Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА


СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА (по данным "Рязанских епархиальных ведомостей" за 1865-1894 гг.) М.Б. Оленев 2007-2008 гг.

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   СЛОВАРЬ ФАМИЛИЙ РЯЗАНСКОГО ДУХОВЕНСТВА
RSS




НЕКРАСОВ, НЕМЕРЦАЕВ, НЕМОЛВИН, НЕУРОНОВ и НЕШУМОВ
Фамилии, созданная с целью выделить поведение и моральные качества их носителей.
Священником села Пирочи Зарайского уезда состоял Алексий Некрасов (†1873).

НИКИТИНСКИЙ
Фамилия происходит от названия сел Никитинское (Докудовское) или Никитинское (Перекладниково) Пронского уезда.
Священником села Верхнее Маслово Зарайского уезда (с 1811 по 1846 годы) состоял Максим Стефанов Никитинский.

НИКОЛИН и НИКОЛЬСКИЙ
Николай святитель - великий чудотворец, живший в IV веке. Родился в г. Патары (южное побережье Малоазийского полуострова) по молитвам бездетных благочестивых родителей и с детства преуспевал в молитве и благочестии. Уже в юные годы стал священником, потом был избран епископом города Миры Ликийские. Служа Богу и людям в архиерейском сане, святитель Николай явился образом истинного пастыря христианской Церкви, исполненным глубокой веры, кротости и любви к людям. Он помогал неимущим, больным и неправедно заключенным, защищал оклеветанных, боролся с ересями. После кончины (ок. 345 г.) святитель Н., называемый Чудотворцем, совершал и ныне совершает бесчисленные чудеса, защищая обидимых, спасая погибающих, освобождая неправедно заключенных, помогая всем, с верою к нему обращающимся. Его мощи, обильно источающие благоуханное миро, находятся в г. Бари в Италии. Память святителя Н. празднуется Церковью 6/19 декабря и 9/22 мая.
Фамилия Никольский происходит от названия села Никольское, которых в Рязанской епархии было довольно много: Бокино Старое (Никольское) Ряжского уезда, Долгомостье (Долгий Мост, Никольское) Зарайского уезда, Дурное (Никольское) Пронского уезда, Копнино (Никольское) Сапожковского уезда, Круги (Никольское) Егорьевского уезда, Никольское Данковского уезда Никольская, Никольское Рязанского уезда, Никольское Скопинского уезда, Никольское (Архангельское, Ранова) Данковского уезда, Никольское (Гагарино) Раненбургского уезда, Никольское (Гагарино) Раненбургского уезда, Никольское (Жуково) Данковского уезда, Никольское (Колычево) Егорьевского уезда, Никольское (Мышинка) Данковского уезда, Никольское (Пиковы Рясы) Раненбургского уезда, Никольское (Пиковы Рясы) Раненбургского уезда, Никольское (Серебряное) Раненбургского уезда и Острый Камень (Никольское) Данковского уезда.
Диаконом Лазаревской кладбищенской церкви г. Рязани (с 1877 года) состоял Александр Никольский (†1889).

НИКУЛИЦКИЙ
Фамилия происходит от названия села Никуличи (Микуличи) Рязанского уезда. Георгиевская церковь в селе упоминается в платежных книгах 1597-98 года.
Священником села Острое Пластиково Сапожковского уезда (с 1859 г.) состоял Петр Евграфов Никулицкий.

НИЛОВСКИЙ
Фамилия происходит от названия села Нилово Данковского уезда. Нило-Столбенская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Дьячком села Жуково Данковского уезда состоял Андрей Ниловский (†1876).

НОВОАЛЕКСАНДРОВ
Фамилия происходит от названия села Новоалександровское (Жерновские выселки) Скопинского уезда. Богородицерождественская церковь в селе построена в 1770 году.
В 1875 году из духовного звания исключен нигде не учившийся сын пономаря села Дубровичи Рязанского уезда Димитрий Новоалександров.

НОВОИВАНОВСКИЙ
Фамилия происходит от названия села Новоивановское (Окалок) Данковского уезда. Предтеченская церковь в селе построена в 1771 году.
В 1870 году Данковское духовное училище окончил Николай Новоивановский.

