).
ПОПОВ Поп - священник, иерей, пресвитер204. Священником села Нарма Касимовского уезда (с 1813 по 1842 годы) состоял Василий Иоакимов Попов.
ПОПОВИЦКИЙ Фамилия происходит от названия села Поповичи Зарайского уезда. Христорождественская церковь в селе упоминается в XVI веке. В 1880 году на священническую вакансию в село Столпово Зарайского уезда определен Андрей Поповицкий.
ПРАВДОЛЮБОВ Правдолюб - любитель правды205. Священником села Давыдово Касимовского уезда (с 1861 года) состоял Авдий Симеонов Правдолюбов (†1887).
ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ Преображение Господне - один из двунадесятых праздников, отмечаемый 6 (19) августа. В этот день вспоминается произошедшее еще при Его земной жизни явление Иисуса Христа в сиянии Божественной славы трем избранным ученикам. Преображение Христа, родившегося от земной женщины, открыло дорогу преображению всего человечества. Прошло три с половиной года с того момента, как Иисус Христос начал проповедовать. Приближался день Распятия, и Спасителю важно было укрепить в учениках веру в Него как в Сына Божия, для того чтобы, когда Он будет распят, они знали бы, что это было сделано Им добровольно, ради спасения мира. Однажды, когда Господь с учениками был неподалеку от Назарета, Он предложил троим из них (Петру, Иакову и Иоанну) подняться на вершину горы Фавор, знакомой Ему еще с детства. Подъем был крут и труден, начинало темнеть, и оказавшись на вершине, ученики решили передохнуть и задремали. Господь молился в некотором отдалении от них. Внезапно облик Его изменился: "и просияло лицо Его, как солнце, одежды же его сделались белыми, как свет" (Мф. 17:2). Неземной свет, исходивший от Сына Божия, разбудил апостолов, и они увидели, как "два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия. Явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме" (Лук. 9:30-31). Под "исходом" подразумевались грядущие Страдания и Крестная смерть Спасителя, которые ожидали Его в Св. городе. Через мгновение сошедшее облако скрыло всех троих из глаз апостолов, "и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный; Его слушайте" (Мк 9:7; см. также Мф. 17:5). В страхе и благоговении ученики пали на землю и поднялись только тогда, когда услышали знакомый голос: Спаситель вновь стоял перед ними в привычном для них облике. Преображение произошло за 40 дней до Пасхи, но из-за того, что его празднование всегда приходилось бы на Великий пост, оно совершается в августе, за 40 дней до праздника Воздвижения Креста. Согласно Уставу, в день П. Г. освящаются новые плоды. На Востоке это прежде всего виноград; на Руси, где виноград не растет, его заменили яблоки (на Крайнем Севере - овощи). Отсюда народное название праздника Преображения - "Яблочный Спас". Яблоки и другие плоды нового урожая приносят в храм, освящают, читают благодарственные молитвы за щедрые дары, а затем вкушают206. Священником села Нижний Белоомут Зарайского уезда (с 1815 по 1855 годы) состоял Иоанн Васильев Пребраженский.
ПРИЛУЦКИЙ Фамилия происходит от названия села Прилуч Михайловского уезда. Никольская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года. Священником села Бордаково Спасского уезда (с 1881 года) состоял Иоанн Васильев Прилуцкий (†1883).
ПРИМОГЕНИТОВ и ПРИМОГЕНОВ Фамилии латинского происхождения. Primogenitus - первородный, первенец. Священником села Спасское (Озерки) Скопинского уезда (с 1841 года) состоял Андрей Васильев Примогенитов (†1886).
ПРИТВОРОВ Притвор - самая западная часть храма, непосредственно у входа; от остального храмового пространства зачастую отделена стеной. П. олицетворяет земной, плотский мир, подчиненный законам пространства и времени. П. - общедоступное место в храме; в древности там имели право находиться не только оглашенные, но и язычники, раскольники, иудеи. Сейчас в П. совершаются литии207 на великих вечерях, панихиды по усопшим, дается очистительная молитва женщине по истечении сорока дней после родов (без этого она не может входить в храм), обручение и т. п. Там же, как правило, продают свечи, крестики, книги, раздают (или продают) просфоры. Во время богослужения в П. стоят те, на кого духовник наложил епитимию, а также те, кто по каким-либо причинам считает себя недостойным войти в среднюю часть храма. П. также называют "трапезой": в раннехристианский период там после литургии устраивались общественные трапезы - "вечери любви", или "агапы". Кроме того, в П. устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. В настоящее время братия некоторых монастырей использует П. в качестве трапезной. Помимо "внутреннего притвора", о котором было сказано выше, существует так называемый "внешний притвор" (Паперть)208. В 1887 году псаломщиком села Губкино Спасского уезда состоял Василий Притворов.
ПРОКИМНОВ Прокимен (греч. - "впереди лежащий") - краткий стих из Священного Писания, "преднапутие праздников и наступающих дней". Представляет собой стих, заимствованный из псалмов (исключение составляет литургийный П. "Величит душа Моя Господа..." (Лук. 1:46-48), исполняемый в Богородичные праздники), и используемый применительно к теме данного празднования (или к общему значению службы данного дня). Как правило, сопровождается одним или несколькими стихами, дополняющими и поясняющими его. П. обычно звучит перед чтением Апостола, Евангелия и паремий, служа как бы предисловием к ним; его произносит диакон или чтец, и повторяют поющие на клиросе209. Диаконом села Высокое Скопинского уезда Иоанн Прокимнов (†1871).
ПРОЛОГОВ Пролог (по-гречески "????????") - славянский церковно-учительный сборник, в котором содержатся краткие жития всех православных святых, почитаемых в славянских странах, а также повествования об основных церковных праздниках. Тексты в П. расположены по дням года - с сентября по август, в соответствии с неподвижным годовым церковным кругом. В Четьиих Минеях, в отличие от П., содержатся полные жития210. Псаломщиком села Кораблино (Горетово) Рязанского уезда в 1894 году состоял Симеон Прологов.
ПРОТАСОВ Фамилия происходит от названия села Протасово (Огломазовское) Зарайского уезда. Успенская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года. В 1884 году псаломщиком в село Николаевская Тума Касимовского уезда определен Николай Протасов.
ПРОТАСЬЕВ Фамилия происходит от названия села Протасьев Угол Сапожковского уезда. Архангельская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года. В 1886 году на диаконскую вакансию в село Деревенское Спасского уезда определен Василий Протасьев.
ПРУДЕНТОВ Фамилия латинского происхождения. Prudentia - умение, предусмотрительность, prudenter - рассудительно, разумно. Священником села Назарьево Сапожковского уезда (с 1851 по 1879 годы) состоял Алексий Иоаннов Прудентов (†1888).
ПРУДКОВ Фамилия происходит от названия села Прудки (есть в Зарайском и Касимовском уездах). Диаконом села Горлово Скопинского уезда (с 1892 года) состоял Петр Прудков (†1894).
ПУПКОВ Фамилия происходит от названия села Пупки (есть в Раненбургском и Скопинском уездах). В 1897 году Рязанскую Духовную семинарию окончил Евгений Пупков.
ПУТЯТИН Фамилия происходит от названия села Путятино (есть в Раненбургском и Сапожковском уездах). Дьячком села Путятино Раненбургского уезда состоял Алексий Путятин (†1875).
ПУЩИН и ПУЩИНСКИЙ Фамилия происходит от названия села Пущино (Крутец) Рязанского уезда. Казанская церковь в селе построена в 1801 году. Священником села Макеево Сапожковского уезда (с 1881 года) состоял Димитрий Акинфиев Пущинский (†1889).
ПЯТНИЦКИЙ Пятница - с первых веков христианства почитается как день Крестных страданий Спасителя. По этой причине в П. был установлен пост - как и в среду, день, когда Иуда пришел к первосвященникам с предложением предать Господа и получил за это тридцать сребреников. У иудеев также существовал обычай двукратного поста в неделю - в понедельник и четверг (в Лук. 18:12 фарисей говорит: "пощусь двакраты в субботу", т. е. дважды в неделю). Церковь сравнивает постные среду и П. с двумя ангелами, ведущими в рай тех, кто проводил эти дни благочестиво, в пощении телесном и духовном ("Слово св. отца Пахомия о среде и пятке"). В честь этого дня получила свое имя св. мученица Параскева (греч. - "П."). Храмы, посвященные ей, до сих пор называют "пятничными"211. Священником Христорождественской церкви в Сторожевой слободе г. Данкова (с 1838 года) состоял Иоанн Николаев Пятницкий.
Р
РАДЕЕВ Радение = старание, подвиг212. Радеть = желать на радость, стараться213. Диаконом Екатерининской церкви г. Рязани (с 1885 года) состоял Александр Радеев (†1889).
РАМЕНСКИЙ Фамилия происходит от названия села Раменки (Десятниково) Егорьевского уезда. Богородицерождественская церковь в селе упоминается в 1578 году.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|