О

ОВСЯННИКОВ
Фамилия происходит от названия села Овсянниково Пронского уезда. Борисоглебская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Исправляющим должность псаломщика села Красный Холм Спасского уезда состоял Михаил Овсянников (†1882).

ОГНИН
Овладение огнем является основным условием возникновения человеческой цивилизации. В Библии, в отличие от языческой мифологии, ничего не сообщается о познании О., а говорится лишь о его использовании188.
В 1868 году в Скопинский Свято-Духов монастырь определен уволенный из III класса Скопинского духовного училища Василий Огнин.

ОДОЕВ
Фамилия происходит от названия села Покровское (Одоевщина) Данковского уезда. Покровская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Пономарем Благовещенской церкви села Старая Рязань Спасского уезда состоял Иаков Одоев (†1870).

ОЗЕРИЦКИЙ
Фамилия происходит от названия села Озерицы Зарайского уезда. Ильинская церковь в селе упоминается в писцовых книгах 1616 года.
Исправляющим должность псаломщика села Озерицы Зарайского уезда состоял Прокопий Озерицкий (†1883).

ОКАЕМОВ (ОКОЕМОВ)
Фамилия происходит от названия села Окаемово (Пощупово) Рязанского уезда. Никольская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Пономарем села Окаемово Рязанского уезда состоял Иоанн Окаемов (†1870).

ОКУНЬКОВ
Фамилия происходит от названия села Окуньково (Кунково) Михайовского уезда. Дмитриевская церковь в селе упоминается в окладных книгах 1676 года.
Дьячком села Любич Зарайского уезда состоял Гавриил Окуньков (†1869).

ОЛИВКОВ
Оливковое дерево или маслина - эц а-аайт. Оливковое дерево или маслина, лист которой принес радостную весть плававшему в ковчеге Ною (Быт. 8:11), встречается в древнейшей притче, которую сохранила нам Библия (Суд. 9:8 и дал.); также у Давида, как символ блаженства и благословения (Пел. 51:10; 127:3) и у пророков, как символ красоты, обилия и силы (Иер. 11: 16; Ос. 14:1); о двух маслинах срав. Рим. 11:16 и дал.; Зах. 4:3 и дал. и Отк. 11:3 и дал.
Диаконом Воскресенской церкви г. Рязани был Мартин Оливков (†1869).

ОПОКИН
Опока = скала, камень189.
Священником села Березовское Рязанского уезда (с 1870 по 1892 годы) состоял Петр Георгиев Опокин (†1892).

ОРАНСКИЙ и ОРАНТОВ
Оранта (от "молящийся", лат.) - один из иконографических образов Богоматери, который сформировался в Средние века и имел корни в раннехристианском искусстве. Богоматерь О. изображена в рост с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми от себя ладонями. Получила распространение на иконах и в живописи Византии и Древней Руси IX-XIII вв190.
Диаконом Вознесенской церкви г. Раненбурга был Алексий Оранский (†1878).

ОРЛОВ
Практически все "орлиные характеристики" - положительные. "Как орел (выглядеть как орел, орел орлом)" - о молодцеватом, сильном, чрезвычайно бодро выглядящем человеке. "Сердце как у орла" - о человеке с очень открытой, широкой натурой. "Нос как у орла" - о чьем-либо крупном, с горбинкой носе191.
Диаконом села Демкино Раненбургского уезда состоял Аввакум Орлов (†1873).

ОТРАДИН
Отрада (????????) = прохлада, ободрение, восстановление сил (Исх. 8:15)192.
Дьячком села Никитинское Егорьевского уезда был Косма Отрадин (†1879).

П

ПАВЛИНОВ
Павлин (Pavo cristatus). Родиной этой необычайно красивой птицы семейства фазановых считаются Индия и Шри-Ланка. На Востоке мясо П. употребляли в пищу; у римлян языки и мозг этой птицы считались деликатесом. В Израиле же П. рассматривали исключительно как декоративных птиц. Это утверждение верно, если под евр. Словом туккийим следует понимать П., которых доставляли Соломону (3 Цар. 10:22; 2 Пар 9:21).
В 1887 году на священническую вакансию в село Уда Сапожковского уезда определен учитель Чуриковской школы Скопинского уезда, окончивший курс семинарских наук Иоанн Павлинов.

ПАЛИЦЫН
Палица - имеет тот же духовный смысл, что и набедренник, но более похожа на меч. Представляет собой ромбовидный плат с крестом посередине, одним углом прикрепленный к ленте. Является частью богослужебного облачения архиерея или архимандрита (для последнего - с XVI в.). По сравнению с набедренником, П. принадлежит к более высокому уровню, т. к. символизирует еще и край полотенца, которым Спаситель отирал ноги ученикам. Ее могут получить в награду игумен и протоиерей (утверждено в XVIII в.)
Носится на правом боку; набедренник в этом случае перевешивается на левый бок193.
Исправляющим должность псаломщика Ильинской церкви г. Касимова был Герасим Палицын (†1876).

ПАЛЛАДИН
Паллада ((греч. ?????? - Дева) - прозвище Афины, вечно девственной богини, дочери Зевса.
Согласно мифу, царь богов проглотил свою супругу океаниду Метиду, беременную А. Гефест расколол голову Зевса ударом молота, и на свет появилась Афина в полном снаряжении (изображение на вост. фронтоне Парфенона). Существует мнение, что А. как божество имеет догреч. происхождение. В частности, ее воинств, характер и снаряжение - шлем, копье, щит и эгида - заимствованы у богини войны и города эпохи бронзы, т.е. из той эпохи, к к-рой примыкал раннегреческий культ А. Победив в споре с Посейдоном, А. стала покровительницей афинского народа и даровала ему священное дерево - маслину (изображение на зап. фронтоне Парфенона). Как А. Полиада она покровительствовала и другим городам (напр., Приеме) и почиталась как богиня-победительница (например, в Пергаме). А. принимала участие в борьбе богов с гигантами и покровительствовала многим греческим героям (Диомеду, Одиссею, Гераклу). А. покровительствовала также развитию ремесел и охраняла их. Как богиня мудрости и разума А. покровительствовала наукам (статуя А. из Пергамской библиотеки). Она научила людей обуздывать коней и запрягать быков, строить и управлять колесницами (как опытная участница поединков колесниц). А. передала людям искусство строить корабли, научила женщин прясть и ткать, даровала жителям земли флейту, законы и учредила ареопаг. Функции, которые исполняла богиня, отражали обществ, и социальный статус ее почитателей. Так, очевидно при Писистрате, она стала покровительницей Афин, ремесленников и отдельных ремесел. В период правления Перикла произошло ее превращение в богиню мира (напр., статуя А. Лемнии). Ее культовыми животными были сова (отсюда прозвище "совоокая") и змея, а священным деревом - маслина. В Риме с А. отождествляли Минерву. А., как правило, изображали в виде суровой и величеств, девы в шлеме, с копьем, щитом и эгидой. От знаменитого культового изображения А.- покрытой слоновой костью и золотом гигантской статуи работы Фидия, сделанной в 30-х гг. V в. до н. э. и стоявшей в Парфеноне на Афинском акрополе, - сохранился ряд копий и реплик (напр., статуя А. из Пергама, голова А. в Копенгагене, гемма Аспасия и другие). Статуя А. Лемнии, также выполнена Фидием и установлена на Афинском акрополе в нач. 2-й пол. V в. до н.э., отождествляется с сохранившимися до наших дней фрагментами статуи, наиболее выразительные из к-рых хранятся в Дрездене и Болонье (голова). На ней А. представлена в облике умиротворенной богини, олицетворяющей тогдашний миролюбивый политический курс Афин. Многочисленные статуи А. V и IV вв. до н. э. отражают стремление Афин и возглавляемого ими союза восстановить прежние позиции. Пергамский ренессанс образа А. в эллинизме явился выражением притязаний атталидов по отношению к классическому наследию (изображение А. на фризе Пергамского алтаря). Об А. - живописные полотна Боттичелли и Рубенса, комедия Г. Сакса "Паллада и Венера"194.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта